Управленческие ситуации - тесты
Методические указания.
На первом этапе студенты знакомятся с содержанием предложенных ситуаций, возможными вариантами их решения. Каждый слушатель, имитируя действия менеджера, должен чётко и всесторонне рассмотреть её в организационном и социально-психологическом аспектах, определить свой подход к её решению на основе теоретического материала темы 9.
На втором этапе из предложенных вариантов решения ситуации студент выбирает тот, который, по его мнению, в наибольшей степени обоснован и, таким образом, отражает его собственное решение. Результаты своих действий слушатель заносит в таблицу, в которой отмечает номер ситуации и выбранного варианта ответа.
Таблица 9.1 - Исходные данные для оценки управленческих ситуаций
|
На следующем этапе работа студента направлена на количественную оценку принятых им решений. Преподаватель сообщает данные о ранжировании предложенных вариантов решений по всем ситуациям. При этом по каждой ситуации один вариант является наиболее целесообразным и оценивается в 5 баллов, а остальные - от 4 до 1. Студент проставляет баллы в соответствии с номерами выбранных им вариантов решений по каждой ситуации. Затем определяется общее количество баллов по ситуациям.
|
|
Степень приближения каждого варианта решений ситуаций к оптимальному количественно может быть выражена следующим образом:
с = к х 100% (9.1)
о 7
где С - степень приближения каждого варианта решений студента к оптимальному; К - суммарное количество баллов, набранное студентом по 5 ситуациям; О - общая сумма баллов по 5 ситуациям при оптимальном варианте ответов по каждой из них. (25 баллов)
Целесообразно групповое обсуждение полученных результатов.
Ситуация № 1.
Вы руководитель крупного производственного подразделения. В вашу организацию устраивается рабочий. Вы пообещали ему некоторые льготы, если он проявит себя хорошим работником. Уже через полгода он показал себя высококвалифицированным специалистом.
Пришло время распределения отпусков, и этот рабочий пожаловался мастеру, что получил самый неподходящий для его семьи месяц отдыха. Потом вы забыли включить его в приказ на поощрение, а путёвку в дом отдыха, о которой он просил профком, получил ваш заместитель. Вы просто забыли о рабочем. В итоге он подал заявление об уходе. Ваша реакция как руководителя.
|
|
Варианты решений:
1. Подписать заявление об уходе. На его место найдутся другие.
2. Поговорить в личном порядке. Убедить, что это была ошибка с Вашей стороны, которую в будущем Вы обязательно исправите. Посоветовать забрать заявление. Внести предложение по решению данного вопроса.
3. Решить проблему через профком.
Ситуация №2.
Вы начальник отдела внешнеэкономических связей. Между двумя работниками вашего отдела возникла нетерпимость, антипатия, которая мешает им усиленно работать. Каждый из них обращается к вам с тем, чтобы вы приняли его позицию. Ваше решение. Варианты решений:
1. Моё дело не допустить, чтобы их конфликт мешал работе, а остальное неважно. Пусть сами решают свои проблемы..
2. Поручить разобраться коллективу, рассмотреть ситуацию на собрании.
3. Сам разберусь в ситуации и попробую их помирить.
4. Сначала выясню, кто для каждого из них служит авторитетом в коллективе, а потом воздействую через них.
Ситуация №3.
Вы руководитель участка. Один из рабочих вашего участка обратился к администрации предприятия с заявлением, что в цехе часто нарушается закон при закрытии объёма работ. В связи с заявлением назначена специальная комиссия. В день, когда комиссия начала свою работу, рабочий, подавший заявление, нарушает трудовую дисциплину и опаздывает на 30 минут. Ваша реакция?
Варианты решений:
1. Подожду результатов комиссии, потом решу как с ним поступить.
2. Потребую от него немедленных объяснений по поводу нарушения трудовой дисциплины.
3. Главное для меня - результат работы комиссии, а не его опоздание. Если у него есть совесть - сам придёт и объяснит.
4. Объявлю выговор за нарушение трудовой дисциплины.
5. Подожду до конца рабочего дня, если сам не придёт и не объяснит причину опоздания, сам его вызову и приму меры.
Ситуация №4.
Вы руководитель отдела маркетинга. Молодой работник (экономист) отдела не выполнил выданного вами задания в срок из-за неорганизованности или неумения работать, хотя дал слово - выполнить намеченную работу в срок. Как Вы поступите в данном случае?
Варианты решений: 1. Сначала добьюсь выполнения задания, затем поговорю наедине. Если потребуется - накажу.
2. Прежде всего, подумаю, как помочь подчинённому, дам испытательный срок, предприму попытку помочь организовать его деятельность должным образом. Если результат отрицательный, то после очередного срыва задания можно рассматривать вопрос о его жёстком наказании или об увольнении.
3. Поговорю с теми, кто больше знает о нём. Возможно, присутствуют личные причины, о которых неизвестно. Посоветуюсь о форме и мере воздействия.
4. Поговорю наедине, выясню причины и определю: стоит добиваться выполнения задания до конца или наказать.
Ситуация №5.
Вы руководитель цеха. После реконструкции производства возникла необходимость срочно перекомплектовать ряд бригад. Как бы вы организовали
эту работу?
Варианты решений:
1. Предложу решать эти вопросы отделу кадров завода. Это их работа.
2. Возьмусь за дело сам, изучу все списки кандидатов.
3. Поручу составить предварительные списки кандидатов мастерам участков, просмотрю их сам, а затем обсудим.
4. Проведу цеховое собрание рабочих, объясню положение дел, предупрежу о важности наших решений. Попрошу внести предложения.