Тема 11. Психологические концепции культуры

(2 часа)

 

1. Философия культуры З. Фрейда:

- психическая структура личности: отношения бессознательной сферы и сознания;

- культура как регулятор бессознательных желаний человека.

2. Культура и коллективное бессознательное: концепция К.-Г. Юнга.

3. Концепции социальной природы бессознательного: теории Э. Фромма и А. Адлера.

4. Трансперсональный аспект: культурологические воззрения С. Грофа.

 

Основные понятия темы: психоанализ, бессознательное, структура личности, архетип, трансперсональное.

 

Методические указания

1. Приступая к анализу философии культуры З. Фрейда, дайте определение бессознательному и его роли в жизнедеятельности. Определите термины «Оно», «Я», «Сверх Я», «Эрос», «Танатос». Поясните понимание культуры как механизма гармонизации биологических инстинктов человека и требований социальной среды. Определите способ, которым культура проводит в жизнь свои цели (сублимация). Рассмотрите механизм формирования "Сверх-Я" (социализация, интериоризация).

2. Если З. Фрейд исследовал бессознательное в качестве природной сущности человека, то К.-Г. Юнг открыл изначальные культурные источники бессознательного. Открытие Юнга называется "коллективным бессознательным", а его первичные формы - "архетипами". Попытайтесь сформулировать определения этих понятий и раскрыть механизм их функционирования. Определите различия во взглядах Юнга и Фрейда на природу бессознательного.

3. Концепцию социальной природы бессознательного продолжают Э. Фромм и А. Адлер. Особое внимание обратите на "экзистенциальные" потребности человека, выделенные Э. Фроммом (в преодолении, идентификации, в установлении связей и другие), на феномен "бегства от свободы" и механизмы реализации данного бегства (деструктивность, авторитаризм, конформизм). Постарайтесь раскрыть смысл "позитивной свободы".

В теории А. Адлера акцент делается на социальном интересе, имеющем решающее значение в индивидуальной психологии человека. По мнению Адлера, социальный интерес является существенным критерием психического здоровья и условием формирования ценностных ориентаций. Согласны ли вы с Адлером в том, что социальный интерес, жизненный стиль являются показателями психического здоровья?

4. Рассматривая трансперсональные культурологические теории, обратите внимание на работы С. Грофа. Охарактеризуйте следующие уровни психики по Грофу: сенсорный барьер; индивидуальное бессознательное; область рождения и смерти (перинатальный уровень); трансперсональный уровень. Рассмотрите влияние трансперсонального уровня на развитие культуры. Дайте определение термина «духовность» в рамках трасперсональной теории.

Контрольные вопросы:

1. Что такое бессознательное? Какова его роль в жизнедеятельности индивида?

2. Как трактует З. Фрейд такие структуры личности, как «Оно», «Я», «Сверх Я», «Эрос», «Танатос»?

3. Что такое сублимация по Фрейду?

4. Какова роль сублимации в процессе формирования культуры?

5. Что такое архетип и коллективное бессознательное в учении Юнга?

6. В чем выражается архетипическое влияние на культурный процесс?

7. Как можно определить феномен "бегства от свободы", выделенный Э. Фроммом, и в чем заключается его место в современном культурном процессе?

8. Каковы механизмы реализации бегства от свободы в современной культуре?

9. Как можно охарактеризовать такие уровни психики по Грофу, как сенсорный барьер, индивидуальное бессознательное, область рождения и смерти (перинатальный уровень), трансперсональный уровень?

10. В чем выражается влияние трансперсонального уровня на культурный процесс?

Практическое задание

Работа с текстом (З. Фрейд "Будущее одной иллюзии").

Предлагается составить сложный план статьи З. Фрейда "Будущее одной иллюзии" с учетом ответов на следующие вопросы:

- что представляет собой культура, по мнению З. Фрейда?

- каковы ее (культуры) функции?

- почему человек испытывает враждебность по отношению к культуре?

- как человек превращается из противника культуры в ее носителя?

- как З. Фрейд оценивает искусство и культурные идеалы?

- какие стадии формирования религиозных представлений выделяет З. Фрейд?

- какие функции выполняет религия?

- почему религию З. Фрейд называет "иллюзией"?

Список литературы

1. Гроф С., Хэлифакс Дж. Психология будущего / С. Гроф, Дж. Хэлифакс. – М.: София, 2011. – 341 с.

2. Культурология: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 496 с.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

4. Культурология: учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [ и др. ]; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

5. Культурология: учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ] – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

6. Розин В. М. Культурология: учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. – 462 с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Р н/Д: Феникс, 2011. – 720 с.

8. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Ваклер, 2011. – 725 с.

9. Шендрик А. И. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.

10. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления / К.Г. Юнг. – СПб.: Питер, 2011. – 473 с.

11. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – СПб.: Азбука-классика, 2011. – 610 с.

Тема 12. Культура и этнос

(2 часа)

 

1. Этнология и культура.

2. Этнос, народ, нация как субъекты культуротворчества.

3. Этнокультурная идентификация и стереотипизация.

 

Основные понятия темы: этнос, народ, нация, этнология, идентификация, стереотипизация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: