Калека с острова Инишмаан Осмысление второе Елена Воловникова

омический триллер в двух действиях

На затерянном в океане острове живет горстка людей.

Все они, и молодые, и старые – заложники своей судьбы.

Все они мечтают что-то в ней изменить, но только один решается раз и навсегда отказаться от старой жизни, для того, чтобы начать новую.

Отпустит ли остров калеку Билли, наивно мечтающего о Голливуде – об этом зрители узнают лишь в конце спектакля.

…Из Голливуда, штат Калифорния, что в Америке, пришли Они. Пришли, чтобы снять кино на миллион долларов и показать его во всём мире. Показать, как живут на островах. И большой исход из этих краев предрекаю. Исход девушек и юношей, которые похожи на кинозвезд и хотят попытать счастья в Америке…

- Вот я и думаю о бедном Билли, у него тридцать три несчастья. - Сто тридцать три несчастья у Билли. Я ужасно волнуюсь за калеку, когда его долго нет…

«Калека с острова Инишмаан» - комический триллер, поставленный по пьесе самого неординарного представителя современной ирландской драматургии. Мартин Мак Донах стремительно ворвался на российские театральные подмостки и очень быстро стал одним из самых модных авторов.

Впервые пьесу молодого ирландского драматурга поставили в Лондонском театре «Ройал Корт». Произведения Макдонаха сразу же стали культовыми, а некоторые критики окрестили его «Тарантино от драматургии». И действительно, по накалу страстей и так называемому «экшену», пьесы МакДонаха напоминают стремительные и шокирующие картины Тарантино. Герои ирландского автора зачастую

держат в одной руке Библию, а в другой пистолет или обрезок трубы. Они живут в мире, где насилие и нравственная скверна являются нормой. Самые известные его пьесы – «Человек – подушка», «Лейтенант из Инишмора» и так называемая Линейнская трилогия: «Красавица из Линейна», «Череп из Коннемары» и «Сиротливый Запад».

Лейтмотив: Наверное, Ирландия не такая уж и дыра, если... (сюда приезжает француз, ее выбирают чтобы снять кино, сюда заплывают акулы...). В спектакле 2 основных проблемных уровня. Хотя... на самом деле - один. Любовь. Любовь к родине и любовь к человеку (равно милосердие, доброта). Инишмор - остров кривых зеркал. Он, как и подобает любой глубинке - дыра. Дыра, где люди ходят в дырявых отрепьях, питаются зеленым горошком на обед, ужин и к чаю, и где новость о войне гуся и кошки - новость дня. Кривое зеркало, многократно увеличивающее любой порок, обнажающее тайное, чему следовало остаться тайной... Издержки масштабов! Беда-беда любой провинции. Об этом и говорит калека Билли Малышу Бобу: здесь полно калек - только я снаружи, а они - изнутри. Но! парадокс в том, что весь спектакль помогает разглядеть и вторую правду. На острове кривых зеркал разлита любовь. Простые и грубоватые (неродные!) тетки любят своего Билли так, что горло зрителя сжимает спазмом. От горя и любви Кейт каменеет, а ее камни оживают, отрывистый и трепетный поцелуй тетушки Эллин - разве это не поцелуй страстной матери? Бешеная Хелен, каждое движение на сцене которой засавляет зрителя вздрагивать? даже эти Хеленины колючки, которыми она одевает свою полную беззащитность - они не мешают ей купить своему никчемному братцу дорогущий телескоп в подарок на день рождения, пойти на прогулку с "калекой хреновым " и даже подарить ему поцелуй. Джонни Патинмайк - придурок придурком... И когда к концу спектакля мы в этом практически уверяемся, оказывается, что это он спас крошку-Билли, которого хотели выбросить в море его родители, и это он даже крадет 100 фунтов (огромное состояние!) у своей мамаши. Придурок-придурком Джонни оказывается способным на такую глубину, на какую способен по-настоящему милосердный хороший человек. И не нужно думать, что все милосердие и доброта, все хорошее, что было в Джонни, осталось в прошлом. Нет. Он же одергивает строго свою мамашу, чтобы она помалкивала о мешке с камнями. Да и сами эти комические отношения с пьющей 90-летней зловредной старушенцией - это тоже гимн сыновней любви старого пройдохи. Суровый Малыш Бобби всей душой скорбит о своей умершей жене, защищает и помогает беспомощному Билли, и абсолютно бескорыстно везет Хелену и Бартли на остров.. Любовь разлита на Инишморе. И в далеком Голливуде, где нет ни одной такой ж красивой как Хелена, и никого, кому было бы дело до него, Билли - он понимает все о маленьком острове и близких, любимых людях, которые может суровы, может слишком просты.

Пусть она уродина, но она нам - Родина... Не все то золото, что блестит. Умейте ценить, что имеете. Ну, словом, все те простые вещи, которые нам мамы еще в маленькой кроватке внушали, и про которые потом жизнь и другие люди сумели внушить - ищите компромисы, нюансы, полутона... Словом, мой GPRS несколько восстановил свои порушенные настройки. P. S. Еще пару слов о доброте. В чем состоит суть доброты к калекам? и вообще - к иным? к людям, отличающимся, чья инаковость бьет в глаза? чья инаковость идет в очевидный разрез с шаблонностью и ординарностью многих прочих? Застенчиво опускать глаза и пробегать мимо? Демонстративно проявлять внимание, и этим еще больше подчеркивать их особое положение? нет, нет, нет, нет. Билли просит Малыша Бобби: не зови меня больше "калека-Билли". Зови меня просто Билли. Он просит быть - на равных. И это - верно. Истиная доброта - это быть на равных. В конце концов, еще до конца не выяснено, кто тут калека....

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: