Ансамбль Дворцовой площади в Петербурге

1. Государственный Эрмитаж

Здание Зимнего дворца - самизв постройка арх Франческо Бартоломео Растрелли, мастера стиля барокко. Дворец соор в 1754 - 1764 гг.Гл фасад обращен в сторону Дв.площади. Здание богато декор.колоннами, лепными наличниками окон, скульптурой. В оф-и интерьеров исп. мрамор, малахит, яшма, лепные и живописные украшения, бронза и позолота, ценные сорта дерева.До Окт переворота дворец был рез-й рус царей.Сейчас во дворце и сос. с ним зданиях размещ. здания Гос. Эрм.

2. Александровская колонна

Воздв. по проекту арх. Огюста Монферрана в 1834 году в честь победы России над Наполеоном в войне 1812 года. Высота колонны47,5 м.

3. Здание Главного штаба и Министерства иностранных дел

Возв. в 1811 - 1829 годах арх. Карлом Ивановичем Росси напротив Зимнего дворца. Здания, образ.полукруг, соединены Триумфальной аркой. Протяженность фасада составляет 600 м.

4. Триумф. арка

Памятник победы в войне 1812 года. Арка, обильно украш. скульптурой, откр. парадный въезд на Дв. площадь с Невского проспекта. Венчает арку фигура Славы в триумфальной колеснице работы Степана Степановича Пименова и Василия Ивановича Демут-Малиновского.

5. Здание бывшего Штаба Гвардейского корпуса

Построено в 1840 году в класс. стиле арх. Александром Павловичем Брюлловым

6. Адмиралтейство

Соор. Арх. Андреяном Дмитриевичем Захаровым в 1806 - 1823 годах на месте судостр. верфи, залож. в 1704 году Петром I.
Центр. башня Адмиралтейства с 72-метровой иглой увенчана флюгером-корабликом. Здесь размещ. Высш. Инжен.Военно-морское училище.


Архитектура античного мира. архитектура древней Греции. развитие архитектурно-строительной науки. материалы и конструкции. древнегреческий ордер. здания и архитектурные ансамбли. градостроительство.

Типология зданий и сооружений.

Греки создали новые типы общественных открытых и закрытых зданий и соору­жений. К закрытым относятся все разновидности храмов, залов общественных собра­ний - булевтериев, экклесиастериев, полуоткрытых галерей - колоннад-стоя и откры­тых сооружений -театров и стадионов. Для устройства театров выбирались склоны гор, обеспечивающих амфитеатральное размещение зрительных мест, а для стадионов и ип­подромов - лощины, позволяющие двухстороннее размещение зрительных мест.

Помимо театрона (амфитеатра), при сооружении театра обязательно в центре раз­мещалась круглая площадка (орхестра), на которой располагался хор, комментирующий события, происходящие на сцене.

В классический период сцена представляла собой вытянутое перед театроном (амфитеатром) двухэтажное здание, под портиком которого происходило действие. В эпоху эллинизма к сцене стали пристраивать просцениум, одноэтажный объем, на по­крытие которого частично выносилось сценическое действо.

Театрон, если позволял рельеф, располагался по концентрическим дугам окруж­ности, занимая немного более ее половины, и завершался по торцам подпорными стен­ками. Вместимость театров достигала 14 тысяч зрителей (театр в Пергаме), а диаметр театрона 115м (театр в Эпидавре).

Архитектура греческого жилища предельно замкнута (рис. 2.5). Улицы огражде­ны глухими стенами домов с небольшими проемами входов. Внутреннее пространство контрастно внешнему. Посетитель попадает в приветливое открытое пространство про-стады - глубокого дворика - лоджии, имеющего иногда в центре бассейн с дождевой во­дой. В наиболее богатых домах простада обстраивается со всех сторон, превращаясь в перистиль, нарядное озелененное, окруженное колоннадой и украшенное мелкой плас­тикой пространство. Все жилые помещения имеют входы и освещаются через проемы, обращенные в простаду и перистиль

Храмы.

сформировался простейший тип культового здания -храм в антах. Его принципиальное отличие от мегарона - единый объем, тогда как мегарон об­строен со всех сторон другими помещениями. Антовыми строились маленькие храмы и сокровищницы в больших культовых комплексах. По мере развития культового строи­тельства сложились и остальные типы храмов: простиль - с портиком у входа в храм, ам-фипростшъ - храм с двумя портиками (у каждой из торцевых стен), периптер - объем, окруженный колоннадой по всему периметру и диптер - с двойной колоннадой. Наряду с прямоугольными строились и круглые в плане храмы - пюлосы с круговой колоннадой.

Ведущим типом храма стал периптериальный. Он сложился уже в период архаи­ки (храмы в Пестуме и Селинунте), а в классический период играл главенствующую роль в крупных культовых ансамблях.

Диптер получит распространение в период эллинизма, преимущественно в мало­азиатских центрах.

Происхождение основного типа храма - периптериального сложилось под влия­нием конструкций массовой жилой застройки. Она возводилась, как правило, со стена­ми из сырцового кирпича. Для их защиты от дождей кровля выполнялась с большими свесами, которые поддерживались деревянными стойками галереи по контуру здания.

Храмы возводились из естественного камня и размещались на высокой платфор­ме-стилобате. На ней возводилось жилище божества-целла - прямоугольное помеще­ние, освещаемое только через дверной проем.

Греческие зодчие создали два основных типа ордера - дорический и ионический. Позднее к ним присоединился коринфский (рис. 2.7). Ордер образуют колонны и опира­ющийся на них горизонтальный антаблемент. В свою очередь, колонна состоит из ство­ла и капители в дорическом ордере, а в ионическом и коринфском из базы колонны, ее ствола и капители. Капитель содержит поддерживающую часть (эхин - в дорическом ордере) и широкую каменную плиту абаку, на которую непосредственно опирается ар­хитрав - нижняя часть трехчастной системы антаблемента. Его промежуточная часть -фриз, в отличие от неукрашенного конструктивного архитрава, имеет пластический декор, как и венчающая верхняя часть антаблемента - карниз, свес которого обеспечива­ет водосброс с кровли.

 

Парфенон самый крупный античный храм материковой Греции имеет размеры в плане 30,86x69,51м при высоте ордера 10,43м и диаметре колонн у основании 1,9 м.

Парфенон доминирует в застройке нетолько своими физическими размерами, но и благодаря целостности периптернальной композиции, отвечающей героическим иде­алам классической Греции.

Прямоугольный объем здания разделен на две неравные части с отдельными вхо­дами: большая - целла Афины-девы, меньшая - сокровищница афинского союза городов, в которой хранилась казна союзных полисов, собранная на нужды войны с персами. В связи с большим пролетом целлы и сокровищницы в них введены дополнительные ко­лонны для опирання перекрытий. Сообразуясь с ограниченным пространством целлы, зодчие применили в ней двухярусную дорическую колоннаду, что соответствовало мас­штабу композиции интерьера. В сокровищнице, имевшей чисто утилитарное назначение, они применили более простое техническое решение - с одноярусными колоннами.

Синтез скульптуры и архитектуры в Парфеноне представлен не только статуей Афи­ны в целле, но и многочисленным скульптурным декором фасадов. Тимпаны храма запол­нены многофигурными композициями: на западном - сценой спора Афины с Посейдоном за владычество над Аттикой, на восточном - сценой рождения Афины из головы Зевса.

Типология зданий и сооружений.

Греки создали новые типы общественных открытых и закрытых зданий и соору­жений. К закрытым относятся все разновидности храмов, залов общественных собра­ний - булевтериев, экклесиастериев, полуоткрытых галерей - колоннад-стоя и откры­тых сооружений -театров и стадионов. Для устройства театров выбирались склоны гор, обеспечивающих амфитеатральное размещение зрительных мест, а для стадионов и ип­подромов - лощины, позволяющие двухстороннее размещение зрительных мест.

Помимо театрона (амфитеатра), при сооружении театра обязательно в центре раз­мещалась круглая площадка (орхестра), на которой располагался хор, комментирующий события, происходящие на сцене.

В классический период сцена представляла собой вытянутое перед театроном (амфитеатром) двухэтажное здание, под портиком которого происходило действие. В эпоху эллинизма к сцене стали пристраивать просцениум, одноэтажный объем, на по­крытие которого частично выносилось сценическое действо.

