А) тревожный
Б) дисфорический
*В) эргопатический
Г) эгоцентрический
При каком типе отношения к болезни больные жалуются окружающим на свое здоровье и часто преувеличивают тяжесть своего заболевания?
А) тревожный
*Б) ипохондрический
В) сенситивный
Г) меланхолический
При каком типе отношения к болезни у больного проявляется стратегия «поиск новой информации»?
*А) тревожный
Б) дисфорический
В) эгоцентрический
Г) гармоничный
При каком типе отношения к болезни у больного проявляется тревожность и ожидание ухудшения отношений с окружающими людьми из-за его болезни?
А) тревожный
Б) ипохондрический
*В) сенситивный
Г) меланхолический
37.В ВКБ отражаются:
*А) преморбидные особенности личности больного
*Б) актуальная жизненная ситуация больного
В) нарушения сознания
Г) иллюзии и галлюцинации
38.Основными составляющими ВКБ у детей являются:
А) особенности взаимоотношений между родителями в семье
*Б) знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении, необратимости смерти
*В) уровень интеллектуального функционирования и особенности эмоционального реагирования
Г) объективные проявления болезни
39.Нейропсихология изучает:
А) психогенные заболевания, проявляющиеся в виде вегетативных, сенсомоторных и эмоциональных нарушений
*Б) мозговые механизмы психической деятельности человека психологическими методами для топической диагностики локальных поражений головного мозга
В) закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания психических процессов в норме
Г) предупреждение расстройств психической деятельности
40.К основным видам неврозов принято относить:
А) шизофрению
*Б) неврастению
В) маниакально-депрессивный психоз
*Г) невроз навязчивых состояний
41.К возникновению неврозов приводят:
*А) острые психические травмы
Б) неправильное питание
*В) длительные психотравмирующие ситуации
Г) нарушения мышления и поведения
42.Психосоматические расстройства могут проявляться в виде:
А) бреда и галлюцинаций
*Б) расстройств желудочно-кишечного тракта
В) нарушений памяти и внимания
*Г) болей различной локализации
43.Конфликт между возможностями человека и требованиями реальности приводит:
А) к суицидальному поведению
Б) к истерическому неврозу
*В) к неврастении
Г) к анозогнозии
44.Конфликт между потребностями человека и морально-нравственными нормами приводит:
А) к суицидальному поведению
Б) к истерическому неврозу
В) к неврастении
*Г) к неврозу навязчивых состояний
45.К психосоматическим заболеваниям относятся:
*А) бронхиальная астма
*Б) нейродермит
*В) гипертония
*Г) язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
46.Психотерапия - это:
А) особый вид межличностного взаимодействия
*Б) целенаправленное воздействие на психику и через психику на организм больного психологическими средствами
В) специфическая форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья
Г) процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание
47.Психотерапия является ведущим методом лечения:
А) заболеваний желудочно-кишечного тракта
*Б) неврозов
В) маниакально-депрессивных психозов
Г) абулии
48.Термин «перенос» обозначает:
А) эмоционально теплые отношения между пациентом и психотерапевтом
Б) доверие и открытость пациента по отношению к психотерапевту
*В) специфические отношения между пациентом и психотерапевтом, основанные на проекции
Г) партнерские отношения между пациентом и психотерапевтом
49. Ведущим механизмом лечебного действия в психотерапии является:
*А) конфронтация
Б) психодиагностика
В) тренировка навыков адекватного поведения
Г) эмоциональная поддержка
50.Немотивированное сопротивление или противодействие любому внешнему воздействию называется:
А) каталепсия
Б) агнозия
В) мутизм
*Г) негативизм
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ГЛОССАРИЙ
Абулия (гипобулия) – отсутствие (снижение) волевых побуждений.
Агнозия – нарушение зрительных, слуховых и кинестезических восприятий при локальных поражениях головного мозга, вызванных сосудистыми поражениями, травмами, опухолями и другими патологическими процессами.
Алекситимия – ограничение способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче.
Амнезия – нарушение процессов памяти.
Анорексия – ослабление или отсутствие чувства голода.
Аутизм – погруженность в мир собственных переживаний, снижение или отсутствие потребности в общении.
Афазия – утрата способности к произвольной речи и (или) к ее пониманию.
Аффект – кратковременная ярко выраженная эмоциональная реакция в ответ на значимые позитивные или негативные раздражители.
Боль – психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм.
Больной – страдающий человек, у которого нарушено физическое, душевное и социальное благополучие.
Бред – ошибочные, некорригируемые умозаключения, формирующиеся на патологической основе и полностью определяющее мировоззрение больного.
Булимия – патологическое чувство голода.
Внешняя картина болезни – объективные проявления болезни (симптомы, показания обследований, температура и т.д.)
Внутренняя картина болезни – все то, что испытывает и переживает больной: его общее самочувствие; представление о болезни, причинах и последствиях; тревога, конфликты, проблемы, связанные с болезнью.
Галлюцинации – ложное восприятие, возникающее в отсутствии объекта и носящее характер объективной реальности.
Гипербулия – патологически повышенная волевая активность.
Деменция – оскудение психической деятельности, характеризующееся снижением познавательных процессов, обеднением эмоций и поведенческими нарушениями.
Деперсонализация – расстройство самосознания, проявляющееся переживанием измененности собственных психических процессов или собственного тела.
Депрессивный синдром – триада симптомов: патологически сниженное настроение, замедленный темп мышления и речедвигательная заторможенность.
Дереализация – расстройство самосознания, проявляющееся переживанием измененности восприятия окружающего мира.
Дисфория – выраженное снижение настроения, сочетающееся со злобно-агрессивным аффектом.
Иллюзия – искаженное восприятие реально существующего объекта.
Кома – крайняя степень выключения сознания, сопровождающаяся отсутствием рефлекторной деятельности за исключением сердечного, сосудистого и дыхательного рефлексов, заканчивающаяся полной амнезией.
Конфабуляции – замещение в памяти реальных событий фантастическими.
Маниакальный синдром – триада симптомов: патологически повышенное настроение, ускоренное мышление и речедвигательное возбуждение.
Мышление - одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
Навязчивые идеи (обсессии) – непроизвольно возникающие, чуждые личности переживания, доминирующие в сознании больного с сохранением критического отношения и попытками борьбы с ними.
Невроз – нервно-психическое расстройство, вызванное нарушением значимых жизненно важных отношений человека; подразделяется на неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.
Негативизм – немотивированное сопротивление или противодействие любому внешнему воздействию.
Нейропсихология – отрасль клинической психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.
Оглушение – легкая степень выключения сознания, сопровождающаяся повышением порога раздражителей, неполнотой ориентировки в окружающем и снижением активности психических процессов.
Ощущение - построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними.
Память - процессы когнитивные - процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память образная - подразделяется на память зрительную, слуховую и двигательную. Их уровень развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из этих видов памяти.
Пиктограмма - рисуночное письмо, используемое в психологии как методическое средство при изучении опосредованного запоминания. Была предложена советским психологом А.Р. Луриёй в 30-х-гг.
Патопсихология – отрасль клинической психологии, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.
Плацебо-эффект – изменения в физиологическом или психологическом состоянии, вызывные нейтральным веществом, данным под видом лекарственного средства.
Разноплановость мышления – одновременная оценка событий с двух или более взаимоисключающих позиций.
Резонерство (бесплодное мудрствование) – нецеленаправленное мышление с пространными малосодержательными рассуждениями.
Ритуалы – навязчивые бесплодные и символические действия, сочетающиеся с фобиями и направленные на защиту от них.
Сверхценные идеи – аффективно окрашенные, доминирующие суждения, возникшие в связи с переоценкой реальных обстоятельств.
Фобии – навязчивые страхи.
Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие препятствий к достижению цели, разрушенных ожиданий, упреков окружающих.
Эйфория – патологически повышенное настроение, сопровождающееся чувством удовольствия, комфорта, проявляющееся беспечной радостью, благодушием.
Эмоции - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
Эмоциональная лабильность – патологически неустойчивое настроение, легко меняющееся на противоположное.
Эмоциональная слабость (слабодушие) – проявление эмоций с выраженной слезливостью.
Ятрогения – изменение психического состояния вследствие непреднамеренного внушающего воздействия врача (медицинского работника) на пациента.
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ
См. приложение