А разве могли язычники добровольно креститься? Их явно заставили

 

Это было невозможно. Тот же князь Игорь был убит древлянами-язычниками, когда захотел взять с них дань больше оговоренного размера. Если бы князь Владимир попробовал крестить язычников против их воли, то закончил бы так же, как и его дед Игорь. Учтите, что княжеская дружина измерялась не десятками тысяч и даже не тысячью, а всего несколькими сотнями человек. Для принуждения всех язычников, коих было на несколько порядков больше, такого числа, мягко говоря, недостаточно.

 

«Князь и тяготевшая к нему знать не располагали средствами для массовых насилий в обществе, где управляли. Они подчинялись вечу, в распоряжении которого была мощная военная организация – народное ополчение, превосходившее по силе княжескую дружину» — пишет один ведущих отечественных историков, Фроянов И.Я.

 

См. подробнее: Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси – М.: Алгоритм, 2007 – 336 с. (глава 2 – Крещение Руси)

http://royallib.com/book/froyanov_igor/zagadka_kreshcheniya_rusi.html

 

Если их не заставляли христиане, то как иначе объяснить массовое крещение?

 

Легко. Ответ кроется в коллективном характере славянского язычества. Выживание общины тысячу лет назад зависело от слаженных действий всех её членов, что проявлялось не только в обороне от врагов или добычи пропитания, но и в области верований. Гнев богов, вызванный нарушением запретов или непочтительным поведением одного конкретного человека, мог стать причиной неурожая, пожара или падежа скотины, что уже несло опасность для всей общины. А потому язычник, как член общины, не был волен выбирать веру или отдельные её положения по своему усмотрению. Всё определялось коллективно.

 

Вот как, к примеру, выглядело принятия решения западными славянами-язычниками в начале XI века по свидетельству Титмара Мерзенбургского: «Решение необходимого дела обсуждается в общем собрании, после чего все должны дать согласие на приведение его в исполнение. Если же кто-нибудь из селян противится принятому решению, его бьют палками; а если он и вне собрания открыто оказывает ему сопротивление, его наказывают или сожжением и полным разграблением всего его добра, или уплатой соответствующей его рангу суммы денег в их присутствии».

 

См. подробнее: Ловмянский Г. Религия славян и её упадок (VI-XII вв.) – СПб.: Академический проект, 2003 – 512 с. (Раздел III, глава 1 – Правовой аспект религии славян и их обращение в христианство)

http://www.twirpx.com/file/242024/

 

Т.е. славяне-язычники сами захотели и массово крестились? Это не было единоличное решение князя Владимира?

 

Разумеется. Было совещание старейшин, «Что же вы посоветуете? Что ответите?», — спрашивал у них Владимир. Были долгие рассуждения и отправка послов, чтобы те своими глазами посмотрели на новую веру. Владимир действовал по решению старейшин, «Где примем крещение?», спрашивал он у них.

 

См. подробнее: «Повесть временных лет» XII век (описания 986-988 гг.)

http://old-russian.chat.ru/01povest.htm

 

А в чем тогда его заслуга? Почему он Креститель?

 

Заслуга в том, что сумел всё это организовать. Дело в том, что Византия, от которой наш народ и перенял христианство, отнюдь не горела желанием крестить Русь. Инициатива исходила от самого Киева. Более того, Владимир даже осадил Корсунь, греческую колонию в Крыму близ нынешнего Севастополя, и выдвинул ультиматум Константинополю. Только после этого Византия согласилась прислать священников для Крещения Руси.

 

Ну и личный пример князя, как лидера, конечно же, тоже был важен, не зря русский народ прославил его в лике святых, а в былинах Владимир, князь киевский, именуется не иначе, как Владимир Красно Солнышко. «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре», — говорили киевляне, выходя принимать крещение.

 

См. подробнее: «Повесть временных лет» XII век (описания 986-988 гг.)

http://old-russian.chat.ru/01povest.htm

 

Выходит, что Русь чуть ли не сама себя крестила. А есть ли еще аналогичные случаи или Крещение Руси уникально?

 

Конечно, есть. Дело в том, что опыт Руси не уникален, другие славянские страны шли таким же путем. «И тотчас примеру своего главы и любимого государя последовала масса народа», — писал о крещении Польши Титмар Мерзебургский в XI веке. «Удивительно, как быстро и просто всё это множество народа, услышав слова знатных, склонились к единому решению. <...> Новая религия везде принималась беспрекословно – не нашлось ни одного, кто, после общего согласия, воспротивился бы истине Евангелия», — писали Эббон и Герборд о крещении полабских славян Оттоном Бамбергским в XII веке. Да и сама княгиня Ольга, когда уговаривала сына Святослава принять христианство, сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же».

 

Это была общая тенденция для большинства славянских народов. Собственно, исключение составило только крещение части западных славян немцам. Там действительно крещение навязывалось извне, а потому было и жесткое сопротивление славян-язычников. Там же где решение принималось самими язычниками, всё проходило мирно, без потрясений.

 

См. подробнее: Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси – М.: Наука, 1988 – 272 с.

http://padaread.com/?book=27260&pg=1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: