1. Проанализировав рекомендуемую литературу, рассмотрите влияние таких факторов становления культуры Западно-Европейского Возрождения, как торговля, приток иностранцев, широкие культурные контакты, возникновение городской культуры, развитие ремесла, переход к рыночным отношениям, повышение уровня благосостояния, а также формирование новой, светской элиты.
2. Обратите внимание, что одним из структурообразующих принципов ренессансной культуры становится антропоцентризм. Вместе с этим на первый план в утверждаюшейся новой системе ценностей выдвигались идеи гуманизма. Основы нового мировоззрения были заложены: Данте Алигьере (1265-1321), Франческо Петраркой (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Следует подробно рассмотреть формирование ими новой системы ценностей.
3. Изложите главные идеи Реформации. Обратите внимание, что в результате из католической церкви выделилась протестанская. Каким образом протестантизм изменил религиозные представления человека? Изложите суть протестанской этики.
|
|
4. Известно, что постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию мира, что определило расцвет живописи и других форм пространственного искусства. Проанализируйте, как нижеперечисленные художники подошли к решению мировоззренческих задач: Донателло (1386-1466), Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буанаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520).
Но существует и другая тенденция развития ренессансной культуры - ощущение человеком трагичности своего существования. Подумайте, каковы ее причины? Почему великие художники эпохи, одержимые идеей создания иного бытия испытывали глубокую возрожденческую тоску?
Контрольные вопросы:
1. Какова основная периодизация Эпохи Возрождения?
2. В чем общие и особенные черты Итальянского и Северного Возрождения?
3. Каково определение антропоцентризма как основной идейной концепции ренессанса?
4. В чем заключались факторы формирования новой светской элиты?
5. Какова была роль светской элиты в развитии социо-культурных процессов ренессанса?
6. В чем заключались основные идеи т.н. «95 тезисов» Мартина Лютера?
7. В чем заключались факторы широкого распространения идей протестантизма в 16-17 вв.?
8. В чем заключались идеи предшественников Реформации 13-15 вв. (катаров, альбигойцев и т.д.) и почему их взгляды не получили широкой поддержки населения?
9. Как идеи Возрождения реализуются в живописи, литературе, архитектуре и науке ренессанса?
Практическое задание
|
|
Разработка мультимедийной презентации
Разделитесь на группы и разработайте презентации с использованием технических средств по следующим темам:
1. Жизнь и учение Мартина Лютера;
2. Личность и творчество Леонардо да Винчи;
3. Творческий путь и загадка личности Уильяма Шекспира;
4. «Божественная комедия» Данте Алигьери.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.
2. Баткин Л. Н. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л. Н. Баткин. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995. – 448 с.
3. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. С. Д. Серебряного. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 429 с.
4. Карпушина С.В. История мировой культуры: учебник для вузов /
С. В. Карпушина, В. А. Карпушин. – М.: Nota Bene, 1998. – 536 с.
5. Культурология: история мировой культуры: учеб. пособие / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 607 с.
6. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры: курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. 320 с.
7. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
8. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 304 с.
9. Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие / отв. ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.:Феникс, 2011. – 624 с.
Тема 10. Основные культурологические концепции
(4 часа)
1. Философия Гегеля как теория культуры.
2. Культурологическая концепция О. Шпенглера.
3. Кризис рационализма в трудах Ф. Ницше и А. Шопенгауэра.
4. Концепция игровой культуры: Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Финк.
5. Культурологические представления русской философской традиции.
Основные понятия темы: мировой разум, пессимизм, аполлонизм, дионисийство, игра, измерения культуры.