Строительные приемы, тектоника

Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых по­жаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из на­сущных задач совершенствования строительства.

В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции при­ходят цилиндрические своды. Кресто­вые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала XII в. они начинают применять­ся для перекрытия главного пролета. Как и в Византии, романский кресто­вый свод почти всегда делается вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа и тран­септа, опирались на четырехгранное основание с помощью парусов или тромпов резко возрастать. Важным шагом в преобразовании конструктивной систе­мы было сосредоточение усилий с помощью крестовых сводов и под-пружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно сте­ну и столбы — контрфорсы, устанав­ливаемые в местах наибольшего дей­ствия распорных усилий. Эта конст­руктивная схема явилась основным итогом развития романского зодчества и стала основой для развития готи­ческой системы.

В период зрелой романской архи­тектуры (XII в.) принцип дифферен­циации конструкции начинает прояв­ляться и в структуре сводов, внутрен­няя поверхность которых сочетается с выступающими ребрами — гурта­ми. На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с базой и капи­телью. Расчлененная структура несу­щего столба явилась основой пласти­ческого решения интерьера, нашедше­го свое дальнейшее развитие в готи­ческих постройках.

Основным материалом для возве­дения крупных построек служил ка­мень местных пород, главным обра­зом известняк. Применялись также разноцветные камни вулканического происхождения (в некоторых областях Франции), гранит (в Нормандии), а для облицовки — мрамор (в Средней Ита­лии). Кирпич применялся главным об­разом в северных областях Франции, в Германии и Нидерландах. Романские строители полностью отказались от приемов укладки камней насухо, а также от бетонной кладки горизон­тальными слоями, характерной для римской техники. Стены обычно вы­полнялись трехслойными с забуткой из каменного балласта и раствора; внеш­ние ряды из тесаного камня также укладывались на растворе.

Своды романских зданий делались из клинчатых тесаных камней или кирпича на растворе. Все своды вы­полнялись по деревянным кружалам. В целях экономии материала камни для кладки стен имели различную длину и высоту.

Отеска камня и его окончательная об­работка, включая резьбу по камню, производилась до укладки квадров на место. При этом тщательно обраба­тывалась лишь лицевая сторона.

Особое, значение приобретал укла­дываемый толстыми слоями раствор, который в данном случае был не толь­ко вяжущим, но^ прежде всего пласти­ческим материалом, служащим для равномерного распределения давле­ния в кладке стены или свода.

В зависимости от применяемых материалов кладка стен, обычно не оштукатуривавшаяся, была важнейшим средством художественной выразительности, способствуя выявлению особенностей тектоники зданий.

Внутреннему строению романского храма с его четким расчленением пространства и конструктивных эле­ментов соответствует и внешняя ком­позиция. Конструкция подчеркивается членениями стен, среди которых веду­щая роль отводится конструктивно-оправданным угловым утолщениям, лопаткам и контрофорсам. В разработ­ке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господству­ет арка. Проемы имеют, как правило, полуциркульное завершение, в позд­ний период иногда — стрельчатое. Фасады украшались декоративными поясками — аркатурами, иногда в со­четании со скульптурными фризами. На западном фасаде один или три вхо­да обрамлялись богатыми «перспек­тивными» порталами в виде убываю­щих внутрь нескольких рядов колонн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: