Ситуации - проблемы
Ситуация № 1.Исполнительская дисциплина
В организации, не отличавшейся высокой эффективностью производства, одним из слабых звеньев системы управления была невысокая исполнительская дисциплина. Многие управленческие решения не документировались, оперативные задания выполнялись очень медленно. Руководство предприятия приняло решение о реорганизации системы управления и введении более эффективной системы контроля исполнения.
Проблема
Какой вы видите систему контроля исполнения в организации? Определите основные элементы контроля исполнения, требующие внимания. Какую технологию контроля исполнении следовало бы внедрить на предприятии?
Ситуация №2. Чрезмерный контроль
На должность директора по персоналу средней организации был принят новый сотрудник А.И. Петров. Месяц спустя, освоившись в новой должности, А.И. Петров решил повысить показатели использования персонала в организации на основе пересмотра процедуры контроля его деятельности. Несмотря на то, что показатели эффективности организации росли, и в ней работала команда высококлассных специалистов, директор по персоналу, опираясь на опыт зарубежных компаний, решил внедрить более продуктивные технологии контроля труда.
|
|
Первоначально он получил разрешение на повышение частоты проведения аттестации специалистов с одного года до одного раза в 6 месяцев. Следующим шагом было увеличение числа критериев оценки в аттестационных листах, разработкой которых занимались непосредственные руководители аттестуемых. Директор по персоналу добился от руководства разрешения собирать комиссию по аттестации раз в полгода. И последним новшеством стало введение 360-градусной аттестации.
Через год несколько высококлассных специалистов подали заявления об уходе, ссылаясь на постоянное наблюдение за своей работой не только со стороны руководителей, но и коллег, а также обстановку стресса, которая возникала раз в полгода из-за необходимости серьёзной подготовки к аттестации.
Проблема
Проанализируйте сложившуюся ситуацию в организации. Какие ошибки были допущены новым директором по персоналу? Какие шаги следовало предпринять, прежде чем внедрять подобные технологии оценки труда?
Литература:
Основная - 1, 3, 4, 6. Дополнительная: 11, 16, 17, 22, 32.
ТЕМА 8. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ
8.1. Коммуникации в процессе управления
Важными характеристиками процесса управления являются:
1. Информационный или коммуникационный аспект управления связан с информационной природой управления как вида деятельности.
2. Технологический аспект рассматриваемого процесса заключается в том, что процесс управления представляет собой процесс принятия решений.
|
|
Коммуникации являются встроенными во все виды управленческой деятельности, используются для реализации основных функций управления и процесса принятия решений.
Коммуникации (от лат. «соттитсайоп» - сообщение, передача) - это процесс обмена информацией между участниками организации, а также организацией и внешней средой с целью передачи смыслового сообщения.
Информация - это сумма сведений об организации и её внешней среде, используемой для целей управления.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: отправитель, сообщение, канал и получатель.
Процесс обмена информацией включает следующие этапы, соответствующие элементам коммуникационного процесса:
1. Генерация идеи.
2. Кодирование сообщения и выбор канала.
3. Передача сообщения.
4. Декодирование и осмысление сообщения.
Эффективность процесса коммуникаций характеризуется степенью усвоения получателем информации, содержащейся в сообщении. Причинами, снижающими эффективность межличностных коммуникаций, являются:
- различия в восприятии отправителя и получателя;
- неоднозначность смысла сообщения;
- помехи или шумы;
- неудовлетворительная обратная связь между отправителем и получателем сообщения.
Средства повышения эффективности межличностных коммуникаций - это применение методов и приёмов искусства общения, самоорганизация труда руководителей и исполнителей, улучшение обратной связи, создание здорового социально- психологического климата в коллективе, изменение негативных стереотипов поведения.
Причины, снижающие эффективность организационных коммуникаций:
- искажение сообщения;
- перегруженность каналов передаваемой информацией;
- особенности организационного построения.
Средствами повышения эффективности организационных коммуникаций являются: создание разнообразия каналов передачи сообщения и обратной связи, определение оптимального объёма информации по функциям управления и должностям, сокращение числа промежуточных звеньев в цепи коммуникационных процессов, в т.ч. за счёт распределения полномочий и ответственности.
8.2.Процесс принятия решений.
Решение в процессе управления - это выбор альтернативы или, другими словами, это логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой процесс, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий по выбору варианта разрешения управленческих проблем.
По методу обработки информации управленческие решения делятся на: 1. запрограммированные (алгоритмические);
2. незапрограммированные (эвристические);
3. комбинированные.
Факторы, влияющие на процесс принятия и содержание решений:
- объекты, по которым принимаются решения (подсистемы, функции управления, ресурсы, результаты);
- среда принятия решений;
- степень влияния на жизнедеятельность организации;
- последовательность принимаемых решений;
- взаимозависимость решений;
- поведенческие ограничения.
Этапы рационального решения проблемы:
1. Диагноз проблемы.
2. Формулировка ограничении и критериев для принятия решений.
3. Выявление альтернатив.
4. Оценка альтернатив.
5. Окончательный выбор.
8.3. Модели и методы принятия решений.
В процессе разрешения сложных проблем менеджерами могут использоваться различные модели и методы принятия управленческих решений.
Модель - условный образ, структура, отображающий реальную проблему, явление, объект в упрощённом виде. Существуют три типа моделей: физическая, аналоговая и математическая.
На каждой стадии разработки и принятия управленческого решения применяются различные группы моделей и методов. В целом, можно выделить следующие группы:
|
|
- методы моделирования;
- методы прогнозирования;
- методы принятия решений.
Методы моделирования базируются на использовании математических и экономических моделей для решения наиболее часто встречающихся задач. К ним относятся:
1. Модель теории игр - метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.
2. Модель теории очередей используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них.
3. Модель управления запасами позволяет найти такой уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.
4. Экономический анализ охватывает почти все методы оценки издержек и доходов, а также относительной рентабельности организации.
5. Линейное программирование применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.
6. Экономико-математическое моделирование основывается на использовании одно- и многофакторных моделей.
Методы прогнозирования используются для предвидения изменений и последствий влияния внешней и внутренней сред на организацию. Они подразделяются на количественные и качественные.
1. К количественным методам прогнозирования относят анализ временных рядов и корреляционно-регрессионный анализ.
2. К качественным методам прогнозирования относят: методы предвидения спроса, такие как мнения потребителей, опытных менеджеров, рыночные тесты, дерево решений, матрица решений, экспертные оценки. Используются при отсутствии точной, полной и достоверной информации по проблеме. Методы экспертных оценок включают методы индивидуального и коллективного решения проблем:
1. Метод мозговой атаки.
2. Метод Дельфи.
3. Метод сценариев.
4. Метод комиссий.
Методы принятия решений включают:
1. Матрицу решений, используемую для установления такой альтернативы, которая способна внести наибольший вклад в достижение целей.
|
|
2. Дерево решений, позволяющее представить проблему графически, сравнить возможные альтернативы и последствия событий.
Ключевые понятия
|
коммуникации
информация
отправитель
сообщение
канал
получатель
эффективность процесса коммуникаций решение
этапы рационального решения проблем модель
методы моделирования модель теории игр модель теории очередей модель управления запасами факторы принятия решений экономический анализ экономико-математическое моделирования линейное программирование методы прогнозирования качественные методы прогнозирования метод Дельфи метод мозговой атаки метод сценариев метод комиссий
количественные методы прогнозирования анализ временных рядов корреляционно-регрессионный анализ методы принятия решений матрица принятия решений дерево принятия решений
|
Контрольные вопросы
1. Что такое коммуникации? Какова основная цель коммуникационного процесса?
2. Что понимается под словом «информация» в организации?
3. Какие элементы и этапы выделяют в процессе обмена информацией в организации?
4. Чем характеризуется эффективность процесса коммуникаций в управлении? Каковы причины снижения эффективности межличностных, организационных коммуникаций?
5. Что такое управленческое решение? Какие виды решений вам известны?
6. Какие факторы влияют на процесс принятия и содержания управленческих решений?
7. Каковы основные этапы рационального решения управленческих проблем?
8. Что такое модель и моделирование в процессе принятия управленческих решений? Какие группы методов разработки и принятия управленческих решений вам известны?
9. В каких случаях целесообразно применение экономико-математических моделей?
10. Когда возникает объективная необходимость в использовании экспертных методов принятия управленческих решений?
Упражнения
Упражнение № 1. Определите, какие способы, модели, методы принятия решений чаще всего используются:
- брокером на бирже;
- капитаном корабля;
- учёным;
- предпринимателем;
- руководителем низового звена.
Упражнение №2. Верно ли, что к эвристическим относятся следующие виды решений:
- о выдаче диплома выпускникам, успешно окончившим вуз;
- о расширении производства в связи с ростом спроса;
- о посещении врача;
- о назначении даты очередного собрания акционеров;
- о значительном повышении зарплаты специалисту, который решил уйти на конкурирующее предприятие;
- о проведении производственного совещания.
Упражнение №3.
Оцените качество организационных коммуникаций в вашем учебном заведении. Назовите причины, (если они имеются), снижающие эффективность организационного обмена информации.