В древнейшей Месопотамии в связи с почти полным отсутствием местного камня и леса основным строительным материалом был кирпич-сырец, из которого возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. С древних времен известен и обожженный кирпич, но применялся он редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водоизоляционного материала широко использовался битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича-сырца обычно состоял из глины, иногда с примесью золы и битума. Известковый раствор начинает применяться позднее, примерно с середины 1 тыс. до н. э.
Для значительного улучшения связи и прочности сырцовых стен часто использовались прокладки из тростника: через каждые 5—13 слоев кирпича укладывались пропитанные битумом плетни или тростниковые циновки. Помимо укрепления стен они предохраняли конструкции от влаги и почвенных солей.
С древнейших времен сооружались «ложные» своды, однако уже в III тыс. до н. э. (царские гробницы Ура), наряду с ложными встречаются распорные клинчатые своды.
|
|
Сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки — одна из важнейших черт ассиро-вавилонского строительного искусства. Наряду с каменным рельефом в отделке стен широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная орнаментация и различные виды керамической облицовки, развивавшей приемы древнейшей Месопотамии.
В Ассирии и Новом Вавилоне продолжают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции, возводимые бескружальной техникой (без использования опалубки). Сводами перекрывали пролеты сравнительно небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные настилы.
Заметный прогресс в развитии строительных конструкций наблюдается в Древнем Иране в применении стоечно-балочных систем, но особенно в сводостроении.
Своды и купола достигали больших размеров. Самый крупный известный купол этого периода в Чор-Капу перекрывал пролет 16,15 м. При кладке стен из булыжного камня купол возведен из обожженного кирпича. Наиболее грандиозной сводчатой конструкцией является построенный из обожженного кирпича коробовый свод айвана дворца в Ктесифоне, пролет которого достигает 25,63 м, высота — 37 м. Этот свод — один из крупнейших в мировой архитектуре.
Здания и архитектурные комплексы
Город Ур в древнейшей Месопотамии стал столицей объединенного государства Шумер и Аккад (конец III тыс. до н. э.). Его центр, обнесенный крепостной стеной, был образован комплексом дворцовых и культовых зданий, среди которых возвышался зиккурат— ступенчатое башнеобразное культовое сооружение, состоящее из сплошных уменьшающихся кверху объемов.с храмиком на верхней платформе. Зиккурат Ура, имевший общую высоту более 20 м, длину сторон основания 65 и 43 м и высоту нижнего ^уступа 9,75 м, был возведен из кирпича-сырца и облицован обожженным кирпичом.Была построена новая крепость — столица Дур-Шаррукин с грандиозным дворцовым комплексом. Город имел в плане форму, близкую к квадрату, со сторонами 1780X1685 м. Стены, поднимавшиеся на высоту 18 м, были сложены из кирпича-сырца и облицованы в нижней части огромными блоками тщательно отесанного камня.
|
|
Самым крупным дворцовым комплексом была резиденция царя в Персеполе (520—460 гг. до н. э.), построенная на вырубленной в скале террасе размером 450X300 м и включавшая в свой ансамбль помимо торжественных ворот-пропилеи ряд отдельно стоящих дворцовых зданий. Среди них доминирующим типом был многоколонный зал для приемов — ападана, являющийся ярким и самобытным достижением древнеиранской архитектуры. Необыкновенно стройные мраморные колонны высотой более 18 м несли балочное перекрытие из кедра, облицованное листами золота. Яркая раскраска по штукатурке, рельефы, металлические накладки и особенно яркие цветные изразцы, искусство изготовления которых здесь было доведено до подлинного совершенства,— все это создавало богатую палитру декоративных средств древнепер-сидского зодчества.
2. Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.
Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.
Лопатка, лизена – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.
Закомара (от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый)свод.
Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.
АПСИДА
Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Подклет – нижний этаж каменного или деревянного жилого дома или храма, обычно имеющей служебно-хозяйственное назначение.
Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках.
Прясло - часть поверхности стены. Прясло ограничивается пилястрами или выступами лопаток, или башнями крепостной стены.
Подпружная арка - арка, укрепляющая или поддерживающая свод в различных типах сводчатых конструкций.