Методические указания

1. Известно, что европейское средневековье по времени охватывает более тысячелетия. Определите временные рамки данной эпохи.

В духовной жизни средневековья особая роль принадлежит христианству. Найдите в рекомендованной литературе христианское понимание Бога. Чем оно принципиально отличается от ранее существовавших представлений о языческих богах? Как христианство понимает человека? Каково его место в мире? Какое место отводится человеческой душе? Нельзя оставить без внимания идею грехопадения как главной пружины исторического процесса. Каково христианское понимание греха? Какое место отводится Спасителю-Христу и Его Церкви? Какой путь к личному спасению предлагает христианство человеку?

2. Уточните основные характеристики феодального общественного строя. Каково его влияние на миросознание человека средневековой культуры? Обоснуйте иерархическое построение средневекового общества. Назовите основные сословия. Расскажите о возникновении и месте в средневековой культуре рыцарского сословия. Рассмотрите такие моменты, как культ прекрасной дамы, куртуазность. Охарактеризуйте роль крестовых походов в культуре средневековья.

Обратите внимание на особое положение городов и городского населения в средневековой культуре.

3. Наиболее ярко и глубоко христианское мироощущение было передано в искусстве. Определите, чему художники Средних веков уделяли главное внимание? Какими художественными приемами это достигалось? Расскажите об основных сюжетах средневекового искусства. Католический собор служил художественно-религиозным воплощением образа всего мироздания. Какова организация внутреннего пространства христианского храма? Проанализируйте романский и готический стили, найдите различия в понимании и в приемах передачи религиозных смыслов.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные периоды средневековья? В чем цивилизационные особенности каждого из этих периодов?

2. Каково христианское понимание Бога?

3. В чем заключается основная идея теоцентризма и как данная идея нашла свое отражение в культура и социальном устройстве средневековья?

4. В чем состоит идея греховности?

5. Роль Католической церкви в общественном устройстве средневековых государств?

6. Что представляли из себя основные сословия средневекового общества?

7. Как можно определить городскую культуру средневековья?

8. Каково место в средневековой культуре рыцарского сословия?

9. Что такое куртуазность и культ прекрасной дамы?

10. Что такое романский и готический стили? Каковы их сходства и различия?

Практическое задание

Игра «Гость из Средневековья»

Представьте себя на месте средневекового жителя (рыцаря, благородной дамы, священника монаха, чиновника, ремесленника, крестьянина и т.д.). Представьтесь, расскажите о своей жизни, окружающем быте, проблемах, надеждах и т.д.

Чем более красочным и реалистичным будет выступление, тем выше будет балл.

 

Список литературы

1. Багновская Н. М. Культурология: учеб. пособие / Н. М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2004. - 300 с.

2. Викторов В. В. Культурология: учебник / В. В. Викторов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004. – 560 с.

3. Горелов Л. А. Культурология: учеб. пособие для вузов / Л. А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

4. Гуревич А. Избранные труды: в 4 т. / А. Я Гуревич. Избранные труды. – В 4-х т. – М.-СПб.: Университетская книга, 1999.

5. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. С. Д. Серебряного. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 429 с.

6. Карпушина С.В. История мировой культуры: учебник для вузов /

 С. В. Карпушина, В. А. Карпушин. – М.: Nota Bene, 1998. – 536 с.

7. Культурология: история мировой культуры: учеб. пособие / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.:Академия, 2003. – 607 с.

8. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исслед. по истории морали / М. Оссовская; пер. с польск. К. В. Душенко; общ. ред. А. А. Гусейнова. – М.: Прогресс, 1987. – 528 с.

9. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры: курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2010. 320 с.

10. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

11. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 304 с.

12. Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие / отв. ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.:Феникс, 2004. – 624 с.

13. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: учебн. пособие / Л. А. Ястребицкая. – М.:ИНТЕРПРАЙС, 1995. – 416 с.

14. Дюби Ж. Европа в средние века / Ж. Дюби. – Смоленск: Полиграмма, 2010. – 318 с.

15. Кардини Ф. История средневекового рыцарства / Ф. Кардини; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: АСТ, 2011. – 384 с.

 

 

Тема 9. Культура эпохи Возрождения

(4 часа)

1. Факторы становления культуры Западно-Европейского Возрождения.

2. Утверждение гуманистами новой системы ценностей. Обожествление человека в воззрениях гуманистов.

3. Реформация в Северо-Западной Европе как составная часть культуры Возрождения.

4. Художественная культура эпохи Возрождения: эволюция образа человека.

Основные понятия темы: антропоцентризм, гуманизм, ренессанс, протестантская этика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: