Методические указания

1. Рассматривая культурологическую концепцию Гегеля (на основе работ «Философия истории», «Эстетика», «История философии», «Философия права»), объясните понимание культуры как реализация разума, но это уже реализации мирового разума или мирового духа. Ответьте на вопрос: зачем говорить о мировом разуме, когда всегда можно указать на индивидуальных творцов?

2. Анализируя подход О. Шпенглера к развитию культуры, особое внимание обратите на проблему противопоставления культуры и цивилизации. Охарактеризуйте восемь типов культур по Шпенглеру. Подумайте, можно ли согласиться с утверждением, что в основе каждой цивилизации лежит душа, а культура – это символическое тело, жизненное воплощение этой души? Рассмотрев одноименное произведение О. Шпенглера, сформулируйте, в чем же состоит «закат Европы», в чем актуальность предостережения Шпенглера для нашей эпохи?

3. Охарактеризуйте пессимистическо-иррациональное направление в современной культурологии. Какими постулатами выражалась критика буржуазной культуры в трудах Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, Рихарда Вагнера? Что имел в виду Ницше, когда говорил: «Человек есть нечто, что должно превзойти»? Что такое Сверхчеловек как ответ на центральный вопрос «Можно ли облагородить человечество?» Каким образом шопенгауэровская идея "воли к жизни" трансформируется у Ницше в "волю к власти"? Что такое аполлоново и дионисийское начала?

4. Приступая к рассмотрению игровой концепции культуры, дайте определение игры как культурно-исторической универсалии. Прокомментируйте утверждение Хейзинги, приведенное в его работе «Человек играющий»: «Культура не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, — она развивается в игре и как игра. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры». Сформулируйте культуроформирующее свойство игры.

5. Изучая русскую культурологическую мысль, подробно остановитесь на двух направлениях в изучении культуры. Первое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, 3. И. Файнбург, Э. С. Маркарян и др.). Что подразумевают представители данного направления, когда рассматривают культуру как технологический аспект общественного процесса? Второе направление (Э. А. Баллер, Л. Б. Коган, В. М. Межуев и др.) кладет в основу анализа культуры личностное становление человека. Что в этом направлении является критерием развития культуры?

Важно также отдельно остановиться на теории культуры Н.Я. Данилевского. Как можно охарактеризовать “естественную систему” рассмотрения всего культурно-исторического процесса? Что подразумевает Н.Я. Данилевский, когда пишет, что мировая культура есть поток, расчленяемый не только по горизонтальному, но и по вертикальному измерению?

Контрольные вопросы:

1. Что такое мировой разум (мировой дух) в понимании Гегеля?

2. В чем заключается понимание культуры через мировой разум?

3. Что такое восемь типов культур по Шпенглеру?

4. В чем состоит «закат Европы» по Шпенглеру?

5. Как можно охарактеризовать пессимистическо-иррациональное направление в современной культурологи?

6. Что такое Сверхчеловек по Ницше?

7. Что такое аполлоново и дионисийское начала в ницшеанстве?

8. Каким образом можно определить игру в качестве культурно-исторической универсалии?

9. Каков смысл общественного и индивидуального направлений в русской культурологической мысли?

10. Что такое “естественна система” рассмотрения всего культурно-исторического процесса по Данилевскому?

Практическое задание

Групповая дискуссия «Конец культуры?»

Прочтите отрывок «О стране культуры» из произведения Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Подумайте и выскажете свое мнение по следующим вопросам:

1. О каком типе культуры высказывался Ницше как о «родине всех красильных горшков»? Что подразумевал он под этим?

2. Что подразумевал Ницше, когда писал о «современниках» следующие строки: «С лицами, обмазанными пятьюдесятью кляксами, - так сидели вы, к моему удивлению, вы, современники! И с пятьюдесятью зеркалами вокруг себя, которые льстили и подражали игре ваших красок! Поистине, вы не могли бы носить лучшей маски, вы, современники, чем ваши собственные лица! Кто бы мог вас - узнать! Исписанные знаками прошлого, а поверх этих знаков замалеванные новыми знаками, - так сокрылись вы от всех толкователей!»? Говоря о современных социо-культурных процессах, можно ли, вслед за Ницше, констатировать в современной культуре утрату общечеловеческих ценностей, утрату ею потенциала для духовного и нравственного развития личности? Ощущается ли вами данный процесс как надвигающаяся гибель всей культуры вообще или как некая переходная ступень?

3. Образец подлинной культуры Ницше видит в досократовской Греции. По его мнению, она связана "с признанием равноправия двух начал: дионисийского (титанизм, свободная игра жизненных сил) и аполлоновского  (размеренность, оформленность). Однако европейская культура, считает Ницше, пошла в своем развитии по пути подавления дионисийского начала "разумом", "истиной", "Богом" – иными словами, гипертрофированным аполлинизмом. Вполне согласуясь с интенциями христианства как религии, наука, считает Ницше, стремится превратить мир в сплошную и обозримую упорядоченность. Обыденная жизнь строго регламентируется, в ней остается все меньше места для героизма и самостояния, все более торжествует посредственность. Согласны ли вы с такой позицией? Если да, то какие пути преодоления данных кризисных процессов вы видите?

 

Список литературы

1. Бобахо В. А. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В. А. Бобахо, С. И. Левикова. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2000. – 400 с.

2. Гуревич П. С. Культурология: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2011. – 280 с.

3. Иконникова С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 474 с.

4. Кармин А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

5. Культура и культурология: словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 925 с.

6. Культурология: учебник для техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 5-е изд., исп. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 709 с.

7. Культурология: учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 165 с.

8. Культурология: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10-е изд. - Ростов н/Д.:Феникс, 2010. – 496 с.

9. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

10. Культурология: учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [и др.]; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

11. Культурология: учеб. пособие / В. А. Глуздов [ и др. ]; под ред. В. А. Фортунатовой и Л. Е. Шапошникова. – М.: Высшая школа, 2003, - 303 с.

12. Культурология: учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ]. – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

13. Розин В. М. Культурология: учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. – 462 с.

14. Романов Ю. И. Культурология: учеб. пособие / Ю. И. Романов. – СПб.: Питер, 2007. – 206 с.

15. Шендрик А. И. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2002. – 519 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: