Я не устану бесконечно подчеркивать, насколько важно качество присутствия терапевта в процессе работы с клиентом. Техники — это просто техники, а нужна Встреча. Она может происходить в голове, в душе или в единении всего этого (это зависит от того, насколько терапевт сам внутри целостен).
Если я буду просто говорить от своей головы, то буду общаться соответственно с головой (чаще всего так оно и бывает). Если я буду говорить от сердца, то наше взаимодействие, наш разговор уже будет задействовать нечто, что будет включать уже и чувства. А если я смогу быть в единении с тем глубоким местом в самом себе, которое обычно называют душой (именно там обычно залегает очень глубокая боль, которую мы скрываем), то это даёт тонкую эмпатическую сонастройку с клиентом. Это уже состояние «до эха», даже более того — как предвосхищение, предчувствие того, про что человек ещё и сам о себе не знает.
Я готов выдерживать и удерживать то, к чему я зову. Именно в такой атмосфере, в таких условиях человек понемногу начнет ослаблять «броню», которая в обычном мире его защищает. Он начнёт чувствовать: мне не нужны мои латы, когда я здесь, но возможно, они мне понадобятся, как только я выйду из этого помещения.
Когда я работал в тюрьмах, мы заканчивали свои сессии своеобразным ритуалом, когда после нашей нежной работы они все надевали назад свою тюремную «броню», чтобы уже в ней выйти в реалии тюремной жизни.
Это было жизненно важно: не выходи туда обнажённым, удостоверься, что сейчас ты себя защитишь.
Но вернёмся к вопросу о техниках. Мне не нужно никого заставлять рисовать, танцевать, вовлекать в какое-токостюмирование, постановку драмы, достаточно просто использовать звук.
«Как ты себя чувствуешь?»
В ответ человек шумно вздыхает… Как много этим сказано! «Пам-пам-пам…» (Кит выбивает ритм, который подсказан этим вздохом) Присутствует ли в этом звуке ритм?.. Может это еще не то, что похоже на удары барабанов, а больше на нестабильное сердцебиение...
Постепенно этот звук (шумного вздоха и ритма барабанов) соединяет нас с чем-то глубоким внутри. Где-то в отдалении может тихо зазвучать нежный звук реки или воздушных колокольчиков, но всё это тонет в шуме барабана. Да, он глушит их, но они, эти тихие звуки, есть. Если очень внимательно вслушиваться, их можно услышать.
В них не только звуки боли и раздражения человека, сбитого с толку, растерянного, пребывающего в фрустрации. А что же тогда в этом ещё?
Звук начинает обращаться к чему-то очень глубокому внутри нас. Где-то в отдалении может тихо зазвучать нежный звук реки или воздушных колокольчиков, но всё это тонет в шуме барабана. Да, он глушит их, но они, эти тихие звуки, есть. Если очень внимательно вслушиваться, их можно услышать.
В них не только звуки боли и раздражения сбитого с толку, растерянного человека, пребывающего в фрустрации. А что же тогда в этом ещё?
Словарь Доктор.кз
Фрустрация (лат.Frustratio) — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — это особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей.
Ещё в этом — звук души, который нежно зовет тебя, напоминает о себе: «Я есть, я тебя люблю, я в тебя верю, я тебя вижу». Напомню: мы пока вообще не использовали никаких слов, это просто описание процесса, который происходит. Это действительно так, потому что когда всё закончится, то кто-нибудь обязательно скажет: «О! Что это в нём произошло?..»
Это те диалоги, которые случаются. Они очень глубокие, очень личные, не публичные, а строго конфиденциальные, очень безопасные и настоящие.
Из такого «саундтрека» мы можем создать стихотворение или из этого родится история, все это будет дополнять тот изначальный звук, отразивший глубинный внутренний мир и выведший на поверхность те вещи, которые были спрятаны и никогда не озвучивались раньше. Это удивительно. Это действительно каждый раз удивляет, когда в какой-то момент происходит осознание, узнавание и признание в конце концов: «Вот он я… Это — я…»