Требования к современному уроку, реализующему ФГОС ООО

Урок является главной организационной формой обучения в условиях ФГОС. Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему строится на известных каждому учителю этапах (определение целей и задач урока, отбор содержания учебного материала, методов и приёмов обучения, определение способов контроля и оценивания учащихся). Меняется в первую очередь сам характер взаимодействия учителя и ученика. Учитель выступает организатором продуктивной познавательной деятельности школьников, учащиеся активно включаются в образовательный процесс: ставят цели своей деятельности, планируют, осуществляют её и оценивают результативность. Поэтому так высок на фгосовском уроке процент самостоятельной работы учащихся с обязательной последующей самопроверкой и коррекцией. Существуют различные варианты типологий уроков в соответствии с ФГОС. На наш взгляд, целесообразно сохранить существующую типологию уроков русского языка, поскольку она не противоречит идеям новых образовательных стандартов.

 

Организационные формы обучения русскому языку

 

1. Урок изучения нового материала.

2. Урок закрепления знаний, умений и навыков.

3. Повторительно-обобщающий урок.

4. Комбинированный урок.

5. Уроки развития речи (урок подготовки изложения, урок подготовки сочинения, урок анализа текста, урок обучения устным монологическим высказываниям).

6. Уроки анализа письменных работ учащихся.

7. Контрольные уроки.

Структура уроков всех типов методически разработана и содержится в книгах В.Т. Панова «Типы и структура уроков русского языка». – М., 1986. и И.Ю. Гац «Методический блокнот учителя русского языка». – М.: Дрофа, 2010.

Обращаем внимание на терминологическое переименование и на содержательное наполнение отдельных этапов урока:

 

 

Создание психологических условий для изучения нового материала Мотивация Создание проблемной ситуации или использование иных приёмов, вызывающих интерес к учебной деятельности на уроке.
Повторение изученного материала, необходимого для усвоения новых знаний Актуализация Подготовка мышления детей к изучению нового материала. Воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового знания.
Подведение итогов урока Рефлексия Фиксация изученного на уроке материала, определение его значимости, самооценка учебной деятельности.

 

Любой урок, независимо от его типа, включает три обязательных этапа:

мотивационно-целевой (обеспечение появления у детей познавательного мотива, вовлечение учащихся в самостоятельное целеполагание, определение учебных задач);

процессуальный (организация продуктивной познавательной деятельности учащихся, использование технологий развивающего, проблемного обучения, технологии деятельностного метода, активных форм и методов обучения; совершенствование форм учебного сотрудничества (организация работы в парах и группах), реализация дифференцированного подхода в обучении);

рефлексивно-оценочный (организация самостоятельной оценочной и коррекционной деятельности учащихся).

На этапе рефлексии целесообразно предложить учащимся осмыслить результативность своей учебной деятельности в связи с целями, которые учащиеся ставили (Какие цели вы ставили? Достигли ли вы этих целей? Что узнали? Чему научились?). Важно, чтобы учащиеся осознавали собственные затруднения. Можно предложить отмечать индивидуальные для каждого ученика затруднения знаком вопроса на полях тетради или рабочего листа. В конце урока каждый учащийся должен оценить результативность своей учебной деятельности и обозначить его цифровым, буквенным или любым другим графическим символом.

Уровни оценивания своих знаний и умений

1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

При подготовке урока важно определить цели урока. Именно цель определяет характер взаимодействия учителя и ученика и реализуется как в действиях учителя, так и в соответствующих им действиях учеников. В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Но как должны формулироваться цели?

Среди ведущих теоретиков образования и методистов нет единого мнения по данному вопросу. Существует несколько точек зрения.

· Согласно первой, проектирование триединой цели урока (обучение, воспитание, развитие) устарело. Планируемые результаты рассматриваются как элемент целеполагания. Цель урока — достижение трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных. Данной точки зрения придерживаются многие теоретики ФГОС. В частности, в рекомендациях по составлению технологических карт уроков, составленных Копотевой Г.Л., Логвиновой И.М. цели отдельно не выделяются.

· Согласно второй точке зрения, от написания триединой цели необходимо перейти к формулированию целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию, к цели диагностируемой, выводящей на запланированный результат. Таким образом, цели (цель и задачи) формулируются в терминах деятельности учащихся, осуществляемой для достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов (которые также должны быть сформулированы). Данной точки зрения придерживаются О.Н. Крылова, М.В. Муштавинская. 

· Согласно третьей точке зрения, цели и планируемые результаты хотя и взаимосвязаны, но не тождественны. Потому необходимо формулировать как цели так и планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты. Данной точки зрения придерживаются А.Н. Иоффе, М.М. Поташник, М.В. Левит.

Педагог сам выбирает, какая точка зрения ему ближе и решает, формулировать ли отдельно цели (или цель и задачи) в дополнение к ожидаемым результатам, либо остановиться на планируемых результатах, достижение которых и будет целью урока.

Новым в планировании урока, реализующего системно-деятельностный подход, является внедрение в практику технологической карты конструирования урока. Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, рекомендованная Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Задача технологической карты — отразить деятельностный подход в обучении. На каждом этапе урока учитель отслеживает как свою деятельность, так деятельность учащихся.

В настоящее время существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Мы предлагаем вариант региональной технологической карты урока, разработанной в Саратовском областном институте развития образования рабочей группой (В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева). За основу были взяты технологические карты, предложенные Копотевой Г.Л., Логвиновой И.М., а также учтены идеи и рекомендации А.Н.Иоффе, Л.Г.Петерсон, Р.Н.Бунеева и др. Данный вариант технологической карты представляется наиболее оптимальным для учителя, переходящего на ФГОС, поскольку построен на основе скорректированного традиционного урока, поэтому освоить его учителю-практику не будет представлять большой сложности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: