Методические указания

1. Рассматривая этнические проблемы культуры, дайте определение этнологии как науки. Сформулируйте объект и предмет этнологии, а также ее связь с другими научными дисциплинами.

2. Проанализируйте трактовку терминов «этнос», «народ», «нация». Изучите формы и маркеры культуры этноса. Раскройте роль письменности в формировании культуры народа. Что такое национальный характер, национальная психология, национальные идеалы и национальное самосознание?

3. Эрих Фромм отмечал: «английский джентльмен, не снимающий смокинга в самой экзотической обстановке, или мелкий буржуа, оторванный от своей среды, чувствует себя заодно с нацией или какими-то ее символами. Американский фермер, оторванный от цивилизации, начинает рабочее утро с того, что водружает национальный флаг США». Почему, на ваш взгляд, люди постоянно находятся в процессе напряженного поиска культурной идентичности? Объясните, что такое этнокультурная идентификация и стереотипизация? Рассмотрите стадии этнокультурной идентификации.

Контрольные вопросы:

1. Как можно определить термины «этнос», «народ», «нация»?

2. Изучением чего занимается такая наука, как этнология?

3. В чем связь этнологии и культурологии?

4. Как можно определить такие явления, как национальный характер, национальная психология, национальные идеалы и национальное самосознание?

5. Что такое этнокультурная идентификация?

6. Каковы стадии этнокультурной идентификации?

7. Что такое этнический стереотип?

8. Как происходит процесс этнической стереотипизации?

Практическое задание

Групповая дискуссия «Этнокультурные конфликты и противоречия: пути преодоления»

Подумайте и выскажите свое мнение по следующим вопросам:

1. Где находится граница между этнической самоидентификацией и этнической нетерпимостью?

2. Каковы способы межкультурного диалога и необходим ли он?

3. В чем смысл термина «толерантность» и есть ли пределы толерантности?

 

Список литературы

1. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.Г. Крысько. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 320с.

2. Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002. – 365 с.

3. Культурология: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 496 с.

4. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

5. Культурология: учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [ и др. ]; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

6. Культурология: учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ] – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

7. Розин В. М. Культурология: учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. – 462 с.

8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2010. – 320 с.

9. Шендрик А. И. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.

Тема 13. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе

(2 часа)

1. Культура и глобальные проблемы современности.

2. Элитарная и массовая культура XX в.

3. Постмодерн как явление культуры.

4. Культура как коммуникационная система. Возникновение и развитие новой информационной реальности.

 

Основные понятия темы: глобальные проблемы современности, элитарная культура, массовая культура, постмодерн, массовая коммуникация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: