С ритуальным блудом, когда массовые соития предписывались самой языческой традицией. Вот, к примеру, как описаны очевидцем, путешественником Ибн Фадланом, похороны знатного человека в первой половине Х века: «Затем вошли в шалаш шесть мужей из числа родственников её мужа и все до одного сочетались с девушкой в присутствии умершего. Затем, как только покончили с осуществлением своих прав любви, уложили её рядом с её господином».
Также боролись и с ритуальным опьянением, издревле известным у славян. «Варвар был пьян, и от хмеля его разум помрачился: дело в том, что в этот день он устраивал поминки по умершему брату, как им велит обычай» — еще в VII веке писал Феофилакт Симокатта, рассказывая о дакийских славянах, воюющих с ромеями.
Конечно, и блуд, и пьянство и другие грехи встречались и после Крещения Руси, но теперь это уже был личный выбор каждого отдельного человека, а не предписание веры.
См. подробнее: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси – М.: Фонд «Мир», Академический проект. 2013 – 575 с.
|
|
http://www.vernost.ru/gallery/children.php?p=1
14. Но ведь это всё равно было страшное потрясение, сменить язычество на христианство, ведь они принципиально разные! Разве нет?
Разные, но не взаимоисключающие, если можно так выразиться. Смотрите, славяне-язычники уже знали такое понятие, как «Бог». Они верили, что после смерти человек попадает в иной мир, причем его положение в нем, лучшее или худшее, зависит от земных поступков. Они верили, что между миром естественным и сверхъестественным существует связь и что на эту связь можно влиять, что существуют сверхъестественные личности, с которыми можно контактировать, и это именно личности. У славян-язычников были святилища, которые они стремились украшать драгоценными металлами, на содержание святилищ собирали десятину. Всё это, как не трудно увидеть, есть и в христианстве. Отличие только одно – Знание о Едином Боге и возможность личного контакта с Ним.
Это Знание дополнило картину мира славян-язычников, а не уничтожило её. Естественно, в Его свете многое стало оцениваться по-другому, прежние боги не исчезли, а стали просто иначе восприниматься. Это всё равно, что вы в темной комнате вкрутите, наконец, лампочку и зажжете. Все прежние вещи, что были в темноте, останутся на месте, просто вы перестанете на них натыкаться, расшибая в кровь свой нос.
См. подробнее: Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне Крещения Руси
http://heathen.narod.ru/library/religion.html
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян – М.: Наука, 1980 – 608 с.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/
|
|
Хорошо. А разве могли славяне-язычники, привыкшие к своим славянским богам, в одночасье поверить в нового и чужого бога?
Во-первых, для язычества в целом характерны заимствования «чужих богов», в этом ничего удивительного нет, вспомните хотя бы как древние римляне почти целиком переняли греческих богов. Нечто подобное было и у славян, боги соседних народов нередко становились частью славянского пантеона. Хорс и Семаргл, например, имеют иранское происхождение, восточные народы имели тесные контакты с частью североиранских народов. Перун и Велес являлись общими для славян и балтов, у которых они именовались Перкунас и Вельнес, соответственно. А западные славяне вообще поклонялись христианскому святому Витту, как языческому богу Святовиту, а Троицу переняли под видом Триглава. Так что «чужеродность» никаким препятствием для славян-язычников быть не могла.
Ну а во-вторых, славяне, конечно же, прониклись новой верой не в одночасье.
См. подробнее: Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром –М.: Индрик, 1998 – 329 с. (Глава 1 и 2 – Бог Хорс и Божество Семаргл)
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/vasil3/
См. подробнее: Ловмянский Г. Религия славян и её упадок (VI-XII вв.) – СПб.: Академический проект, 2003 – 512 с. (Раздел II, глава 4 – Религия западных славян)
http://www.twirpx.com/file/242024/
То есть вы не отрицаете, что вчерашние язычники отнюдь не сразу стали благоверными христианами?
Безусловно, этого никто и не отрицает. Равно как человек, покрестившись, только начинает свой путь ко Христу, так и Русь, приняв Крещение, начала свой путь.
К тому же были и чисто «организационные» сложности – должного количества священников в 988-м году еще не имелось, чтобы отправить их абсолютно во все города и веси. Причем нужны были именно местные священники, которые бы отлично знали язык и свою паству. Потребовалось некоторое время, около сотни лет, чтобы христианство начало пронизывать не только крупные города, но и мелкие поселения, что легко прослеживается по смене погребального обряда с языческого сожжения на христианское погребение.
«Нельзя не отметить общих тенденций развития погребального обряда в XI-XII вв. от Приднепровья до Белозерья, которые, безусловно, отражают единый по направленности процесс христианизации. Важный вывод, который можно сделать из наблюдений за эволюцией обряда, — это постепенное и, стало быть, не насильственное восприятие христианских идей, в частности идей, связанных с представлениями о «том свете» и эсхатологией» — отмечает Петрухин В.Я., доктор исторических наук.
См. подробнее: Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. – М.: Наука, 1989 – 232 с.
http://www.sedmitza.ru/lib/text/438137/
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков – М.: Гнозис, 1995 – 320 с.
http://www.krotov.info/history/09/2/petruh_00.htm