Театрон, если позволял рельеф, располагался по концентрическим дугам окруж­ности, занимая немного более ее половины, и завершался по торцам подпорными стен­ками. Вместимость театров достигала 14 тысяч зрителей (театр в Пергаме), а диаметр театрона 115м (театр в Эпидавре).

Архитектура греческого жилища предельно замкнута (рис. 2.5). Улицы огражде­ны глухими стенами домов с небольшими проемами входов. Внутреннее пространство контрастно внешнему. Посетитель попадает в приветливое открытое пространство про-стады - глубокого дворика - лоджии, имеющего иногда в центре бассейн с дождевой во­дой. В наиболее богатых домах простада обстраивается со всех сторон, превращаясь в перистиль, нарядное озелененное, окруженное колоннадой и украшенное мелкой плас­тикой пространство. Все жилые помещения имеют входы и освещаются через проемы, обращенные в простаду и перистиль

Храмы.

сформировался простейший тип культового здания -храм в антах. Его принципиальное отличие от мегарона - единый объем, тогда как мегарон об­строен со всех сторон другими помещениями. Антовыми строились маленькие храмы и сокровищницы в больших культовых комплексах. По мере развития культового строи­тельства сложились и остальные типы храмов: простиль - с портиком у входа в храм, ам-фипростшъ - храм с двумя портиками (у каждой из торцевых стен), периптер - объем, окруженный колоннадой по всему периметру и диптер - с двойной колоннадой. Наряду с прямоугольными строились и круглые в плане храмы - пюлосы с круговой колоннадой.

Ведущим типом храма стал периптериальный. Он сложился уже в период архаи­ки (храмы в Пестуме и Селинунте), а в классический период играл главенствующую роль в крупных культовых ансамблях.

Диптер получит распространение в период эллинизма, преимущественно в мало­азиатских центрах.

Происхождение основного типа храма - периптериального сложилось под влия­нием конструкций массовой жилой застройки. Она возводилась, как правило, со стена­ми из сырцового кирпича. Для их защиты от дождей кровля выполнялась с большими свесами, которые поддерживались деревянными стойками галереи по контуру здания.

Храмы возводились из естественного камня и размещались на высокой платфор­ме-стилобате. На ней возводилось жилище божества-целла - прямоугольное помеще­ние, освещаемое только через дверной проем.

Греческие зодчие создали два основных типа ордера - дорический и ионический. Позднее к ним присоединился коринфский (рис. 2.7). Ордер образуют колонны и опира­ющийся на них горизонтальный антаблемент. В свою очередь, колонна состоит из ство­ла и капители в дорическом ордере, а в ионическом и коринфском из базы колонны, ее ствола и капители. Капитель содержит поддерживающую часть (эхин - в дорическом ордере) и широкую каменную плиту абаку, на которую непосредственно опирается ар­хитрав - нижняя часть трехчастной системы антаблемента. Его промежуточная часть -фриз, в отличие от неукрашенного конструктивного архитрава, имеет пластический декор, как и венчающая верхняя часть антаблемента - карниз, свес которого обеспечива­ет водосброс с кровли.

 

Парфенон самый крупный античный храм материковой Греции имеет размеры в плане 30,86x69,51м при высоте ордера 10,43м и диаметре колонн у основании 1,9 м.

Парфенон доминирует в застройке нетолько своими физическими размерами, но и благодаря целостности периптернальной композиции, отвечающей героическим иде­алам классической Греции.

Прямоугольный объем здания разделен на две неравные части с отдельными вхо­дами: большая - целла Афины-девы, меньшая - сокровищница афинского союза городов, в которой хранилась казна союзных полисов, собранная на нужды войны с персами. В связи с большим пролетом целлы и сокровищницы в них введены дополнительные ко­лонны для опирання перекрытий. Сообразуясь с ограниченным пространством целлы, зодчие применили в ней двухярусную дорическую колоннаду, что соответствовало мас­штабу композиции интерьера. В сокровищнице, имевшей чисто утилитарное назначение, они применили более простое техническое решение - с одноярусными колоннами.

Синтез скульптуры и архитектуры в Парфеноне представлен не только статуей Афи­ны в целле, но и многочисленным скульптурным декором фасадов. Тимпаны храма запол­нены многофигурными композициями: на западном - сценой спора Афины с Посейдоном за владычество над Аттикой, на восточном - сценой рождения Афины из головы Зевса.

 

Архитектура античного мира. архитектура древнего мира. теоретическое наследие.строительные приемы и конструкции. ордерные системы и их развитие в сочетании со стеной и арочно-сводчатыми конструкциями.здания, сооружения и архитектурные ансамбли. градостроительство.

(7в.до нэ – 5 в. Нэ)

Возн-е. Аппенинский полу-ов, больша. Часть покрыта горами. Выращивание винограда, разведение садов, животноводство. Снабжение хлебом не только Итадию, Селинунт и Пестум – хлебные колонии греков. Ист. Хар-ка. Заимствование у других народов (этрусков, больше всего – у греков). С их культ. Они познакомились очень рано в греч.поселениях Ю.Италии. Даже многие мифы заимств. Ранняя греческая колонизация Апеннин определила прочные культурные и экономические связи этих районов с Грецией, оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной Италии. Строит. Особ-сти. Горы Италии богаты строительным лесом и камнем: базальтом, туфом, крупнопористым известняком. На основе природных цементирующих добавок в вяжущие растворы - вулканического пепла (пуццоланы) - здесь впервые стал применяться в строительстве бетон. Кладка на растворе, отличавшая римскую строительную технику от греческой кладки насухо, давала возможность строить быстро и из грубообработанного камня. Другой существенной особенностью архитектуры древней Италии, также связанной с применением кладки на растворе, были арочные и сводчатые конструкции, позволившие перекрывать большие пролеты, не обращаясь к тяжелым каменным балкам. Опирание арок и сводов на маччивные контрфорсы, упирание в наклонные берега реки или ущелья. В оболочку свода или купола ввод. Каркасные и разгрузочные арки, позв.облегчить констр-ю и обеспечить еёамортизаторами. Римляне показали решение сейсмич.защиты зданий – не только балочной тектоникой, но и конструкциями, произв. от арки. Хар. Черты. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Круглое внутр.помещение римского пантеона – храма всех богов – имело 40 м в поперечнике.Перекрыто гиг.куполом,на прот-яи столетий образец для арх-ров и строителей. Переняли греч. колонны. Предпоч. Коринф. Стиль, как самый пышный.они были больше украшением,т.к.арки и своды держались и без них.Исп. полуколонны и прямоуг.в разрезе пилястры. Типы соор-й. сам. замеч. Памятники арх-ры отн. К первым столетиям н.э. в это время страной правили императоры и каждый считал делом чести строить нарядные площади, обнес. Колоннадами, общ. здания.. Август гордился, что застал столицу кирпичной, а оставляет мраморной. Смелость и размах строит.той эпохи. Триумф.арки в честь полководцев. Великолепие зданий для развлечений. Рим-город с многомил.населением. Сам. Большой Рим.уцирк Колизей Вмещал 48000 зрит. Это был амфитеатр – так и теперь строятся стадионы. Древние итальянцы были людьми трезвого практицизма, талант.инженерами, находч.строителями, закалёнными воинами. Причины появ-я гиг. Парадных площадей, крупных зрел. Зданий и мемор. Ансамблей в соц-эк.жизни. Усиление имущ.нер-ва. Войны – одно из го. Ср-в наживы знати. В ознам-е побед – многодневные празднества с торж.парадами войск, раздачами хлеба и денег, гранд.предст-ями, боями гладиаторов.Арх-ра Рима – сложная система общ. Соор-й, храмов, площадкй, вмещ. Десятки тыс. людей. Быстрое разв-е строит.техники. Разв-е стен и арок, заимств.у этрусков, при стр-ве мостов и акведуков. Растет проём арок. Ар.пролёты мостов Фабриция и Цестия (1 в.до нэ) достиг. 24,5 м. Создание крупных общественных сооружений с внутренним пространством, свободным от опор, становится возможным благодаря применению сводчатых конструкций, выполненных из тесаного камня или обожженного кирпича. широкое использование красного кирпича начинается в эпоху империи, когда римляне знакомятся с принципами возведения сводов и куполов в архитектуре Востока. Стены штук.под окраску и облиц.кирпичом. Прим-е бетонной техники плзв. Силами малоквал. Рабочих в кор.сроки возв.огромные здания (склады Эмилиев в Риме,прот. Вдоль р.Тбра почти на полкм) в 146 г.до нэ римляне превратили Грецию в свою провинцию.К сер.2 в.до нэ Рим утвердился на всём Средиземноморье. Сформ. Тип колон. Пос-я лагерного хар-ра – кастум – прямоуг сетка улиц, выд-е главных магистралей, на Перес-и – форум – площадь для собраний с шатром военачальника в центре. Обогащ-е за счёт колоний вызвало тягу арист-и к роскоши и обращ-ю к эллинистич.культуре. План-ка богатой усадьбы вкл. В себя римско-этрусский атриум и греч. Перистиль. Инт. Застройка Рима привела к освоению неуд.холм.тер-й. Перед стр-вом рельеф обраб. Террасами. Тер. Дома и храмы приобр. Регул. Осевые комп-и в отл. От греч принципов своб. Расст-ки зданий на рельефе.

 

Архитектура эпохи феодализма. архитектура Византии. строительные материалы и конструкции. тектоника зданий. крестово-купльные системы храмов и их развитие. архитектурные комплексы.

Возн-е. Считали себя насл. Римской державы,стремились её укрепить,большие ср-ва в укр-е и стр-во Константинополя – второго Рима. Наивысш.расцвет в 6 в. При Юстиниане. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя. Ист.хар-ка. Этапы накопления и слияния римской и вост.школ. Впериоды централ-и власти – культ.соор-я. Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:

ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;

средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;

поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Строит.особ-сти. Констант. – центр арх. Деят. Виз. Императоров.Большое значение оборонит. Стр-ва. Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. Город не имел прот.воды-соор.акведуки и водохранилища.Возв-е сводч.перекрытий-хорошая школа маст-ва для виз.стр-лей.. О гражд. Застр-ке раннего Константинополя известно мало. по описаниям соврем-в, сущ. дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библ-ки. С укр-ем позиций христ. церкви и возн-ем монашеских общин гл. об-тами стр-ва стан. монастыри (с Х в.). Раннехрист.базилику и округлый мавзолей сменяют типы храмов центричн.комп-и. Особенность ранних византийских церквей - выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных.Решён целый ряд техн.и констр. Проблем.Стены – кирп.кладка на толст.слое изв. Раствора с доб-ем толч.кирпича-цемянки.кирпич имел вид плинфы –пласт.ок.5см.Эта кладка получ.назв-е византийской-нач.декор.обраб-ки фасадов. Хар.черты. камень-в горных р-нах. Особ-сть сирийской школы-кладка без раствора из хор.пригнанных кам.блоков.Бет. техника забыта:прир.цемент добыва.только в Италии,а деш.раб.силой Виз.уже не распол.Раннехрист.базилики: дерев.строп.ферма,каменные арочные перемычки(напр.,базилика Турманина).Приём рзмещения гл.входа между 2 башнями.
Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.

а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на четырех опорах: в - вспарушенный свод на восьми опорах, г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия

Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на четырех опорах: в - вспарушенный свод на восьми опорах, г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия. Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Собор Сан - Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово - купольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами. К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и посл. этап развития ее арх-ры связан с южной Грецией.Миниатюрные изящные постр-ки,церкви и часовни с пристройками.Декор-е фреской и мозаиками. С утратой Константинополем всех своих обширных территорий многие христианские церкви оказались на землях, захваченных турками, - их превратили в мечети, они были перестроены соответственно требованиям ислама, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм. Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения.

Византия:1вопрос: Хар черты стиля:Купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пластики и декоративной перегрузки
Хар цвета:Белый, золотой, коричневый
Хар линии:Дуга, прямая
Хар формы:Шар, цилиндр, плоскость
Хар элементы интерьера:Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.
Хар конструкции:Купол, полукружные арки, диагональные экседры, устои, арки на колоннах и т. п.
Хар окна:Арочные вытянутые вертикально
Хар двери:Резные массивные









Архитектура стран западной Европы 5-14 вв. романская архитектура. архитектура раннего средневековья. романская архитектура 11-13 вв. строительные проемы и тектоника зданий. замки и монастырские комплексы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: