Раздел 7. Психологические основы психологической коррекции, психотерапии и реабилитации

 

7.1. Психологическая коррекция.

 

Понятие психологической коррекции, различие психотерапии и психологической коррекции, принципы и задачи психологической коррекции детей, классификация видов и основные блоки психологической коррекции.

 

 

7.2. Психотерапия.   

 

Психотерапия как лечение пациентов с помощью психологических средств воздействия. Методы психотерапии. Патогенетическая психотерапия Мясищева. Групповая психотерапия, групповая динамика, фазы групповой психотерапии.

 

 

7.3. Психологические основы реабилитации.

 

Реабилитация как система медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате работоспособности. Принципы, методы и этапы реабилитации.

Литература:

1. Кабанов М.М.,Личко А.Е. и пр. «Методы психологической коррекции в клинике» М. 1983г.

2. Карвасарский Б.Д. «Медицинская психология» Л-д. 1982г.

3. Карвасарский Б.Д. «Психотерапия» М. 1985г.

4. Конечный Р., Боухал М. «психология в медицине» Прага. 1974г.

5. Клиническая психология / Под ред. Карвасарского Б. Д. – СПб: Питер, 2002.

6. «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Корвасарского Б.Д. С-Пб 2000г

 

Раздел 8. Психологические основы психогигиены и психопрфилактики

 

8.1. Психогигиена и проблемы сохранения психического здоровья.

 

 

Психогигиена как совокупность мероприятий по обеспечению и укреплению психологического здоровья. Виды психогигиены: возрастная, труда и обучения, семейной жизни, быта.

       

8.2. Понятие о психопрфилактике.

 

 

Психопрофилактика как совокупность мероприятий, направленных на предупреждение психических заболеваний. Уровни психопрофилактики. Пропаганда психологических знаний и повышение психологической грамотности населения. Психологическая помощь здоровым людям в затруднительных ситуациях и в случае потребности улучшить качество собственной жизни.

Литература:

1. Карвасарский Б.Д. «Медицинская психология» Л-д. 1982г.

2. Карвасарский Б.Д. «Психотерапия» М. 1985г.

3. Конечный Р., Боухал М. «психология в медицине» Прага. 1974г.

4. Клиническая психология / Под ред. Карвасарского Б. Д. – СПб: Питер, 2002.

5. «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Корвасарского Б.Д. С-Пб 2000г

Раздел 9.   Психология больного ребенка.

9. 1. Проблемы аномального онтогенеза

Понятие дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития. Проблема соотношения биологического и социального в природе аномалий развития. Теория Л. С. Выготского о системном строении дефекта.

9. 2. Дети и болезнь

Болезнь в представлении здоровых детей. Методы выявление отношения к болезни у детей: с помощью рисунков и рассказов детей; методика «Незаконченные предложения». Методика диагностики отношения родителей к болезни ребенка (ДОБР). Эмоциональное состояние детей, находящихся в стационаре (на примере хирургического стационара). Реакция детей на отрыв от семьи (госпитализм). Воспоминания взрослых о своих детских болезнях. Единицы анализа воспоминаний.

9. 3. Смерть в мире детей

Понятие о смерти в детском и подростковом возрасте. Страх смерти у детей. Умирающий ребенок и его семья. Реакция семьи на смерть ребенка. Реакции ребенка на смерть. Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников. Нервно-психическое здоровье детей и подростков после смерти родителей и в отдаленном периоде.

Суицидальное поведение детей и подростков. Группы повышенного риска. Мотивы, причины, поводы суицидального поведения. Концепции формирования суицидального поведения. Особенности суицидального поведения детей и подростков.

Практические занятия

Лабораторные занятия, позволяющие освоить психологическую диагностику детей, страдающих различными заболеваниями.

Литература:

1. Исаев Д. Н. «Детская медицинская психология» - СПб: Речь, 2004.

2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. «Психосоматические расстройства у детей» М. 2000г.

Литература

Основная:

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2003.

2. Исаев Д. Н. «Детская медицинская психология» - СПб: Речь, 2004.

3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии – М.: Академия, 2002.

4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: МЕДпресс-информ, 2002

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. «Введение в клиническую психологию» в 2 т. Екатеринбург. 2000г.

 

Дополнительная:

 

1. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. «Психология в медицине» - М.: Кафедра-М, 1998.

2. Александровский Ю.А. «Пограничные психические расстройства» М. 1993г.

3. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. «Психосоматические расстройства у детей» М.2000г.

4. Аммон Г. «Психосоматическая медицина» С-Пб. 2000г.

5. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования – СПб.: Речь, 2005.

6. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии – СПб.: Речь, 2005.

7. Блейхер В.М. «Клиническая патопсихология» Ташкент. 1972г.

8. Братусь Б.С. «Аномалии личности» М.1987г.

9. Волкова В.Т., Стрелис А.К. и пр. «Личность пациента и болезнь» Томск. 1995г.

10. Гарбузов В. И. Неврозы и психотерапия – СПб.: СОТИС, 2001.

11.  Кабанов М.М.,Личко А.Е. и пр. «Методы психологической коррекции в клинике» М. 1983г.

12. Карвасарский Б.Д. «Медицинская психология» Л-д. 1982г.

13. Карвасарский Б.Д. «Психотерапия» М. 1985г.

14. Конечный Р., Боухал М. «Психология в медицине» Прага. 1974г.

15. Клиническая психология / Под ред. Карвасарского Б. Д. – СПб: Питер, 2002.

16. Николаева В.В. «Влияние хронической болезни». МГУ. 1987г.

17. «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Корвасарского Б.Д. С-Пб 2000г.

18. Семичов С.Б. «Предболезненные психические расстройства» М. 1987г.

19. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика – М.: Академия, 2000.

20. Мягков И. Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии – М.: Логос, 1999.

21. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии – СПб.: Ленато, 1998.

 

1.5. Требования к зачету   

Вопросы к зачету

 

 

1. Предмет и задачи клинической психологии.

2. Связь клинической психологии с другими науками.

3. Место и основные функции психолога в медицинском учреждении.

4. История зарождения и становления клинической психологии.

5. Цели и теоретическое значение клинической психологии.

6. Структура клинической психологии.

7. Понятие здоровья и болезни.

8. Методы клинической психологии.

9. Понятие симптома и синдрома в клинической психологии.

10. Проблема нормы и патологии

11. Основополагающие принципы разграничения психологических и пато-   

12. психологических феноменов.

13. Понятие личности в клинической психологии.

14. Понятие личности по Мясищеву.

15. Акцентуация характера (понятие, виды, отличие от нормы и психопатии).

16. Психопатии (понятие, виды, отличие от акцентуаций и психозов).

17. Основные методы исследования личности в клинике

18. Понятие невроза (общее понятие, диагностика).

19. Виды и классификации неврозов

20. Патогенетическая концепция неврозов по Мясищеву.

21. Невроз в рамках различных психологических направлений

22. Невротический конфликт.

23. Основные психопатологические синдромы (общее представление).

24. Понятие психосоматики, патогенез, принципы терапии

25. Типы реакций на болезнь.

26. Внутренняя картина болезни.

27. Психологические проявления при различных психосоматических заболеваниях.

28. Соотношение психического и соматического.

29. Нейропсихология (основные направления, требования к методике).

30. Понятие патопсихологии (задачи, принципы, общие закономерности течения психических заболеваний).

31. Расстройство ощущений.

32. Патология восприятия.

33. Патология эмоций.

34. Нарушение мышления

35. Расстройства памяти.

36. Нарушение речи.

37. Внимание и изменение его свойств.

38. Нарушения воли и сознательной направленности действий.

39. Нарушение сознания.

40. Понятие психотерапии.

41. Понятие о патогенетической психотерапии Мясищева.

42. Психологические основы реабилитации.

43. Понятие психологической коррекции.

44. Психогигиена и психопрофилактика

45. Психическое недоразвитие у детей (олигофрения).

46. ЗПР и поврежденное психическое развитие.

47. Дисгармоничное психическое развитие

48. Дети и болезнь.

49. Проблема смерти в детском и подростковом возрасте.

50. Суицидальное поведение детей и подростков.

 

.

Тесты

1.Клиническая психология – это:

А) отрасль медицины, имеющая отношение к задачам диагностики, лечения и профилактики болезней

*Б) психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи

В) психологическая специальность медицинского профиля, имеющая внутриотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения

Г) раздел психотерапии, имеющий отношение к вопросам психологии больных с пограничными нервно-психическими расстройствами

2.Клиническая психология изучает:

А) своеобразие психофизического развития лиц с различными нарушениями

*Б) особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь

В) психические явления, психологические факты поведения и деятельности человека

Г) проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями развития

3.Психолог, внесший наибольший вклад в развитие отечественной патопсихологии:

А) В. Н. Мясищев

Б) В. В. Лебединский

*В) Б. В. Зейгарник

Г) С. Л. Рубинштейн

 4. Разделами клинической психологии являются:

*А) патопсихология

*Б) нейропсихология

*В) психопрофилактика

*Г) психогигиена

5.Основателем отечественной нейропсихологической школы является:

*А) А. Р. Лурия

Б) И. П. Павлов

В) Б. В. Зейгарник

Г) Э. Г. Эйдемиллер

6. Клинический психолог выполняет следующие виды деятельности:

*А) диагностическую

*Б) реабилитационную

*В) экспертную

*Г) консультативную

7. Психопрофилактика изучает:

*А) мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний

Б) структуру психических заболеваний

В) развитие психики в условиях болезни

Г) структуру отношений медицинского персонала с пациентами

8. Реабилитация – это:

*А) комплексная система мероприятий, направленных на улучшение здоровья больного, повышение его личностного и социального статуса

Б) специфическая форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья

В) исправление недостатков здоровья и развития человека

Г) восполнение нарушенных или утраченных функций организма

9. Психогигиена изучает:

А) психологические вопросы гигиены полости рта

Б) психологию врачей-гигиенистов

*В) систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека

Г) особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь

10.Патопсихология изучает:

А) психогенные заболевания, проявляющиеся в виде вегетативных, сенсомоторных и эмоциональных нарушений

Б) мозговые механизмы психической деятельности человека психологическими методами для топической диагностики локальных поражений головного мозга

*В) закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания психических процессов в норме

Г) предупреждение расстройств психической деятельности

11.У больных нарушения мышления проявляются в виде:

А) аффективных расстройств

Б) умственной отсталости

*В) сверхценных и бредовых идей

*Г) навязчивых мыслей

12.Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются:

*А) замедленность, тугоподвижность

Б) соскальзывания

*В) вязкость

Г) разноплановость

13.Типичными нарушениями мышления при шизофрении являются:

*А) резонерство

*Б) соскальзывания

В) вязкость

*Г) разноплановость

14.Для исследования мышления в патопсихологии используются все указанные методики, кроме:

А) «классификация»

*Б) «корректурная проба»

В) «исключение предметов»

Г) «последовательность событий»

15.Аффективно окрашенные, доминирующие суждения, возникшие в связи с переоценкой реальных обстоятельств, называются:

*А) сверхценные идеи

Б) бредовые идеи

В) резонерство

Г) галлюцинации

16.Расстройства процесса восприятия у больных проявляются в виде:

*А) иллюзий

*В) агнозий

*Г) галлюцинаций

17.Ошибочное восприятие реально существующего объекта называется:

А) амнезия

*Б) иллюзия

В) галлюцинация

Г) агнозия

18.Мнимое восприятие, возникающее в отсутствии реального объекта и носящее характер объективной реальности, называется:

А) амнезия

Б) иллюзия

*В) галлюцинация

Г) агнозия

19.Замещение в памяти реальных событий фантастическими, называется:

А) агнозия

Б) галлюцинации

В) мутизм

*Г) конфабуляции

20.Нарушения внимания у больных проявляется в виде:

А) резонерства

*Б) снижения устойчивости

В) повышения объема внимания

*Г) нарушения переключаемости

21.Эмоционально-волевые нарушения у больных проявляются в виде:

А) повышения стрессоустойчивости

*Б) апатии

*В) гипобулии (абулии)

Г) эмпатии

22.Выраженное снижение настроения, сочетающееся со злобно-агрессивным аффектом, называется:

А) эйфория

Б) эмоциональная лабильность

*В) дисфория

Г) аффект

23.Патологически сниженная волевая активность называется:

А) депрессия

Б) апатия

*В) гипобулия

Г) мутизм

24. Критериями нарушенного сознания (по К. Ясперсу) являются:

*А)дезориентировка во времени, месте, ситуации

Б) делириозное помрачение сознания

*В) отсутствие отчетливого восприятия окружающего

Г) изменение содержания ведущего мотива деятельности

25. Критериями измененной личности больного являются:

А) дезориентировка во времени, месте, ситуации

*Б) нарушение степени критичности, самоконтроля

*В) снижение уровня опосредованности деятельности

*Г) изменение содержания ведущего мотива деятельности

26. Патологическое чувство голода называется:

А) анорексия

*Б) булимия

В) каталепсия

Г) анозогнозия

27. Ослабление или отсутствие чувства голода называется:

*А) анорексия

Б) булимия

В) каталепсия

Г) анозогнозия

     28.В клинической психологии «ВКБ» - это:

*А) внутренняя картина болезни

Б) внешняя картина болезни

     29.Понятие «ВКБ» ввел в клиническую психологию:

А) Э. Г. Эйдемиллер

Б) Б. Д. Карвасарский

В) Б. В. Зейгарник

*Г) А. Р. Лурия

     30.Выделяют следующие уровни отражения болезни в психике больного:

*А) сензитивный

*Б) эмоциональный

*В) интеллектуальный

*Г) мотивационный (волевой)

      31.Среди типов отношения к болезни выделяют:

А) психосоматический

Б) соматопсихический

*В) анозогнозический

*Г) гипернозогнозический

     32.Понятие «аутопластическая картина болезни» ввел в клиническую психологию:

А) Э. Г. Эйдемиллер

*Б) Гольдшейдер

В) Липовски

Г) А. Р. Лурия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: