Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства.
В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала XII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета. Как и в Византии, романский крестовый свод почти всегда делается вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа и трансепта, опирались на четырехгранное основание с помощью парусов или тромпов резко возрастать. Важным шагом в преобразовании конструктивной системы было сосредоточение усилий с помощью крестовых сводов и под-пружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно стену и столбы — контрфорсы, устанавливаемые в местах наибольшего действия распорных усилий. Эта конструктивная схема явилась основным итогом развития романского зодчества и стала основой для развития готической системы.
|
|
В период зрелой романской архитектуры (XII в.) принцип дифференциации конструкции начинает проявляться и в структуре сводов, внутренняя поверхность которых сочетается с выступающими ребрами — гуртами. На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с базой и капителью. Расчлененная структура несущего столба явилась основой пластического решения интерьера, нашедшего свое дальнейшее развитие в готических постройках.
Основным материалом для возведения крупных построек служил камень местных пород, главным образом известняк. Применялись также разноцветные камни вулканического происхождения (в некоторых областях Франции), гранит (в Нормандии), а для облицовки — мрамор (в Средней Италии). Кирпич применялся главным образом в северных областях Франции, в Германии и Нидерландах. Романские строители полностью отказались от приемов укладки камней насухо, а также от бетонной кладки горизонтальными слоями, характерной для римской техники. Стены обычно выполнялись трехслойными с забуткой из каменного балласта и раствора; внешние ряды из тесаного камня также укладывались на растворе.
Своды романских зданий делались из клинчатых тесаных камней или кирпича на растворе. Все своды выполнялись по деревянным кружалам. В целях экономии материала камни для кладки стен имели различную длину и высоту.
Отеска камня и его окончательная обработка, включая резьбу по камню, производилась до укладки квадров на место. При этом тщательно обрабатывалась лишь лицевая сторона.
|
|
Особое, значение приобретал укладываемый толстыми слоями раствор, который в данном случае был не только вяжущим, но^ прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределения давления в кладке стены или свода.
В зависимости от применяемых материалов кладка стен, обычно не оштукатуривавшаяся, была важнейшим средством художественной выразительности, способствуя выявлению особенностей тектоники зданий.
Внутреннему строению романского храма с его четким расчленением пространства и конструктивных элементов соответствует и внешняя композиция. Конструкция подчеркивается членениями стен, среди которых ведущая роль отводится конструктивно-оправданным угловым утолщениям, лопаткам и контрофорсам. В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует арка. Проемы имеют, как правило, полуциркульное завершение, в поздний период иногда — стрельчатое. Фасады украшались декоративными поясками — аркатурами, иногда в сочетании со скульптурными фризами. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми «перспективными» порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн.