Требования к выпускной квалификационной работе

СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

                                         И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Исследование – выпускная квалификационная работа – имеет определённую структуру.

Введение. Во введении даётся обоснование темы исследования, его актуальности, определяется объект и предмет исследования, формулируется цель, гипотеза и   задачи исследования, указываются методы исследования, эмпирическая база исследования, определяется практическое значение исследования, структура выпускной квалификационной работы. Описываются этапы выполнения исследования: теоретический обзор по проблеме исследования, проведение собственно эмпирического исследования (констатирующего исследования), обобщение результатов исследования, формулирование выводов. Также во введении обозначается степень разработанности проблемы исследования в литературе.

Глава I – теоретическая часть ВКР. Здесь приводится обзор и анализ состояния изученности данной проблемы (литературный обзор). Необходимо сделать акцент на неисследованных аспектах проблемы, дать определения понятий, используемых в работе, указать степень разработанности проблемы исследования в научно-методической литературе.

Глава II. Она содержит описание опытно-экспериментальной работы: базы исследования, методов и средств обработки данных. Проводится также описание результатов констатирующего исследования, их обсуждение, дается их качественно-количественный анализ.

В процессе обсуждения производится сопоставление полученных данных с имеющимися в научной литературе, формулирование выводов на основе проведенного анализа результатов экспериментального исследования. В случае наличия в исследовании процесса психолого-педагогической коррекции проводится описание содержания и процесса организации формирующего воздействия, полученного в результате этого воздействия эффекта (или его отсутствия). Обязательное требование в содержанию данной главы- наличие коррекционно-развивающей программы по выявленной проблеме.

Заключение. Здесь необходимо дать ответы на поставленные в начале исследования задачи, отразить основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу.

Список использованных источников и литературы. Нумерованный перечень использованных при написании работы литературных источников по проблеме исследования. Составляется в алфавитном порядке с обязательным указанием автора, названия работы, города, издательства и года издания, количеством страниц.

Список сокращений и условных обозначений. При использовании специфических сокращений и условных обозначений, кроме общеупотребительных, в ВКР должен быть приведен список обозначений и сокращений с соответствующими разъяснениями. При сокращении слов следует руководствоваться:

ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила»;

 ГОСТ 7.11-2004 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках».

Список сокращений и условных обозначений не входит в основной объем ВКР.

Словарь терминов. При использовании специфической терминологии в ВКР должен быть приведен список принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Словарь терминов не входит в основной объем ВКР.

Приложения. Здесь могут содержаться материалы исследования: таблицы, диаграммы, графики, рабочие расчёты, данные статистической обработки, рисунки, фотографии, анкеты или опросники, разработки для проведения конкретных уроков или внеурочных мероприятий; работы испытуемых. Приложения не входят в основной объем ВКР.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

Тематика предлагаемых выпускникам выпускных квалификационных работ (ВКР) должна быть связана с основными задачами будущего бакалавра специального (дефектологического) образования или быть направленной на дальнейшее образование выпускника в магистратуре.

Выпускная квалификационная работа, выполненная на констатирующем этапе исследования, предполагает один этап эксперимента. Исследование в работе такого вида направлено на выявление каких-либо закономерностей психики детей и подростков с отклоняющимся развитием – взаимосвязей психических процессов, различий уровня и особенностей психического развития различных категорий испытуемых, причинно-следственных связей психических функций и др.

Такая работа может быть выполнена в рамках тех областей психолого-педагогического знания, изучение которых предусмотрено ФГОС, – специальной психологии и специальной педагогики, психологии детей с задержкой психологического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, сложными недостатками развития, психологии умственной отсталости, психологии лиц с нарушениями зрения, слуха, речи.

Руководителем выпускной квалификационной работы могут быть преподаватели и научные сотрудники кафедры, имеющие опыт педагогической деятельности и высокую квалификацию. Руководителем ВКР может быть также работник из числа руководителей и работников образовательных организаций, имеющий стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет, без предъявления требований к наличию у него ученой степени и (или) ученого звания.

Руководитель ВКР обязан:

- консультировать студента по теме ВКР;

- рекомендовать студенту необходимые основные и дополнительные источники (литература и фактический материал) для разработки темы ВКР;

- содействовать в выборе методики исследования;

- проводить систематический контроль за соблюдением сроков подготовки ВКР;

- проверять качество работы над ВКР по частям и в целом;

- информировать заведующего кафедрой в случае несоблюдения студентом сроков выполнения ВКР;

- проверять соблюдение студентом установленных требований к ВКР;

- консультировать студента по подготовке доклада (презентации) по ВКР;

- обеспечить проверку законченной ВКР на объем заимствования в соответствующей информационной системе Университета;

- подготовить и предоставить на кафедру отзыв о ВКР с приложением отчета о проверке на объем заимствования.

Выпускная квалификационная работа оценивается рецензентом, который может являться преподавателем кафедры педагогики факультета психологии БГУ или сотрудником другого научного учреждения, работающим по тематике данной работы.

Темы выпускных квалификационных работ, их руководители и рецензенты утверждаются на заседании кафедры, а затем оформляются приказом по ВУЗу не позднее ноября месяца. Выпускная квалификационная работа бакалавра должна быть представлена в форме рукописи.

Студент обязан:

– добросовестно, самостоятельно и своевременно осуществлять подготовку ВКР;

– ссылаться на автора и (или) источник заимствования материалов или отдельных результатов, используемых в ВКР;

– соблюдать вышеизложенные требования;

– отчитываться перед руководителем о ходе подготовки ВКР;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством в сфере образования и локальными нормативными актами Университета.

ВКР не допускается к защите в случае:

– использования в ВКР заимствованного материала без ссылки на автора и(или) источник заимствования, результатов научных работ, выполненных студентом в соавторстве без ссылок на соавторов;

– оригинальности текста ВКР ниже 60 % для работ, выполненных обучающимися по программе бакалавриата;

– выполнения работы на тему, отличающуюся от темы, утвержденной приказом ректора Университета;

– несоблюдения сроков сдачи ВКР;

– отсутствия рецензии и (или) отзыва на ВКР;

– несоблюдения других требований к ВКР, установленных программой ГИА по направлениям подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и методическими указаниями.

Полностью завершенная и правильно оформленная ВКР (текст должен быть тщательно выверен студентом; наличие подчисток или приписок, зачеркнутых слов и иных исправлений, а также поврежденных листов ВКР и помарок не допускается) представляется студентом руководителю не позднее чем за 15 дней до защиты. Студент предоставляет ВКР руководителю в печатной и в электронной форме. Файл электронной формы ВКР передается руководителю в расширении.doc.

Руководитель после получения ВКР обеспечивает ее проверку как по содержанию, так и на предмет соблюдения студентом установленных требований, программой ГИА, методическими указаниями по выполнению ВКР, в том числе в течение двух дней после получения исходного файла, проверку ВКР на объем заимствования в соответствующей информационной системе Университета в установленном порядке.

Деканат факультета устанавливает порядок проверки ВКР на объем заимствования в соответствующей информационной системе Университета. Отчет о проверке ВКР на объем заимствования и неправомочных заимствований должен быть подписан и датирован руководителем ВКР.

На основе результатов проверки ВКР (на объем заимствования и неправомочных заимствований, по содержанию и соблюдению вышеуказанных требований настоящего, программы ГИА, методических указаний по выполнению ВКР), руководитель не позднее 12 дней до защиты ВКР составляет отзыв на ВКР и предоставляет его на кафедру с приложением отчета о проверке ВКР на объем заимствования.

После проведения проверки ВКР на объем заимствования студент при согласовании с руководителем сдает ВКР на кафедру в сброшюрованном виде и оформленную в соответствии с требованиями. ВКР должна быть сдана на кафедру не позднее 10 дней до защиты в сброшюрованном виде с приложением аутентичной электронной формы ВКР в формате PDF.

В случае если имеются основания для недопуска ВКР к защите, руководитель указывает это в своем отзыве и рекомендует не допустить студента до защиты по конкретному основанию, установленному требованиями. В таком случае решение о недопуске ВКР к защите принимается на заседании кафедры.

При положительном отзыве руководителя ВКР направляется кафедрой на рецензирование. Кафедра утверждает одного или нескольких рецензентов из числа лиц, не являющихся педагогическими работниками кафедры Университета, на которой выполнена ВКР.

ВКР может быть направлена на рецензирование в том числе педагогическим работникам кафедры, на которой выполнена выпускная квалификационная работа. Подписи рецензента в случае, если они не являются работниками Университета, заверяются в установленном порядке в организации, в которой рецензент работает.

ВКР вместе с отзывом руководителя, рецензией и отчетом о проверке на объем заимствования передается заведующему кафедрой. Заведующий кафедрой на основании отзыва руководителя и рецензии делает заключение о допуске студента к защите путем соответствующей записи на титульном листе работы.

 Заведующий кафедрой обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы.

Допущенная к защите ВКР вместе с отзывом руководителя, рецензией и компакт-диском с аутентичной электронной формой работы в формате PDF

передается выпускником секретарю ГЭК по защите ВКР не позднее чем за 2 дня до дня ее защиты.

Студент при согласовании с руководителем готовит доклад о ВКР. Рекомендуется также подготовить презентацию к докладу.

Файл презентации заблаговременно должен быть передан секретарю ГЭК ил иному ответственному лицу для воспроизведения в день защиты ВКР. Доклад о ВКР должен отражать актуальность темы исследования, его цель и задачи, структуру работы и полученные выводы.

Студент имеет право на защиту ВКР при наличии отрицательной рецензии. На защите ВКР присутствие руководителя (консультанта) и рецензента не является обязательным.

Защита ВКР должна носить характер дискуссии и проходить в обстановке требовательности, принципиальности и соблюдения этики, при этом анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в ВКР.

Защита ВКР является публичной (открытой). Во время защиты выпускной квалификационной работы ГЭК может проводить звукозапись, видеозапись и фотосъемку. Председатель ГЭК предоставляет слово секретарю или члену ГЭК.

Секретарь или член ГЭК объявляет фамилию, имя и отчество (при наличии) выпускника, тему работы и данные руководителя и рецензента (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, ученая степень, ученое звание).

Студенту предоставляется слово для доклада. Студент излагает существо и основные положения ВКР не менее 5 и не более 10 минут. По заявлению студента из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, продолжительность выступления обучающегося может быть увеличена не более чем на 15 минут.

После доклада студенту задаются вопросы. Порядок ответов на вопросыопределяется председательствующим на заседании ГЭК. Далее слово предоставляется секретарю или члену ГЭК, который оглашает отзывы руководителя и рецензию на ВКР. В случае присутствии на процедуре защиты научного руководителя и (или) рецензента отзыв и рецензию они зачитывают самостоятельно. При наличии положительной рецензии на ВКР и отзыва вместо оглашения делается их обзор с указанием отмеченных в них замечаний.

Отрицательная рецензия на ВКР зачитываются полностью. После оглашения отзыва и рецензии на ВКР студенту предоставляется слово для ответа на замечания, содержащиеся в отзыве и рецензии.

В последующей дискуссии могут принимать участие все присутствующие на защите ВКР.

По окончании дискуссии студенту предоставляется заключительное слово, после него защита ВКР считается оконченной. Объявление результатов защиты ВКР делает председатель ГЭК (заместитель председателя) в присутствии членов ГЭК и студентов.

Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо»,«удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 Оценка ВКР складывается из двух оценок:

– оценки качества выполненной работы;

– оценки качества защиты работы.

При определении общей оценки также учитываются отзывы руководителя и рецензия на ВКР. Показатели и критерии оценивания компетенций и шкалы оценивания ВКР устанавливается в программе ГИА по соответствующей образовательной программе высшего образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: