Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта (аптеки, товара) маркетинговой системы на рынке товаров и услуг. Понятие маркетинговое исследование рассматривают как синоним по маркетингу.
Маркетинговое исследование – это процесс сбора информации, необходимой для маркетинговой деятельности.
Маркетинговая разведка – предполагает получение важной маркетинговой информации из открытых источников.
Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, обработка и интеграция информации, которая связана или относится ко всем проблемам маркетинга товаров. Исследование рынка рассматривается как систематическая деятельность, направленная, прежде всего, на анализ способностей рынка воспроизводить оборот товара. Маркетинговое исследование с одной стороны включает получение внешних сведений, а также внутренней информации, а с другой стороны затрагивает рынок только собственного товара или аптеки и не исследует другие рынки.
Маркетинговые исследования - это систематический сбор и объективная запись, классификация, анализ и представление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям отдельных личностей и организаций в контексте их экономической общественной политической и каждодневной деятельности.
Маркетинговые исследования – систематический сбор, объективная запись, классификация, анализ данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям мнениям отдельных личностей и организаций в сфере экономической, общественной, политической деятельности.
Объектами маркетинговых исследований могут быть:
- субъекты рынка (поставщики, конкуренты, покупатели и потребители);
- объекты рынка (товары);
- процессы и технологи (обслуживание, транспортировка);
- окружающая среда (экономика, политика)
Маркетинговые исследования проводят по следующим направлениям:
Исследование рынков:
- региональные рынки;
- прогноз рынков;
- исследование конкуренции;
- анализ жизненного цикла;
- конкурентноспособность товара;
- анализ ценовой политики;
- анализ эффективности мероприятий по формированию спроса и регулированию сбыта;
- исследование покупателей – структура покупателей, потребительского поведения, мотивы покупки.
Процесс маркетингового исследования включает процесс поэтапного выполнения следующих процедур:
1) Выявление различными методами проблемной ситуации. На этом этапе формируется первое представление об объекте и возможностях его исследования, возможных трудностях, которые могут быть связаны с видом, объемом и качеством маркетингового исследования.
2) Выбор цели исследования. Цели могут быть:
- поисковые (предусматривают сбор информации для предварительной оценки проблемы);
- описательные (направлены на описание определенных явлений и объектов);
3) Определение типа необходимой информации и источников ее получения;
4) Выбор методов сбора информации. Сбор данных может осуществляться с использованием первичных и вторичных методов исследования.
Сбор информации осуществляется с использованием первичных и вторичных методов исследования.
Основными первичными методами являются:
- Наблюдение.
- Эксперимент.
- Опрос.
Основными первичными методами получения информации может быть полевое исследование, т.е. полное и сплошное.
Наблюдение представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которого осуществляют систематическое планомерное изучение поведения того или иного субъекта. Оно проводится при соблюдении следующих условий:
- Короткий отрезок времени наблюдения.
- Наблюдаемые процессы должны быть доступными для наблюдения.
- Наблюдению подвергается такое поведение, которые люди не имеют желания запомнить или запоминать.
Наблюдения в отличие от опроса не зависят от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию.
Основными областями наблюдения могут быть:
- поведение покупателей при покупке товара;
- физиологические измерения психологических проявлений;
- эффект удовлетворения при покупке и впечатление.
Лабораторные наблюдения осуществляются путем создания искусственной среды, близкой к реальным условиям.
Эксперимент – также является важнейшим инструментом анализа и тестирования в системе маркетинга. Главная цель эксперимента – исследование поведения объекта по изменению его выходных параметров при изменении входных характеристик.
Опросы – позволяют исследовать широкую область проблем, относящуюся к маркетингу, поэтому опросы имеют наибольшее распространение. Опросы могут быть одноразовыми и повторяющимися. Повторяющиеся опросы называют панелью – когда выступает группа лиц.
Маркетинговые исследования включают также следующий этап: организация исследования, сбор и обработка информацию.
Использование полученных результатов.
Сегментирование рынка – это выявления различий объектов на основе разграничивающих признаков.
Сегментирование рынка в качестве цели предполагает получение прибыли от реализации товара на определенную группу потребителей. Сегмент – это группа потребителей, объединенная по принципу сходства различных характеристик.
Технология сегментирования:
- Выбор типа потребителя (конечные, промежуточные, институциональные).
- Определение признаков объединения потребителей в группы.
- Выбор метода.
- Составление профиля сегмента и оценка привлекательности сегмента.
Выделяют 3 группы потребителей/покупателей:
- Институциональные – это организации, приобретающие товары для дальнейшего использования в рамках организаций. Медицинские организации, школы, садики, а также оптовое и розничное звено фарм. рынка.
- Конечные – пациент, семья, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или семейного пользования.
- Промежуточные – это мед.работники, назначающие ЛП в стационаре или выписывающие рецепт.