Тогда зачем вообще было нужно Крещение? Какой был прок?

 

На это есть несколько точек зрения. Советская, атеистическая наука видела в этом, прежде всего, объединяющую роль. Единая вера для всех концов русской земли скрепляла государство лучше, чем язычество, при котором каждый край поклоняется своему богу. Причем единая вера позволяла русским землям объединяться даже после сотни лет раздельного существования в виде отдельных княжеств под монгольской пятой. Также важным стало знакомство с античной и средиземноморской культурой и наукой.

 

Наиболее точным выражением этих двух точек зрения являются слова академика Рыбакова: «Несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и её положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей».

 

А для самих христиан Крещение Руси, конечно же, стало началом пути ко спасению и радостью от соприкосновения с живым истинным Богом.

 

См. подробнее: Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь – М.: Новый мир, 1988, №6 – с.249-258

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lih/Kre_Rus.php

 



Часть вторая. Мифы о Крещении Руси

 

С Крещением Руси связано множество мифов, многие из которых набирают в последнее время небывалую популярность.

 

1. При Крещении Руси было убито 9 миллионов язычников!

 

Абсолютно абсурдное утверждение. Даже имея современные средства массового уничтожения убить такое количество не так-то просто, а уж в древние времена и подавно. Ни князь Владимир, ни его преемники просто физически не могли уничтожить 9 миллионов людей теми силами, что были у них в наличии. Даже Батыево нашествие унесло в разы меньше жизней, хотя масштаб его разрушений был беспрецедентен для средневековой Руси. Так что «9 миллионов убитых при Крещении» — миф, скроенный в лучших традициях Геббельса, «ложь должна быть чудовищной, чтобы в неё поверили».

 

Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. — К.: Академия наук Украинской ССР, Наукова думка, 1989. — 294 с.

http://www.bibliotekar.ru/rusHristianstvo/index.htm

 

Христиане целенаправленно уничтожали наследие великой языческой Руси, чтобы мы о нем ничего не узнали.

 

Еще одно абсурдное утверждение. Зачем им было это делать? Греки-христиане не уничтожали античного наследия, не уничтожали и римляне. Наоборот, везде, где это было возможно, христиане брали на вооружение достижения языческого мира, вместо того, чтобы бездумно их уничтожать. Тех же античных авторов мы знаем именно благодаря средневековым монахам-переписчикам. А на Руси христиане зачем-то решили всё уничтожить? Это бессмысленно.

 

И главное, всё уничтожить невозможно, какие-то свидетельства всё равно бы сохранились, фундаменты грандиозных построек, удивительные механизмы, древние тексты. Но ничего этого археологами не найдено. Всё что пытаются выдать за «грандиозные находки», на поверку оказывается либо подделкой, либо невероятно сильным преувеличением.

 

См. подробнее: Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов – М.: ИА РАН, 2011- 381 с.

http://stavroskrest.ru/content/falsifikaciya-istoricheskih-istochnikov-i-konstruirovanie-etnokraticheskih-mifov

 

Христиане считают, что до Крещения на Руси не было никакой культуры, все были дикими варварами, жили на деревьях и ничего не умели.

 

Ну зачем же впадать из одной крайности в другую? Никто и нигде не пишет, что культуры не было. Древние славяне, разумеется, умели многое, но ведь всегда есть чему поучиться у других, чтобы не «изобретать велосипед».

 

Например, до Крещения не существовало потребности в каменном строительстве, обходились деревом, которого было в избытке. После же начали появляться величественные каменные храмы, многие из которых дожили до наших дней, в отличие от менее долговечных деревянных построек. При этом деревянное зодчество никуда не исчезло, оно продолжало развиваться параллельно с каменным. То есть с Крещением славяне, не потеряв старого, приобрели новое.

 

См. подробнее: Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси – Л.: Наука, 1986 – 159 с.

http://www.rusarch.ru/rappoport1.htm

 

Христиане сбрасывают со счетов историю языческой Руси, будто её и не было.

 

Опять ошибка. Никто её со счетов не сбрасывает. Та же Повесть временных лет, записанная монахом, весьма подробно описывает предыдущие полторы сотни лет до Крещения Руси. Собственно, практически всё, что мы знаем о языческой Руси, мы знаем именно из христианских источников. Никто их не скрывает и не «сбрасывает». Более того, правителям-язычникам даже ставили памятники во времена православной российской империи. Вспомните знаменитый памятник «1000-летию Руси», там рядом с князем Владимиром можно увидеть и его отца, князя Святослава.

 

См. подробнее: Повесть временных лет, 12 век

http://old-russian.chat.ru/01povest.htm

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е.А. Мельниковой / М.: «Логос», 1999. – 608 с.

http://dgve.csu.ru/bibl/Drevnyaia_Rus_v_svete_1999.shtml

 

На самом деле, православием называлась исконная вера славян, которые «славили правь», христиане же называли себя правоверными. И только во время реформ патриарха Никона в 17-м веке они подло присвоили себе название «православные».

 

Во-первых, нет ни одного источника ранее второй половины ХХ века, где бы «исконная вера славян» называлась православием. Во-вторых, «правь», которую якобы славили славяне, взята из так называемой «Велесовой книги», одной из многочисленных подделок ХХ века. В-третьих, по нормам русского языка «славить правь» звучало бы как «правеславие», а не «православие». Сравните, например, с «мышеловкой» — «ловить мышь».

 

В-четвертых, «православие» является калькой с греческого слова «ортодоксия», где «ортос» — «правильный», а «доксиа» — «учение, слава, вера». Поначалу на Руси были в ходу оба эти перевода, но со временем «православие» начало преобладать. В-пятых, такой перевод закрепился не только в России, но и в других славянских странах, на которые «коварный» патриарх Никон никак не мог повлиять. Например, «Сербская православная церковь», «Болгарская православная церковь» и т.д. И в-шестых, самое раннее использование слова «православие» в русской литературе это 11 век, в «Слове о законе и благодати митрополита Иллариона».

 

См. подробнее: Что думают ученые о «Велесовой книге». Сборник статей – СПб: Наука, 2004

http://stavroskrest.ru/sites/default/files/kcfinder/files/chto_dumaiut_uchenie_o_vk.pdf

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. – М. Институт Ди-Дик, Квадрига, 2009, — 688 с.

http://www.sedmitza.ru/lib/text/439457/

Большой древнегреческий словарь

http://www.slovarus.info/grk.php

Слово о Законе и Благодати митрополита Илларина, 11 век

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868

 




double arrow
Сейчас читают про: