Методические указания

1. Проанализировав рекомендуемую литературу, рассмотрите влияние таких факторов становления культуры Западно-Европейского Возрождения, как торговля, приток иностранцев, широкие культурные контакты, возникновение городской культуры, развитие ремесла, переход к рыночным отношениям, повышение уровня благосостояния, а также формирование новой, светской элиты.

2. Обратите внимание, что одним из структурообразующих принципов ренессансной культуры становится антропоцентризм. Вместе с этим на первый план в утверждаюшейся новой системе ценностей выдвигались идеи гуманизма. Основы нового мировоззрения были заложены: Данте Алигьере (1265-1321), Франческо Петраркой (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Следует подробно рассмотреть формирование ими новой системы ценностей.

3. Изложите главные идеи Реформации. Обратите внимание, что в результате из католической церкви выделилась протестанская. Каким образом протестантизм изменил религиозные представления человека? Изложите суть протестанской этики.

4. Известно, что постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию мира, что определило расцвет живописи и других форм пространственного искусства. Проанализируйте, как нижеперечисленные художники подошли к решению мировоззренческих задач: Донателло (1386-1466), Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буанаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520).

Но существует и другая тенденция развития ренессансной культуры - ощущение человеком трагичности своего существования. Подумайте, каковы ее причины? Почему великие художники эпохи, одержимые идеей создания иного бытия испытывали глубокую возрожденческую тоску?

Контрольные вопросы:

1. Какова основная периодизация Эпохи Возрождения?

2. В чем общие и особенные черты Итальянского и Северного Возрождения?

3. Каково определение антропоцентризма как основной идейной концепции ренессанса?

4. В чем заключались факторы формирования новой светской элиты?

5. Какова была роль светской элиты в развитии социо-культурных процессов ренессанса?

6. В чем заключались основные идеи т.н. «95 тезисов» Мартина Лютера?

7. В чем заключались факторы широкого распространения идей протестантизма в 16-17 вв.?

8. В чем заключались идеи предшественников Реформации 13-15 вв. (катаров, альбигойцев и т.д.) и почему их взгляды не получили широкой поддержки населения?

9. Как идеи Возрождения реализуются в живописи, литературе, архитектуре и науке ренессанса?

Практическое задание

Разработка мультимедийной презентации

Разделитесь на группы и разработайте презентации с использованием технических средств по следующим темам:

1. Жизнь и учение Мартина Лютера;

2. Личность и творчество Леонардо да Винчи;

3. Творческий путь и загадка личности Уильяма Шекспира;

4. «Божественная комедия» Данте Алигьери.

 

Список литературы

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.

2. Баткин Л. Н. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л. Н. Баткин. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995. – 448 с.

3. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. С. Д. Серебряного. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 429 с.

4. Карпушина С.В. История мировой культуры: учебник для вузов /

С. В. Карпушина, В. А. Карпушин. – М.: Nota Bene, 1998. – 536 с.

5. Культурология: история мировой культуры: учеб. пособие / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 607 с.

6. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры: курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. 320 с.

7. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

8. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 304 с.

9. Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие / отв. ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.:Феникс, 2011. – 624 с.

 

 

Тема 10. Основные культурологические концепции

(4 часа)

1. Философия Гегеля как теория культуры.

2. Культурологическая концепция О. Шпенглера.

3. Кризис рационализма в трудах Ф. Ницше и А. Шопенгауэра.

4. Концепция игровой культуры: Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Финк.

5. Культурологические представления русской философской традиции.

 

Основные понятия темы: мировой разум, пессимизм, аполлонизм, дионисийство, игра, измерения культуры. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: