Теоретические основания методики доабортного консультирования

В основу нашей методики легла теория экзистенциальной психологии, описывающая здоровую экзистенцию (существование) человека через понятие аутентичности. Аутентичная экзистенция означает открытость всем уровням бытия: природе, другим людям и себе. Аутентичный человек намного сознательнее остальных, т.к. ничего от себя не скрывает, он встречает мир с «открытым забралом», не пряча его от себя и не таясь от него. Открытость влечет за собой свободу быть спонтанным в обществе других, т.к. человеку не нужно бояться, что он узнает о себе что-то, что будет противоречить образу людей, для которых мы притворялись. Аутентичные отношения позволяют индивиду искренне доверять другим, т.к. есть понимание того, что они будут честны в своих переживаниях и не расскажут ему того, что, по их мнению, он захочет услышать.

Если аутентичность так заманчива, то почему люди отказываются от нее? Почему кажется, что столь многие из нас испытывают ужас при мысли, что окружающие не пожелают иметь с нами дела, узнай они, каковы мы в действительности? Почему стереотипом нашего времени представляется личность, направленная на других? Почему так кошмарно бытие, сопровождающееся более полным осознаванием себя и мира?

Теолог Пауль Тиллих обозначил отдельные, неотъемлемые от экзистенции состояния, которые толкают нас на бегство от чрезмерной осведомленности. Эти состояния наполняют нас ужасом, называемым экзистенциальной тревогой. Первый источник тревоги – это острое понимание того, что когда-то, в какой-то неведомый момент нам предстоит умереть. Второй – угроза бессмысленности. Третий – одиночество, изоляция. И четвертый источник тревоги (который интересует нас в данном контексте в большей степени) – ответственность за судьбоносный выбор.

Мы должны принимать решения, оказывающие глубокое влияние на всю нашу дальнейшую жизнь: куда пойти учиться; какую выбрать профессию; жениться ли, и если да, то на ком; рожать детей или нет. Мы должны делать выбор и действовать, но мы ни в малейшей степени не можем знать заранее, чем обернутся наши решения, а потому постоянно находимся под угрозой оказаться глубоко виноватыми. Наша ответственность неразрывно сопряжена с тревогой при знании, что мы совершим серьезные ошибки, и незнании, не ошибочен ли сам этот выбор.

Самый простой способ не допустить экзистенциальную тревогу в свой опыт – ложь. Ложь всегда ведет к отказу от части нашего мира, а также становится основой психопатологии – ведет к невротической тревоге. Невротическая тревога приводит к решению действовать по ее указке, и мы говорим себе, что у нас нет выбора, мы переживаем себя как безвольные объекты. Так как цель экзистенциальной терапии – аутентичность, то повышение осознавания (честность) становится одним из важнейших процессов, с помощью которых индивиды смогут вновь переживать себя в качестве субъектов или агентов, способных, благодаря повышению способности выбирать, задавать направление собственной жизни. Главная ценность, которой должен придерживаться индивид, чтобы стать аутентичным – это оставаться честным даже перед лицом небытия.

Аутентичность требует осознания собственного «я», отношений и мира, распознавания и принятия выбора, а также принятия полной ответственности за этот выбор. Выбор требует мужества понести ответственность за поступки, совершенные в условиях нехватки информации о том, что может преподнести жизнь.

Экзистенциальный психотерапевт использует любую возможность, чтобы прояснить тот или иной выбор. При таком прояснении клиент начинает остро осознавать свое бытие в качестве субъекта собственной жизни, вопреки своим же постоянным протестам, которые сводятся к тому, что он – несчастная жертва обстоятельств.

Таким образом, основной задачей доабортного консультирования представляется формирование сознательного отношения клиента к собственному выбору и принятие на себя полной ответственности за его последствия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: