Без потрясений? А откуда тогда взялась поговорка «крестили огнем и мечом»?

 

Да, такая фраза есть. Правда восходит она к одному единственному и многократно уличаемому в подложности тексту Татищева, т.н. «Иоакимовской летописи», где идет речь о крещении Новгорода. Если кратко, то там описываются следующие события.

 

В город прибыли священники с княжеским воеводой Добрыней, чтобы крестить новгородцев. Заметим, что среди горожан уже были христиане и имелась церковь, но были и язычники, часть которых не пожелала креститься и заградилась на одной стороне реки. Священники не стали настаивать, а начали проповедь на другой стороне, где крестили сотни людей. Язычники же, подстрекаемые жрецом Богомилом, начали нападать на христиан, грабить и убивать их, разрушили церковь, убили жену Добрыни, жившую в Новгороде. Естественно, воевода, как представитель власти, вынужден вмешаться, чтобы остановить разбой и грабежи.

 

Именно эти события и характеризуются той самой фразой, «огнем и мечом». Однако причина их не в появлении христианства, которое в Новгороде уже было, и не в насильственном крещении, никто не трогал не пожелавших креститься язычников, священники мирно проповедовали, а в учиненном разбое и грабеже. Да и речь здесь не о всей Руси, а только об одном городе, в котором подобные мятежи случались как до 988-го года, так и много позже, когда все уже были давно христианами.

 

См. подробнее: Толочко А.П. «История Российская» Василия Татищева: источники и известия – М.: Новое литературное обозрение, 2005 – 544 с.

http://padaread.com/?book=18121

 

Но ведь были же столкновения между язычниками и христианами. Разве можно их игнорировать?

 

А их никто и не игнорирует, конфликты случались. Просто их причина лежит в иной плоскости, к теме Крещения Руси они не относятся.

 

Вот смотрите, если сегодня ссорятся из-за парковочного места буддист и мусульманин, то разве можно говорить, что причина их ссоры из-за разницы вероисповеданий? Также и со столкновениями между христианами и язычниками. Если внимательно вчитаться в эти, надо сказать, немногочисленные сообщения, то станет ясно, что имели место не религиозные конфликты. Никто не трогал язычников только лишь за то, что они были язычниками.

 

См. подробнее: Кузьмин А.Г. Крещение Киевской Руси — М.:Алгоритм, 2012 — 272 с.

http://www.e-reading.ws/book.php?book=1020164

 

То есть что, язычники могли сохранить свою веру под властью христианских князей?

 

Конечно, нам известны такие, хотя и не многочисленные случаи, когда отдельные языческие поселения действительно отказывались креститься. Такими городами были, например, Ростов и Муром, населенные в ту пору финноугорскими народами. Условия мирного сосуществования были простые – исполнение закона. Если язычники не учиняли разбоев, то их не трогали и даже защищали: «Обидел кого, даже язычника, епитимьи (церковное наказание) 18 дней. Пихнул кого, даже язычника, епитимья до вечера; ударил по лицу – епитимья 12 дней», — читаем мы в «Послании Иакова Черноризца к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу». Такой подход сильно удивлял иностранцев, немецкий хронист Инфлянт даже писал в XIII веке, что «у русских царей есть обыкновение, когда они захватывают какой-нибудь народ, не приводить его к вере христианской, а заставлять платить себе подати и налоги».

 

Так что, как видим, стремления любой ценой крестить язычников на Руси не было.

 

См. подробнее: Карпов А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX – XI веках. СПб.: Алетейя, 2008. 184 с.

http://www.twirpx.com/file/144511/

 

Да, не трогали? А как же уничтожение идолов?

 

Тоже было. Лучше всего об этом высказался академик Лихачев: «Столкнули в воду этих идолов стоявших в Киеве. О них поплакали и о них забыли. И заметьте — не порубили, не сожгли. Проводили с почестями: так обветшалую икону будут класть на воду, доверяя ее реке. И все. Древние боги ушли».

Ну и стоит напомнить, что, во-первых, идолы – не люди, а во-вторых, идолам порой приносили человеческие жертвы, так что уничтожение идолов было частью пресечения этой дикой традиции.

 

См. подробнее: Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси –М.: Индрик, 1998 – 329 с. (Глава 3 – Пролог крещения Руси, 980-е годы)

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/vasil3/

 

Разве у славян-язычников были человеческие жертвоприношения? Это была такая кровожадная вера?

 

Славянское язычество было далеко не самое кровожадное. Не было, например, ритуального каннибализма, характерного для тех же кельтов-язычников. В жертву богам приносили, как правило, часть урожая или животных, и лишь в крайних случаях прибегали к умерщвлению человека, когда обычные жертвы не помогали. Причем человеческие жертвы славяне приносили в гораздо меньшем объеме, чем было принято у ацтеков, но всё же они случались. И естественно, христианство с ними боролось.

 

См. подробнее: Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян – М.: Издательство «Ладога-100», 2007 – 304 с. (Раздел III «Жертвоприношения человека»)

http://padaread.com/?book=33277

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: