Методологической основой стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход, основанный на теории деятельности, разработанной советскими учёными-психологами А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном на основе культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Эти научные идеи были развиты, перенесены в практику массовой школы и оформлены в виде целостных систем развивающего обучения научным коллективом Л.В. Занкова и коллективом Д.Б. Эльконина. При разработке ФГОС учитывались научные достижения развивающего обучения, в частности, теория учебной деятельности В.В. Давыдова, согласно которой выделяются основные компоненты учебной деятельности: учебные потребности, мотивы, задачи, действия, операции.
Системно-деятельностный подход в свете новых образовательных стандартов не сводится к конкретной системе обучения, предполагает построение образовательного процесса на деятельностной основе. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из последовательно реализуемых этапов:
|
|
— учебная мотивация, включающая в себя коммуникативную, познавательную потребность;
— учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым;
— решение учебной задачи посредством учебных действий: предметных и универсальных;
— контрольные действия, переходящие в самоконтроль;
— внешняя оценка, переходящая в самооценку.
Суть системно-дятельностного подхода точно и ёмко сформулировал А.А. Леонтьев: «Обучать деятельности — это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».
Важной особенностью новой методологической системы является метапредметность — установка на формирование универсальных учебных действий: личностных: устойчивого познавательного интереса к предмету, любви к родному языку, осознания его эстетической ценности; регулятивных: целеполагания учебной деятельности, самооценки, самоконтроля и коррекции; коммуникативных: формулирования и аргументации собственного мнения, использования для этого адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками; познавательных: смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, сравнения, построения умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей. Все эти универсальные учебные действия применительно к урокам русского языка носят регулярный характер и отрабатываются практически на каждом уроке.
|
|
Позволяет реализовать системно-деятельностный подход использование личностно ориентированных технологий: информационных, проектных, технологии деятельностного метода, активных и интерактивных форм и методов обучения, и, конечно, технологии развивающего проблемного обучения, которой хорошо владеют учителя-словесники.
Методическая система развивающего обучения русскому языку накопила достаточный арсенал средств. Это развивающие методы и приёмы обучения, среди которых ведущее место занимают метод эвристической (индуктивной) беседы, метод языкового анализа, лингвистический эксперимент, лингвистические задачи проблемного и поискового характера, выборочные, распределительные, творческие, свободные диктанты, сочинения, изложения, упражнения на конструирование и переконструирование языкового материала, развивающие лингвистические игры, развивающая графическая наглядность. Определяя средства развивающего обучения, методисты сходятся в «принципе предпочтительного использования индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных явлений и категорий языка». Индуктивный метод имеет в виду движение мысли от частного к общему, от наблюдений над отдельными особенностями изучаемой категории языка к обобщению, к пониманию общей закономерности, к определению понятия. Наиболее подходящим приемом реализации индуктивного метода является прием беседы, постепенно подводящей учащихся к нужному обобщению. Беседа, опирающаяся на индуктивный способ мышления, служит основой так называемого проблемного обучения, при котором создается проблемная ситуация, выдвигающая определенную целевую установку и намечающая пути достижения соответствующей цели. Проблемный тип учения стимулирует познавательную активность учащихся и несет в себе мощный потенциал развития продуктивного мышления, определяя тем самым методологическую основу системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход в обучении родному языку предполагает активное усвоение системы лингвистических знаний и соответствующих им умений и навыков в процессе целенаправленного формирования и совершенствования всех видов речевой деятельностиучащихся. Именно формирование коммуникативной компетенции учащихся является безусловным приоритетом в преподавании русского языка. Важно на каждом уроке создать условия для эффективного речевого общения, использовать различные формы речевого взаимодействия, чему в немалой степени способствуют обязательные в контексте стандартов второго поколения парная и групповая формы учебного сотрудничества. Важнейшей характеристикой коммуникативно ориентированного обучения является использование текста в качестве основной дидактической единицы. На основе текста проводится работа по овладению учащимися разными видами чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее), а также интерпретации, оценке и преобразованию информации, созданию собственных речевых высказываний. Особое внимание следует уделить работе с учебным текстом. Именно на его основе формируются навыки изучающего и усваивающего чтения, без которых невозможна реализация девиза стандарта второго поколения «Учись учиться». Организуя работу с учебным текстом, можно использовать различные приёмы работы: сравнение самостоятельно открытого знания с теоретической статьёй в учебнике, формулирование вопросов по содержанию параграфа, составление тезисного плана статьи учебника (при групповой работе сравнение планов, составленных разными группами), создание на основе учебного текста таблицы, схемы или алгоритма по применению правила.
|
|
Для продуктивного усвоения знаний и развития универсальных способов деятельности важно установление более широких внутрипредметных (между различными разделами курса) и межпредметных связей. Такой подход способствует выработке целостной системы знаний, развивает способность к их переносу и творческому использованию в различных учебных и жизненных ситуациях. Наиболее последовательно этот подход реализован в УМК С.И. Львовой.
Реализация системно-деятельностного подхода предусматривает индивидуализацию и дифференциацию обучения, создание условий для эффективного развития разных по уровню подготовки учащихся. Это требует разработки к каждому уроку заданий базового и повышенного уровня сложности, использования разных критериев оценки, дифференцированного домашнего задания.
Из всего вышесказанного вытекают требования к образовательному процессу, реализующему ФГОС ООО:
— создание особых условий обучения, при которых учащийся становится субъектом процесса обучения, самостоятельно ориентируется в учебной деятельности: целеполагает, планирует её, осуществляет самоконтроль и коррекцию;
— метапредметность (формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных);
— рефлексивность (анализ процесса достижения учебной цели и его результата на всех этапах урока);
— дифференциация обучения.
Ресурсы.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. – М.: Педагогика, 2009.
Донская Т.К. Обучение и развитие на уроках русского языка. – Л., 1981.
Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М., 2011.
Львова С.И. Коммуникативно-деятельностный подход как достижение современной методики преподавания русского языка. // Русский язык в школе, 2013, № 7.
Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? / Начальная школа, 2001, № 1.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М., 1975.
|
|
Поташник М.М, Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2014
Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблема его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009, № 6.
Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие / Е.С. Антонова. – М., 2007.