Роль языковых средств в построении ментальных пространств

Согласно Фоконье, процесс коммуникации предполагает постоянное конструирование на когнитивном уровне: добавление новых ментальных пространств и новых элементов в уже существующие пространства, их внутреннюю организацию, обеспечение связей между элементами и пространствами т. д. Каждое новое высказывание опирается на конфигурацию, построенную на основе предшествующего дискурса и прагматического контекста, и, в свою очередь, передает информацию об изменениях, которые требуется в нее (конфигурацию) внести.

Различные языковые средства заключают в себе разные типы информации, касающиеся ментального конструирования, в том числе:

1) информацию о создании новых пространств (обычно выражается так называемыми «конструктами пространств» (space builders));

2) указания на то, какое пространство находится в данный момент в фокусе внимания, как оно связано с фоном и насколько доступно (обычно выражается показателями грамматического времени и наклонения);

3) описания, вводящие в пространства новые элементы;

4) описания, анафорические слова и имена, отсылающие к уже существующим в пространстве элементам;

5) синтаксическую информацию, создающую обобщенные схемы и фреймы;

6) лексическую информацию, связывающую элементы ментального пространства с фреймами и когнитивными моделями, относящимися к массиву фоновых знаний;

7) показатели пресуппозиции, обеспечивающие «тиражирование» части ментального пространства;

8) прагматическую и риторическую информацию (передается словами типа even (‘даже’), but (‘но’), already (‘уже’), задающими определенные ориентиры для рассуждения и аргументации).

Приведенный Фоконье перечень не претендует на полноту и детальную проработку. Вслед за автором остановимся вкратце на некоторых типах информации и средствах ее выражения.

К конструктам пространств Фоконье относит выражения, порождающие новые пространства или содержащие отсылку к старым, созданным в ходе предшествущего дискурса. Это могут быть наречия, вводные слова, обстоятельственные конструкции с предлогом (в 1929 г., в канадском футболе и т. п), союзы (если... то, или... или), сочетания подлежащего и сказуемого (например, Макс думает, что...; Мэри надеется, что...). Создаваемое ментальное пространство может относиться к определенной эпохе, стране, предметной области, фильму, мыслям и чувствам человека и т. д.

Общее правило, касающееся создания пространств, формулируется так: «Пространство M, создаваемое конструктом пространства SBm, должно быть вписано в некоторое уже существующее пространство M' – так называемое пространство-родитель (parent space)».

Так, в предложении Maxbelievesthatinthepicture, the flowersarered (‘Макс полагает, что на картине цветы красные’) пространство-родитель выражено оборотом Макс полагает. В него помещается другое пространство, вводимое обстоятельственной конструкцией на картине. В общем случае информация о пространстве-родителе содержится в дискурсе, предшествующем высказыванию.

Глагол believe (‘считать, полагать, верить’) Фоконье относит к глаголам, способным создавать новые ментальные пространства; сюда же он включает paint (‘рисовать’), prevent (‘предотвращать’), look for (‘искать’), wish (‘желать’) и др. В целом, их немного.

Большинство глаголов служат для задания отношений внутри пространств. Примечательно, что глагол be (‘быть’) может использоваться в обеих функция:

1. Для связи между пространствами:

Inthatmovie, CleopatraisLizTaylor (букв. ‘В этом фильме Клеопатра — это Лиз Тейлор’).

Life is love (‘Жизнь — это любовь’).

2. Для связи внутри пространства (связь функции и значения):

Max is my brother (‘Макс — мойбрат’).

The winner is John Doe (‘Победителем стал Джон Доу’).

Роль глагола в динамическом развертывании дискурса, однако, не ограничивается вышесказанным. Фоконье отмечает, что грамматическая форма глагола (а именно показатели времени и наклонения) несет важную информацию о том, какое пространство находится в фокусе внимания, какое служит фоном и как это меняется по ходу разговора. Тем самым глагольная словоформа – наряду с конструктами пространств, анафорическими словами и некоторыми другими типами выражений – помогает собеседникам следить за множеством создаваемых пространств и связей между ними, не теряя из виду текущего момента дискурса. В качестве иллюстрации Фоконье предлагает сравнить два предложения на французском языке, в которых сослагательное и изъявительное наклонения глагола в определительном придаточном предложении сигнализируют соответственно о пространстве желаемом и действительном:

Marie veut que Gudule mette une robe qui soit jolie (букв. ‘Мария хочет, чтобы Гудуль надела платье, которое было бы красивым’).

Marie veut que Gudule mette une robe qui est jolie (букв. ‘Мария хочет, чтобы Гудуль надела платье, которое красивое’).

Грамматическая форма глагола также служит для организации временного плана повествования– за счет согласования времен глаголов в главном и придаточном предложениях.

Касаясь вопроса о механизмах введения в пространство новых элементов, Фоконье отмечает, что простейшим из них является неопределенный артикль. Роль определенного артикля в организации ментальных пространств не столь однозначна, что иллюстрируется следующими примерами неоднозначных предложений, ср.:

The president changes every 7 years (‘Президентменяетсякаждые7 лет’),

Thefoodhereisworseandworse (‘Пища здесь становится всехуже’), где именные группы the president (‘президент’) и the food (‘пища’) могут быть истолкованы как относящиеся либо к одному и тому же объекту, либо к одной и той же функции. (При этом функции, как и объекты, тоже являются элементами ментальных пространств).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: