Историко-филологическая наука

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

КРАТКИЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Для магистрантов очной и заочной формы обучения

 

РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Когнитивная лингвистика – современная, активно развивающаяся область научных исследований. Своим возникновением она обязана, главным образом, работам американских языковедов, однако впоследствии приобрела своих приверженцев в европейских странах и в России. К настоящему моменту за рубежом существует уже целый ряд учебных пособий и хрестоматий по когнитивной лингвистике. С конца 80-х годов ХХ века стали появляться работы на русском языке [Герасимов 1985; Демьянков 1994; Кубрякова 1994; Ченки 1996; 1997; Баранов, Добровольский 1997; Рахилина 1997; Рахилина 1998а; Скребцова 2000 и др.]. С известностью пришла и популярность, о чем свидетельствует стремительно растущий объем русскоязычных публикаций, авторы которых используют выражения когнитивная лингвистика, когнитивный подход, когнитивные исследования и т. п.

Когнитивная лингвистика не вписывается в рамки ни одной науки, а лежит на пересечении нескольких дисциплин, что является характерной особенностью современного гуманитарного знания – достаточно вспомнить другие «пограничные» области, такие как психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, этнопсихолингвистика, биолингвистика, юрислингвистика, компьютерная лингвистика, политическая лингвистика, а также лингвогеография, лингвистическая антропология и др. Междисцплинарность когнитивной лингвистики выражается в активном привлечении сведений и экспериментальных данных из других наук: прежде всего из психологии, но также из философии, нейрофизиологии, социологии, политологии, этнографии, теории искусственного интеллекта и др. Определяющая роль в этом комплексе, однако, принадлежит лингвистике, и наибольший вклад в становление и развитие данной области внесли и продолжают вносить именно лингвисты. При этом они берут на себя так называемое когнитивное обязательство (cognitive commitment), которое требует, чтобы объяснение и описание языковых фактов не противоречило эмпирическим данным других наук.

Зарождение когнитивной лингвистики.

Зарождение когнитивной лингвистики

Официальное «рождение» когнитивной лингвистики приурочивают к Международному лингвистическому симпозиуму, состоявшемуся весной 1989 г. в Дуйсбурге (Германия) и ставшему одновременно Первой международной конференцией по когнитивной лингвистике. Участниками симпозиума была создана Международная ассоциация когнитивной лингвистики (InternationalCognitiveLinguisticsAssociation), основан журнал CognitiveLinguistics и задумана серия монографий CognitiveLinguistics Research, в которой впоследствии публиковались труды выдающихся представителей этого направления.

Однако по существу когнитивная лингвистика возникла раньше, и конец 1980-х гг. – это период не зарождения ее, а расцвета, время выхода в свет многочисленных работ, выполненных в духе соответствующей идеологии. К моменту организационного оформления когнитивной лингвистики уже был опубликован целый ряд монографий, впоследствии признанных классикой данного направления.

Многие ученые связывают зарождение когнитивного подхода в языкознании с выходом в свет знаменитой книги Джорджа Миллера и Филипа Джонсона-Лэрда «Язык и восприятие» (1976). Ее авторы поставили перед собой задачу заложить основы «психолексикологии» – науки, изучающей систему языка в психологическом аспекте. Как показало будущее, психолексикологии не суждено было состояться, – однако состоялась когнитивная лингвистика, в значительной мере унаследовавшая предложенные Миллером и Джонсоном-Лэрдом идеи и подходы.

Основной постулат когнитивной лингвистики

Термин когнитивный, заимствованный в русский язык из английского (cognitive), восходит к латинскому и далее к греческому корням, связанным с понятиями познания, знания, мышления. Исследователи, стоявшие у истоков когнитивной лингвистики, провозгласили ее основополагающим принципом связь языка и когниции (от англ. cognition). При этом когниция охватывает в совокупности процесс достижения знания (т. е. познание) и его результат (т. е. знание) (Кубрякова).

Возникновение когнитивной лингвистики можно рассматривать в двух аспектах:

• как этап в развитии языкознания;

• как результат становления когнитивной парадигмы в науке.

Эти линии развития не являются независимыми: их объединяет фигура Ноэма Хомского — основателя трансформационой порождающей грамматики и видного деятеля «когнитивной революции». Таким образом, предпринятое разделение достаточно искусственно, но может быть оправдано соображениями, касающимися логики изложения. Каждый из этих аспектов обеспечивает определенную перспективу, позволяющую лучше понять суть когнитивной лингвистики, причины ее возникновения и место в современной науке. Обратимся к их рассмотрению.

Когнитивная лингвистика как этап в развитии языкознания

Эволюция лингвистической мысли в XX в. и место когнитивной лингвистики по отношению к другим теориям языка могут быть проиллюстрированы схемой (рис. 1), заимствованной из статьи Дирка Герартса [Geeraerts 1988a].

Указанные даты, по замыслу Герартса, отражают период доминирования того или иного направления в лексической семантике. Дадим краткую характеристику соответствующих этапов в развитии языкознания и некоторые комментарии к схеме Герартса.

Историко-филологическая семантика (1870-1930)
Структурная семантика (1930 -
Трансформационная семантика – 1975)
Логическая семантика (1970…
Когнитивная семантика (1975…

 



Историко-филологическая наука

Конец XIX – начало XX в. – это время, когда семасиология еще не выделилась в самостоятельную дисциплину и оставалась тесно связанной с историей и психологией. Соответственно описание семантической стороны языка осуществлялось с историко-этимологической или психологической точек зрения. Этот этап развития языкознания связан с именами таких ученых, как Г. Пауль, В. Вундт, Э. Велландер, М. Бреаль, А. Дармстетер, А. А. Потебня, М. М. Покровский.

Характерной особенностью данного периода является так называемый атомистический подход – стремление на примерах из истории отдельных слов выявлять общие типы изменения значений, а при рассмотрении причин и природы этих изменений сосредоточивать внимание главным образом на внеязыковых факторах. Под влиянием идей ассоциативной психологии семантические изменения объяснялись через ассоциации, близость «представлений». Значения считались некими психологическими сущностями и не отграничивались принципиально от идей, понятий и представлений. Язык считался тесно связанным с психикой и не мыслился отдельно от других когнитивных способностей человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: