В преподавании русского языка

Методологической основой стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход, основанный на теории деятельности, разработанной советскими учёными-психологами А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном на основе культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Эти научные идеи были развиты, перенесены в практику массовой школы и оформлены в виде целостных систем развивающего обучения научным коллективом Л.В. Занкова и коллективом Д.Б. Эльконина. При разработке ФГОС учитывались научные достижения развивающего обучения, в частности, теория учебной деятельности В.В. Давыдова, согласно которой выделяются основные компоненты учебной деятельности: учебные потребности, мотивы, задачи, действия, операции.

Системно-деятельностный подход в свете новых образовательных стандартов не сводится к конкретной системе обучения, предполагает построение образовательного процесса на деятельностной основе. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из последовательно реализуемых этапов:

— учебная мотивация, включающая в себя коммуникативную, познавательную потребность;

— учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым;

— решение учебной задачи посредством учебных действий: предметных и универсальных;

— контрольные действия, переходящие в самоконтроль;

— внешняя оценка, переходящая в самооценку.

Суть системно-дятельностного подхода точно и ёмко сформулировал А.А. Леонтьев: «Обучать деятельности — это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».

Важной особенностью новой методологической системы является метапредметность — установка на формирование универсальных учебных действий: личностных: устойчивого познавательного интереса к предмету, любви к родному языку, осознания его эстетической ценности; регулятивных: целеполагания учебной деятельности, самооценки, самоконтроля и коррекции; коммуникативных: формулирования и аргументации собственного мнения, использования для этого адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками; познавательных: смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, сравнения, построения умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей. Все эти универсальные учебные действия применительно к урокам русского языка носят регулярный характер и отрабатываются практически на каждом уроке.

Позволяет реализовать системно-деятельностный подход использование личностно ориентированных технологий: информационных, проектных, технологии деятельностного метода, активных и интерактивных форм и методов обучения, и, конечно, технологии развивающего проблемного обучения, которой хорошо владеют учителя-словесники.

Методическая система развивающего обучения русскому языку накопила достаточный арсенал средств. Это развивающие методы и приёмы обучения, среди которых ведущее место занимают метод эвристической (индуктивной) беседы, метод языкового анализа, лингвистический эксперимент, лингвистические задачи проблемного и поискового характера, выборочные, распределительные, творческие, свободные диктанты, сочинения, изложения, упражнения на конструирование и переконструирование языкового материала, развивающие лингвистические игры, развивающая графическая наглядность. Определяя средства развивающего обучения, методисты сходятся в «принципе предпочтительного использования индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных явлений и категорий языка». Индуктивный метод имеет в виду движение мысли от частного к общему, от наблюдений над отдельными особенностями изучаемой категории языка к обобщению, к пониманию общей закономерности, к определению понятия. Наиболее подходящим приемом реализации индуктивного метода является прием беседы, постепенно подводящей учащихся к нужному обобщению. Беседа, опирающаяся на индуктивный способ мышления, служит основой так называемого проблемного обучения, при котором создается проблемная ситуация, выдвигающая определенную целевую установку и намечающая пути достижения соответствующей цели. Проблемный тип учения стимулирует познавательную активность учащихся и несет в себе мощный потенциал развития продуктивного мышления, определяя тем самым методологическую основу системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в обучении родному языку предполагает активное усвоение системы лингвистических знаний и соответствую­щих им умений и навыков в процессе целенаправленного формирования и совершен­ствования всех видов речевой деятельностиучащихся. Именно формирование коммуникативной компетенции учащихся является безусловным приоритетом в преподавании русского языка. Важно на каждом уроке создать условия для эффективного речевого общения, использовать различные формы речевого взаимодействия, чему в немалой степени способствуют обязательные в контексте стандартов второго поколения парная и групповая формы учебного сотрудничества. Важнейшей характеристикой коммуникативно ориентированного обучения является использование текста в качестве основной дидактической единицы. На основе текста проводится работа по овладению учащимися разными видами чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее), а также интерпретации, оценке и преобразованию информации, созданию собственных речевых высказываний. Особое внимание следует уделить работе с учебным текстом. Именно на его основе формируются навыки изучающего и усваивающего чтения, без которых невозможна реализация девиза стандарта второго поколения «Учись учиться». Организуя работу с учебным текстом, можно использовать различные приёмы работы: сравнение самостоятельно открытого знания с теоретической статьёй в учебнике, формулирование вопросов по содержанию параграфа, составление тезисного плана статьи учебника (при групповой работе сравнение планов, составленных разными группами), создание на основе учебного текста таблицы, схемы или алгоритма по применению правила.

Для продуктивного усвоения знаний и развития универсальных способов деятельности важно установление более широких внутрипредметных (между различными разделами курса) и межпредметных связей. Такой подход способствует выработке целостной системы знаний, развивает способность к их переносу и творческому использованию в различных учебных и жизненных ситуациях. Наиболее последовательно этот подход реализован в УМК С.И. Львовой.

Реализация системно-деятельностного подхода предусматривает индивидуализацию и дифференциацию обучения, создание условий для эффективного развития разных по уровню подготовки учащихся. Это требует разработки к каждому уроку заданий базового и повышенного уровня сложности, использования разных критериев оценки, дифференцированного домашнего задания.

Из всего вышесказанного вытекают требования к образовательному процессу, реализующему ФГОС ООО:

— создание особых условий обучения, при которых учащийся становится субъектом процесса обучения, самостоятельно ориентируется в учебной деятельности: целеполагает, планирует её, осуществляет самоконтроль и коррекцию;

— метапредметность (формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных);

— рефлексивность (анализ процесса достижения учебной цели и его результата на всех этапах урока);

— дифференциация обучения.

Ресурсы.

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. – М.: Педагогика, 2009.

 Донская Т.К. Обучение и развитие на уроках русского языка. – Л., 1981.

Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М., 2011.

Львова С.И. Коммуникативно-деятельностный подход как достижение современной методики преподавания русского языка. // Русский язык в школе, 2013, № 7.

Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? / Начальная школа, 2001, № 1.

Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М., 1975.

Поташник М.М, Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2014

Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблема его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009, № 6.

Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие / Е.С. Антонова. – М., 2007.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: