Архитектура рабовладельческой эпохи. архитектура передней Азии. зодчество Месопотамии и сопредельных государств. материалы и строительные приемы. здания и архитектурные ансамбли

В древнейшей Месопотамии в свя­зи с почти полным отсутствием мест­ного камня и леса основным строи­тельным материалом был кирпич-сы­рец, из которого возводились и мас­совое жилье, и монументальные со­оружения. С древних времен извес­тен и обожженный кирпич, но применялся он редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водоизоляционного ма­териала широко использовался битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича-сырца обычно состоял из гли­ны, иногда с примесью золы и битума. Известковый раствор начинает при­меняться позднее, примерно с сере­дины 1 тыс. до н. э.

Для значительного улучшения свя­зи и прочности сырцовых стен часто использовались прокладки из трост­ника: через каждые 5—13 слоев кир­пича укладывались пропитанные би­тумом плетни или тростниковые ци­новки. Помимо укрепления стен они предохраняли конструкции от влаги и почвенных солей.

С древнейших времен сооружались «ложные» своды, однако уже в III тыс. до н. э. (царские гробницы Ура), наряду с ложными встречают­ся распорные клинчатые своды.

Сочетание в конструкции стен кир­пичной основы и каменной облицов­ки — одна из важнейших черт ассиро-вавилонского строительного искусства. Наряду с каменным рельефом в отделке стен широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная орнаментация и раз­личные виды керамической облицов­ки, развивавшей приемы древнейшей Месопотамии.

В Ассирии и Новом Вавилоне про­должают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции, воз­водимые бескружальной техникой (без использования опалубки). Свода­ми перекрывали пролеты сравнитель­но небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные нас­тилы.

Заметный прогресс в развитии строительных конструкций наблюда­ется в Древнем Иране в применении стоечно-балочных систем, но особен­но в сводостроении.

Своды и купола достигали боль­ших размеров. Самый крупный из­вестный купол этого периода в Чор-Капу перекрывал пролет 16,15 м. При кладке стен из булыжного камня ку­пол возведен из обожженного кирпи­ча. Наиболее грандиозной сводчатой конструкцией является построенный из обожженного кирпича коробовый свод айвана дворца в Ктесифоне, пролет которого достигает 25,63 м, высота — 37 м. Этот свод — один из крупнейших в мировой ар­хитектуре.

Здания и архитектурные комплексы

Город Ур в древнейшей Месопо­тамии стал столицей объединенного государства Шумер и Аккад (конец III тыс. до н. э.). Его центр, обнесенный крепостной стеной, был образован комплексом дворцовых и культовых зданий, среди которых возвышался зиккурат— ступенчатое башнеобразное культовое сооружение, состоящее из сплошных уменьшаю­щихся кверху объемов.с храмиком на верхней платформе. Зиккурат Ура, имевший общую высоту более 20 м, длину сторон основания 65 и 43 м и высоту нижнего ^уступа 9,75 м, был возведен из кирпича-сырца и облицован обожженным кирпичом.Была построе­на новая крепость — столица Дур-Шаррукин с грандиозным дворцовым комплексом. Город имел в плане форму, близкую к квадрату, со сторонами 1780X1685 м. Стены, поднимавшиеся на высоту 18 м, бы­ли сложены из кирпича-сырца и об­лицованы в нижней части огромны­ми блоками тщательно отесанного камня.

Самым крупным дворцовым комп­лексом была резиденция царя в Персеполе (520—460 гг. до н. э.), построенная на вырубленной в скале террасе размером 450X300 м и включавшая в свой ансамбль помимо торжественных ворот-пропилеи ряд отдельно стоящих дворцовых зданий. Среди них доминирующим типом был многоколонный зал для приемов — ападана, являющийся яр­ким и самобытным достижением древнеиранской архитектуры. Не­обыкновенно стройные мраморные колонны высотой более 18 м несли балочное перекрытие из кедра, об­лицованное листами золота. Яркая раскраска по штукатурке, рельефы, металлические накладки и особенно яркие цветные изразцы, искусство изготовления которых здесь было до­ведено до подлинного совершенст­ва,— все это создавало богатую палит­ру декоративных средств древнепер-сидского зодчества.

2. Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.

Лопатка, лизена – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.

Закомара (от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый)свод.

Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

АПСИДА

Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Подклет – нижний этаж каменного или деревянного жилого дома или храма, обычно имеющей служебно-хозяйственное назначение.

Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках.

Прясло - часть поверхности стены. Прясло ограничивается пилястрами или выступами лопаток, или башнями крепостной стены.

Подпружная арка - арка, укрепляющая или поддерживающая свод в различных типах сводчатых конструкций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: