Естественное право на жизнь ребенка и проблема аборта и в Российском и международном законодательстве

Методические рекомендации для специалистов, деятельность которых направлена на сокращение числа абортов среди молодых женщин, находящихся в ситуации принятия решения о сохранении/прерывании беременности



Введение

На сохранение репродуктивного здоровья, сокращение уровня смертности, увеличение рождаемости и продолжительности жизни населения направлена демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 09.10.2007. Предположительно численность населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах может сократиться к 2015 году на 4,4%. Помимо демографических потерь это неблагоприятно скажется на показателях социально-экономического развития страны, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи. Поэтому основной задачей демографической политики Российской Федерации является повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, решение которой включает в себя реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов). В сложившихся условиях сохранение жизни каждого ребенка, даже и не рожденного, приобретает особое значение. Поэтому осуществление мероприятий по предупреждению абортов, проведение консультаций по вопросам социальной и психологической защиты женщин, обращающихся по поводу прерывания нежеланной беременности, формирование у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшая поддержка семьи в период беременности одно из главных направлений деятельности специалистов, работающих в области охраны здоровья матери и ребенка.

На основе практического опыта в рамках реализации проекта «Ты не одна» программы «Святость материнства» специалистами Красноярского филиала Центра национальной славы России при содействии главного управления здравоохранения администрации города Красноярска и агентства по здравоохранению и лекарственному обеспечению администрации Красноярского края разработаны методические рекомендации, по организации и проведению консультирования беременных женщин, решившихся на прерывание беременности, включающие в себя методику и приемы работы специалистов психологов.



Содержание

Раздел I

1. Современные тенденции демографических процессов и репродуктивного поведения населения в России в целом и в Красноярском крае в том числе…………………………………………………….………………………… 5

 

2. Естественное право на жизнь ребенка и проблема аборта в Российском и международном законодательстве………………………………………………. 7

 

3. Регламент, определяющий проведение операции искусственного прерывания беременности ……………………………………………………………………… 8

 

4. Обоснование необходимости организации работы психолога в женской консультации ………………………………………………………………………12

 

5. Опыт реализации проекта доабортного психологического консультирования в медицинских учреждениях …………………………………………………………….15

 

6. Результаты и перспективы реализации проекта доабортного психологического консультирования………………………………………………..………………18

 

Раздел II

7. Теоретические основания методики доабортного консультирования………20

 

8. Методика и приемы работы психолога, консультирующего женщин, решивших прервать нежелательную беременность…………………………………………22

 

Литература………………………………………………………..……..……..31


 


Современные тенденции демографических процессов и репродуктивного поведения населения в России в целом и в Красноярском крае в том числе

 

Демографическая ситуация в Российской Федерации вначале XXI века обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в период перестройки 90–х годов. С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за естественной его убыли за счет превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. Начиная с 2000 года в России отмечается рост рождаемости, но он не позволяет обеспечить даже простое воспроизводство населения. Низкая рождаемость обусловлена как естественными демографическими процессами (снижением числа женщин фертильного возраста), так и социально-экономическими условиями (низким денежным доходом многих семей, отсутствием жилья), ориентацией современной семьи на малодетность, увеличением числа неполных семей, низким уровнем репродуктивного здоровья и высоким числом прерываний беременности (абортов).

   Предположительная численность населения Российской Федерации, рассчитанная на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек. Убыль населения помимо демографических потерь, может  сказаться неблагоприятно на основных показателях социально-экономического развития страны и создать угрозу ее безопасности.

В условиях низкой рождаемости проблема сохранения жизни каждого ребенка, даже и не рожденного, приобретает особое значение. Поэтому актуальность проблемы прерывания беременности (аборта) остается высокой.

По данным Минздравсоцразвития России, за 2006 год в стране было проведено порядка 1,6 - 1,7 млн. абортов. Их трех беременностей только одна закончилась родами. Каждой десятой женщине фертильного возраста раз в год прерывалась беременность.

Решение проблемы аборта, отказ от него и установка на рождение детей могло бы позитивно повлиять на повышение рождаемости.

Неблагоприятная демографическая ситуация в России обуславливает необходимость принятия мер неотложного характера по ее улучшению. Это возможно лишь при взаимодействии органов государственной власти (всех уровней) с институтами гражданского общества.

     

Естественное право на жизнь ребенка  и проблема аборта и в Российском и международном законодательстве

 

Правовая легализация абортов в России базируется на п.2 ст.17 Конституции, согласно которой «основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения» и на ст. 20 Конституции – «каждый имеет право на жизнь». В официальной российской юриспруденции право на рождение отсутствует, точнее, поглощается общим понятием права на жизнь. Государство обязано обеспечить гарантии права человека на рождение. Возникает вопрос: с какого момента должно обеспечиваться его естественное право на жизнь? В силу приведенных статей право на жизнь как основное естественное право возникает у человека не с момента зачатия, а с момента рождения.

Если обратиться к нормам зарубежного конституционного права, то в конституциях целого ряда государств момент возникновения права на жизнь определен иначе. Так, в ст. 2 Конституции ФРГ находим: «Каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность <…> это относится и к не рожденным детям». Как видим, законодательство Германии далеко от того, чтобы рассматривать не рожденное существо как не обладающую самостоятельными правами на жизнь «часть организма матери». Согласно ст. 40 Конституции Ирландии, «государство признает право на жизнь не рожденного ребенка <…> гарантирует в законах уважение, защищает и поддерживает своими законами это право» – аналогично: не рожденный ребенок является человеком с момента зачатия, с этого момента возникает и его право на жизнь. В соответствии со ст. 15 Конституции Словацкой республики и ст. 6 Конституции Чешской республики «человеческая жизнь достойна охраны до рождения».

Медицинская терминология, принятая в России и определяющая внутриутробное развитие, отрицает само понимание новой жизни как существования человека. С момента оплодотворения яйцеклетки до 8 недель беременности развивающийся организм принято называть «эмбрионом», от 8 недель до рождения – «плодом». Завуалированная медицинскими терминами, ситуация избавления от нежелательной беременности и самой женщиной, и обществом в целом не воспринимается как лишение жизни человека.

Некоторые авторы критически относятся к легальному аборту в России. «В большинстве стран (а точнее, в ста девятнадцати странах мира) прервать беременность можно только при угрозе для жизни или здоровья матери. Россия же входит в число стран, где аборты на ранних сроках разрешены без ограничений и проводятся по желанию женщины. Более того, искусственное прерывание беременности в стремительно вымирающей России входит в перечень услуг, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования, что предполагает государственное финансирование каждого аборта, сделанного в стенах учреждений «родовспоможения» Министерства здравоохранения и социального развития» [1].

В начале ХХ века (в 20 –х годах) Россия стала первой страной в мире, легализовавшей аборты. В период с 1936 по 1956 гг. в СССР аборт был запрещен, а проведение его было уголовно наказуемым, что повлекло за собой рост числа абортов криминальных. При этом резко увеличилась материнская смертность от аборта, проведенного вне медицинского учреждения. После повторной легализации прерывания беременности в 1960-1970 гг. статистика засвидетельствовала самый высокий в мире показатель числа распространенности абортов. История  показывает, что жесткий запрет рано или поздно вызывает обратную реакцию, и благородная цель по сохранению жизни приводит к противоположному результату.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: