Социометрическое исследование
Методические указания.
Для начала данного исследования необходимо задать каждому члену исследуемой группы два вопроса, чтобы оценить варианты выбора потенциального лидера, например: 1. Если бы вашей группе поручили важное задание или возникла сложная ситуация, кто из вашего окружения смог взять ответственность за её разрешение и организовать других? 2. Если бы вашей группе поручили важное задание, кто из вашего окружения не взял бы на себя ответственность скоординировать работу других?
Первоначально структура анализируемых групповых отношений может быть наглядно представлена в графической форме, в виде социограммы, например (рис.9.1). Визуальный анализ социограммы позволит судить о сложившихся взаимоотношениях в группе в аспекте того, как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается.
Представленная социограмма может быть упрощена (и соответственно упрощен проводимый анализ групповых отношений), если отдельно представить существующие «положительные» (рис. 9.2) и «отрицательные» (рис. 9.3) связи. По количеству отданных выборов можно судить о степени и характере потребности отдельных членов и группы в целом в потенциальном лидерстве. По количеству полученных выборов можно судить о характере и степени влия
ния того или иного члена группы на других коллег по работе.
|
положительное отношение; |
отрицательное отношение; взаимное положительное отношение;
взаимное отрицательное отношение;
Рис. 9.1 - Социограмма групповых выборов потенциального лидера.


|
|
|
|
| О |
©
0
|
|
|
|
Рис. 9.2 - Положительные выборы Рис. 9.3 - Отрицательные выборы по критерию «потенциальный лидер» по критерию «потенциальный лидер»
Сплоченность группы может быть охарактеризована соотношением положительных, отрицательных и нейтральных выборов. Используя результаты опроса, можно получить соотношения, приведенные в табл.9.2.
| Таблица 9.2 - Макет таблицы исходных данных для оценки сплочённости в группе
| ||||||||||||||||||||||||||||||
По полученным результатам можно оценить сплочённость группы. Интегральную характеристику сплоченности в группе можно получить с помощью индекса сплоченности группы (I гр.). Он рассчитывается как отношение разности взаимно положительных и взаимно отрицательных выборов по группе к общему количеству всех возможных выборов:
1гр=[(ВП-ВО) /N (N-1)] 100, (9.2)
где: ВП — число взаимно положительных выборов в группе; ВО — число взаимно отрицательных выборов в группе; N — число членов группы, участвовавших в опросе.
Анализ уровня связанности группы по выделенному критерию следует проводить, используя индекс социометрической когерентности. Данный индекс можно рассчитать как отношение количества отданных (или полученных) выборов к общему количеству всех возможных выборов:
Iког = Ко (илиКп)/ N(N -1), (9.3)
где КО—число отданных выборов по группе; Кп— число полученных выборов по группе; N — число членов группы, участвовавших в опросе.
Сплоченность группы может быть измерена с помощью индекса взаимности (1в). Сплоченность группы проявляется, прежде всего, в количестве взаимных положительных связей, поэтому индекс сплоченности рассчитывается по формуле:
1с = ВП / N(N - 1), (9.4)
Далее необходимо рассчитать персональные социометрические индексы: социометрический статус члена группы, индекс эмоциональной экспансивности и индекс объема взаимодействия.
Социометрический статус (С1) отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:
С, = К'п /(N -1), (9.5)
где: К П — количество голосов (выборов), полученных 1-м членом группы.
Одновременно принято исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся частями общего социометрического статуса индивида:
С+ = <(+) /^-1), (9. 5. 1) С- = Кгп(-) /(N - 1). ((9.5.2)
где: с + (с-) положительный (отрицательный) социометрический статус 1-го члена группы; К'„(+)(К'„(-)) количество положительных (отрицательных) выборов, полученных 1-м членом группы;
Для характеристики степени активности каждого из членов группы, его
отношения к окружающим можно использовать индекс эмоциональной экспансивности:
Е1= КО/ (N-1), (9.6)
где К О — количество выборов (голосов), отданных 1-м членом группы.
Аналогично рассчитываются индексы положительной и отрицательной экспансивности:
Е+= К^/ф -1), (9.6.1) Е-= К-1). (9.6.2)
где: Е + (Е-) — положительный (отрицательный) индекс эмоциональной экспансивности; К О+) - количество положительных выборов, отданных 1-м членом группы; К О-) - количество отрицательных выборов, отданных 1-м членом группы.
Дополняет эти социометрические показатели индекс объема взаимодействия, который характеризует каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора, и как объекта:
Л, = К'п(+) - К'п(- ) /(N - 1), (9.7)
где: К[(+)(К[(-)) — количество положительных (отрицательных) выборов, полученных 1-м членом группы;
В сводной таблице необходимо свести значения указанных выше персональных социометрических индексов. Если расположить полученные значения индекса взаимности членов группы в порядке убывания, то можно сформировать относительные оценки авторитетности, потенциального лидерства.
| Таблица 9.3 - Значения персональных социометрических индексов
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социометрические соотношения довольно динамичны вследствие изменчивости отношений людей, их взглядов, восприятия происходящих событий и т.д. В этой связи не следует абсолютизировать возможности и результаты социометрического анализа. Их следует рассматривать как первичную информацию для более содержательного анализа отношений в коллективе.
Условия задания.
1. Необходимо выбрать группу (5-10 человек) постоянно взаимодействующих людей. Это может быть как формальная организация (учебная группа, подгруппа, отдел, подразделение, сектор), так и неформальный коллектив внутри официально действующей организационной единицы (взаимодействие по интересам).
2. Подготовить и раздать каждому члену группы бланк с двумя вопросами и списком членов группы. С целью анонимности проводимого исследования целесообразно зашифровать каждый бланк, заранее присвоив фамилии и имени каждого опрашиваемого номер.
3. После анализа результатов опроса представить структуру групповых отношений в графической форме (рисунки 9.1-9.3).
4. Оформить в виде таблицы 9.2 исходные данные для оценки сплочённости группы.
5. Для оценки потенциального лидерства в группе рассчитать следующие индексы: сплочённости (1гр), социометрической когерентности (1ког), взаимности (1в); а также персональные социометрические индексы: социометрического статуса, эмоциональной экспансии, объёма взаимодействия. Результаты оформите в виде таблицы 9.3.
Литература:
Основная - 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дополнительная: 17, 24, 25, 27, 32.
ТЕМА 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
10.1. Социально-экономическая природа эффективности функционирования организации, ее систем, управления
По мнению одного из исследователей менеджмента Д. С. Синка, «измерение, оценка и контроль эффективности организационной системы представляют собой решающий элемент общего процесса управления».
Современная организация представляет собой открытую систему, в которой на входе поступают ресурсы, а на выходе - готовая продукция, услуги. Преобразование ресурсов предполагает осуществление хозяйственных процессов, а также ориентацию на удовлетворение социальных требований конечных потребителей.
Общая формула эффективности имеет вид:
Эффективность = результаты / затраты (использованные ресурсы)
Социальная эффективность отличается от экономической, прежде всего, спецификой числителя. В коммерческой организации - это экологически чистые продукты, отсутствие жалоб по качеству продукции, укрепление репутации фирмы, надёжность производимой продукции; удовлетворённость трудом работников в организации и т.п. На уровне региона, органов муниципальной власти - это показатели, с разных сторон характеризующие изменения качества жизни людей: показатели смертности, рождаемости, количества студентов и т.д.
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности основной деятельности организации. То есть результаты деятельности объекта управления являются показателями и результативности субъекта (управляющей системы). Проблема эффективности управления включает рассмотрение:
- управленческого потенциала;
- затрат и расходов на управление;
- характера управленческого труда;
- эффективности управления.
На эффективность деятельности менеджера, управления влияют:
- внешние факторы: законы, экономическая ситуация на рынке, социальные аспекты жизнедеятельности людей, налоговая политика и др.
- внутренние факторы: потенциал сотрудников, их способности к выполнению работы, культура организации, наличие надёжных коммуникаций и др.
Таким образом, эффективность управления определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.
10.2. Подходы и система критериев оценивания эффективности управления организацией
Экономико-технократический подход к оценке эффективности управления организацией основан на традиционных критериях. Оценка эффективности различных подсистем организации и системы управления включает значительный набор показателей, отражающих качественные и количественные характеристики деятельности. В качестве показателей (критериев) деятельности используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объём производства, прибыль к затратам, время на осуществление чего-либо) и частные показатели использования отдельных видов ресурсов - труда, основных фондов, инвестиций.
Общая структура одной из традиционных классификаций показателей планирования и управления представлена в таблице 10.1
| Таблица 10.1 - Структура показателей планирования и управления
|
Если исходить из важнейшей цели функционирования организации в современных условиях - это обеспечение конкурентоспособности своей деятельности, то классификация показателей эффективности управления может быть следующая:
1. Показатели устойчивости текущей деятельности.
2. Показатели потенциала развития.
3. Финансовые результаты.
4. Показатели эффективности использования живого труда.
5. Показатели эффективности использования материально- технических ресурсов.
6. Показатели ресурсной обеспеченности.
7. Показатели социальной эффективности деятельности предприятия.
Современные зарубежные исследователи в области управления Т.Питерс
и Р.Уотермен выделяют следующие описательные критерии (или признаки) эффективности «образцовых компаний»:
1. Ориентация на действие, на достижение успехов.
2. Лицом к потребителю.
3. Самостоятельность и предприимчивость.
4. Производительность - от человека.
5. Связь с жизнью, ценностное руководство.
6. Верность своему делу.
7. Простота формы, скромный штат управления.
8. Свобода и жёсткость одновременно.
Исследователь Д.С.Синк считает, что независимо от размера, типа или вида конкретной организационной системы в центре внимания менеджеров должны находиться семь критериев результативности (эффективности) управления:
1. Действенность.
2. Экономичность.
3. Качество.
4. Производительность.
5. Качество трудовой жизни.
6. Нововведения.
7. Прибыльность.
10.3. Эффективное управление ресурсами и системами организации
Комплексный подход к эффективному управлению основан на оценке качества функционирования всех систем организации и использования всех видов ресурсов.
Воздействие, которое руководители могут оказать на эффективность (производительность, результативность), наиболее чётко проявляется в двух областях управления: людскими ресурсами и непосредственными операциями (производственной деятельностью организации).
Эффективное управление человеческими ресурсами предполагает достижение результатов по трём направлениям деятельности:
- планирование и привлечение персонала;
- использование персонала;
- развитие персонала.
Управление человеческими ресурсами в организации представляет собой сложную целостную систему, состоящую из трех взаимосвязанных подсистем: формирования, использования и развития персонала, где в качестве системообразующего фактора выступают работники, а именно их знания, способности, умения. Эффективная реализация целей и задач системы управления человеческими ресурсами достигается посредством кадровой политики - системы правил и норм (осознанных и определенным образом сформулированных), которые приводят человеческие ресурсы в соответствие со стратегией компании.
Оценочными критериями эффективности кадровой политики являются: результативность труда, соблюдение законодательства, удовлетворенность трудом, наличие/отсутствие прогулов, текучесть кадров, наличие/отсутствие трудовых конфликтов, наличие/отсутствие жалоб, частота рабочего травматизма, показатели качества жизни и др.
Операционная функция - это деятельность по производству товаров, оказанию услуг, которые организация поставляет во внешнюю среду. Операционная система организации состоит из перерабатывающей подсистемы обеспечения и подсистемы планирования и контроля. Основное назначение операционной системы заключается в производстве товаров и услуг для удовлетворения конкретных потребностей.
Эффективность операций определяют как частное от деления рыночной стоимости производимого выхода на сумму всех затраченных организацией входов.
Одним из главных критериев успешности операционной деятельности является конкурентоспособность производимой продукции или оказываемых услуг, которая отражает отличие характеристик данного товара от характеристик товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам, связанным с производством товара, его маркетинговым сопровождением и использованием (эксплуатацией).
Ключевые понятия
|
|
социально-экономическая природа эффективности
общая формула эффективности социальная эффективность эффективность управления управленческий потенциал характер управленческого труда показатели эффективности обобщающие показатели эффективности частные показатели эффективности показатели планирования и управления обеспечение конкурентоспособности
показатели устойчивости текущей деятельности
показатели потенциала развития финансовые результаты конкурентоспособность продукции показатели эффективности использования живого труда показатели эффективности использования материально-технических ресурсов
показатели ресурсной обеспеченности показатели социальной эффективности деятельности предприятия семь критериев результативности управление человеческими ресурсами планирование и привлечение персонала развитие персонала использование персонала
критерии эффективности кадровой политики кадровая политика операционная функция эффективность операций
|
|
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте понятия: «эффективность», «экономическая эффективность», «социальная эффективность». Какие факторы влияют на эффективность управления?
2. На чём основана оценка эффективности системы управления?
3. Какие существуют подходы к оценке эффективности управления организацией, чем обусловлено их различие? Какие основные критерии и показатели эффективности управления «образцовыми организациями» были предложены современными учёными в области менеджмента Т.Питерсом и Р.Уотерменом? В чём их особенность?
4. Что такое обобщающие и частные показатели эффективности?
5. На чём основан комплексный подход к оценке эффективности управления организацией?
6. По каким основным направлениям осуществляется управление человеческими ресурсами и почему они важны для организации?
7. Для чего необходима кадровая политика в организации и каковы её оценочные критерии эффективности?
8. Что подразумевается под понятием операционная функция и как оценивается эффективность операций?
9. Назовите один из главных критериев успешности операционной деятельности.
Упражнения
Упражнение № 1.
Подумайте и опишите, каким образом влияет потенциал студентов, их способность к выполнению работы, внутриорганизационная культура, наличие надёжных коммуникаций в вашем учебном заведении на эффективность его функционирования.
Упражнение №2.
На основании статистических данных по Липецкой области дайте оценку социальной эффективности управления на уровне региона или отдельного района. Какие показатели могут быть выбраны для оценки?
Упражнение №3
Приведите примеры, когда законодательное регулирование способствовало повышению эффективности управления организацией и, наоборот, отрицательно влияло на результативность компании.
Упражнение №4
Что представляет собой операционная функция в вашем учебном заведении? Составьте предполагаемый список критериев эффективности управления операциями в вузе.










