4.1. Общие вопросы психосоматики
Понятие психосоматической медицины и важнейшие вопросы, которые она решает, рассмотрение психосоматической проблемы с точки зрения различных наук, биопсихосоциальная концепция развития соматического заболевания. Соотношение психического и соматического (схема психосоматических взаимоотношений), принцип «кольцевой взаимосвязи». Понятие внутренней картины болезни (ВКБ); масштаб переживания болезни; типы реакции на болезнь и типы отношения к болезни: гармонический, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, невростенический, меланхолический, апатический, сензитивный, эгоцентрический, паронояльный, дисфорический; переживание болезни во времени.
4.2. Частные вопросы психосоматической медицины.
Патогенез психосоматических расстройств. Принципы терапии психосоматических заболеваний. Патологические проявления при различных психосоматических заболеваниях: гипертоническая болезнь, стенокардия, бронхиальная астма, язвенный колит, гипертиреоз.
|
|
Практические занятия
Лабораторные занятия, позволяющие освоить сбор анамнеза болезни и анамнеза жизни пациента.
Литература:
1. Аммон Г. «Психосоматическая медицина» С-Пб. 2000г.
2. Волкова В.Т., Стрелис А.К. и пр. «Личность пациента и болезнь» Томск. 1995г.
3. Николаева В.В. «Влияние хронической болезни». МГУ. 1987г.
4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: МЕДпресс-информ, 2002
5. Сидоров П.И., Парняков А.В. «Введение в клиническую психологию» в 2 т. Екатеринбург. 2000г.
Раздел 5. Патопсихология и ее проблемы.
5.1. Предмет и задачи патопсихологии.
Патопсихология, как раздел клинической психологии, сложившейся на стыке психологии, психиатрии и неврологии. Разграничение психиатрии, психопатологии и патопсихологии. Цель патопсихологии – изучение закономерностей распада психической деятельности и свойств личности у больных психическими заболеваниями в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Основные задачи и принципы патопсихологического исследования.
5.2. Нарушения психических процессов.
Общие закономерности течения психических заболеваний. Классификация нарушений мышления, предложенная Б.В.Зейгарник (нарушение оперативной стороны мышления: недостаточность уровня обобщения и искажение процесса обобщения, нарушение динамики мыслительной деятельности: лабильность мышления, инертность или вязкость мышления и непоследовательность мышления, нарушение мотивационного компонента мышления: разноплановость мышления и резонерство, нарушение критичности мышления). Патология восприятия: агнозия, иллюзии, галлюцинации, расстройство схемы тела, синдром психического отчуждения. Расстройства мышления: нарушения ассоциативного процесса (темпа и целенаправлености мышления), патологические идеи (бредовые, сверхценные, навязчивые). Патология эмоций: аффект, нарушение настроения (симптомы нарушения эмоционального реагирования, собсвенно симптомы нарушения настроения). Нарушение сознания (симптомы выключения сознания, симптомы помрачения сознания), критерии К.Ясперса. Общие понятия о шизофрении и маниакально-депрессивном психозе.
|
|
Практические занятия
Лабораторные занятия, позволяющие научится диагностировать нарушения эмоционально-волевой и когнитивной сферы пациентов.
Литература:
1. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2003.
2. Блейхер В.М. «Клиническая патопсихология» Ташкент. 1972г.
3. Семичов С.Б. «Предболезненные психические расстройства» М. 1987г.
4. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика – М.: Академия, 2000.
5. Мягков И. Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии – М.: Логос, 1999.
6. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии – СПб.: Ленато, 1998.
Раздел 6. Нейропсихология и ее проблемы
6.1. Предмет и задачи нейропсихологии
Нейропсихология как раздел клинической психологии, сложившейся на стыке психологии, нейрохирургии, неврологии, физиологии. Цель нейропсихологии – изучение мозговых механизмов психической деятельности человека с привлечением специальных психологических методов для топической диагностики локальных поражений мозга. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная, психофизиологическая, детская нейропсихология.
6.2. Частные вопросы нейропсихологии
Основные требования, которым должен соответствовать набор нейропсихологических проб для решения диагностических задач в неврологических и нейрохирургических клиниках. Расстройства ощущений: гипостезия, анестезия, гиперстезия, парестезия, синестезия, синестопатия. Нарушения речи: дизартрии, афазии; нарушения письма – аграфия, нарушение счета – акалькулия; нарушения произвольных целенаправленных движений – апраксия. Расстройства памяти: амнезия (ретроградная и антероградная), гипомнезия (стадии), гипермнезия, конфабулизм.
Практические занятия
Лабораторные занятия, позволяющие научится диагностировать нарушения гнозиса, праксиса, памяти, речи.
Литература:
1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии – М.: Академия, 2002.
2. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования – СПб.: Речь, 2005.
3. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии – СПб.: Речь, 2005.
4. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии – СПб.: Ленато, 1998.