Методика преподавания школьных

Нормативные документы, определяющие содержание географического образования учащихся

Сущность содержания географического образования

Напомним, что общей целью всех школьных курсов географии является формирование личности, тех ее качеств, взглядов, принципов и норм поведения, которые соответствуют общечеловеческим ценностям. Данная цель реализуется в процессе усвоения содержания школьного географического образования.

Под содержанием образования традиционно понимается первоначально отчуждённый от учеников опыт человечества, который передаётся им для усвоения. Советские дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин подчёркивали: «Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Данная функция реализуется в нормативных документах: концепции,

образовательном стандарте, в учебных программах, определяющих цели, задачи, структуру и содержание школьного географического образования. Эта же функция проектируется на содержание школьных учебных пособий и иных средств обучения, содержащих необходимую для учащихся географическую информацию.

Применительно к методике преподавания географии под содержанием школьного географического образования необходимо понимать особую педагогическую конструкцию, представленную адаптированным к усвоению учащимися социальным опытом, который реализуется в содержании школьного географического образования его компонентами:

- знаниями и опытом познавательной деятельности по их усвоению;

- географическими умениями и опытом формирования умений интеллектуальных и практических умений: картографических, умений составлять характеристики, сравнительные характеристики, описание географических объектов, работать с приборами, оформлять результаты наблюдений и др.);

- опытом творческой деятельности – умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (познавательная деятельность в формате проблемного обучения, выполнение исследовательских проектов, географическое прогнозирование, предложения по решению экологических проблем и т.д.);

- опытом эмоционально-ценностного отношения к объектам окружающей
географической среды. (слайд 3)

Географические знанияэто проверенный практикой результат познания географической картины мира, верное её отражение в мышлении человека. Знания являются основными компонентами содержания школьного географического образования и представлены основами естественно-географических наук, выраженных в языковой форме и адаптированных к усвоению с учётом возрастных особенностей учащихся. Знания в школьной географии представлены двумя классификационными группами: теоретическими и эмпирическими знаниями. Единицами теоретических знаний в содержании школьной географии являются понятия, причинно-следственные связи, географические законы и закономерности, теории и гипотезы.

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия в содержании географического образования являются важнейшими единицами теоретических знаний и составляют основу географических знаний. Они дают возможность учащимся понять причинно-следственные связи и закономерности, сформировать образное представление о географических объектах и явлениях. Без их усвоения нельзя сформировать географическую картину мира. Они являются теоретической базой формирования научного мировоззрения учащихся.

Причинно-следственные связи отражают динамику (движущие силы) происходящих в природе и обществе процессов и их следствие. В содержании географического образования они представлены так же широко, как и понятия.

Законы и закономерности, представленные в содержании географического образования, отражают объективно существующую и повторяющуюся существенную связь природных и социальных явлений. Так основным географическим законом является закон географической зональности, определяющий зональное распределение температур, давления, ветров, почв, растительности и др.

Теории – это система основных идей в соответствующей отрасли знаний. В содержании курса «География материков и стран» рассматривается теория литосферных плит. В этом же курсе в теме «Общие закономерности природы Земли» рассматривается гипотезы как научные предположения о развитии рельефа Земли.60

Единицами эмпирических знаний являются представления и факты. Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением (представления воображения), это высшая форма чувствительного отражения в виде наглядно-образного знания. Представления одновременно с понятиями являются основными единицами знаний, формирующими у учащихся образную географическую картину мира и научное мировоззрение.

Факты – это знания, достоверность которых доказана. Они делают процесс обучения доказательным, убедительным, вызывают у учащихся чувство удивления и восхищения, что способствует формированию интереса к географии и мотива учения как движущей силы познания.

Умения – второй важный компонент содержания школьного географического образования. Под умениями понимают освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний – это операционная часть знаний. В этих определениях выражена неразрывная связь знаний и умений.

Процесс формирования умений определяется знанием последовательности и способов выполнения действий, знанием существенных свойств, связей и отношений географических объектов и явлений с которыми осуществляются действия по формированию умений.

В результате многократных повторений заданных учителем действий умение переходит в навык. Навык - это действие, сформированное путём повторений, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Часто можно встретить определение навыка как умение, доведённое в результате многократных повторений до автоматизма.

Единицы теоретических и эмпирических знаний, географические умения в содержании школьной географии представлены системами картографических, геолого-геоморфологических, гидрологических, климатологических, демографических, экологических и экономико-географических знаний и умений.

Опыт творческой деятельности третий элемент содержания социального опыта, призванный обеспечить готовность учащихся к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Творчество – это деятельность посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. Это нечто качественно новое, неповторимое оригинальное и уникальное.

Опыт – основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков Опыт выступает как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.

Как компонент школьного географического содержания опыт творческой деятельности не прописан в учебных программах и представляет собой надпредметный компонент содержания

Опыт творческой деятельности формируется у учащихся постепенно по мере усвоения системы географических знаний и умений и представлен умственной, деятельностью учащихся: сравнением, обобщением, анализом, синтезом, установлением и объяснением причинно-следственных связей и закономерностей, способностью ученика решать проблемные вопросы, выполнять проектные задания. Его можно приобрести лишь в процессе реального поиска решения проблем. Реализация этого компонента содержания осуществляется на каждом уроке географии и определяется

деятельностью учителя направленной на формирование творческой, креативной личности способной предлагать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро находить наиболее оптимальный выход из проблемных ситуаций.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (объектам окружающей географической среды) также является надпредметным компонентом. Такой опыт формируется в процессе познавательной деятельности учащихся на уроке. Он предполагает знания о нормах отношения к объектам природы и формирование осознанных навыков в соблюдении этих норм на основе взглядов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру обуславливает волевую (степень проявления эмоций), моральную, эстетическую реакцию на окружающую ученика действительность, поведение отдельных людей по отношению к объектам природы и его поведение в окружающей природной среде.

Эмоции – это деятельность оценивания (реакции) поступающей в мозг информации о внешнем мире, характер отношений к природной среде, имеющий ярко выраженную субъективную окраску и охватывающий все виды чувствительности, как способности воспринимать раздражения из внешней среды, и переживаний. Эмоциональная культура как культура отношений к объектам природной среды представляет собой особое содержание социального опыта, которое должно стать содержанием и качеством личности обучаемого.

Все перечисленные компоненты содержания школьного географического образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате усвоения учащимися компонентов содержания школьного географического образования реализуется важнейшая функция содержания географического образования: социализация личности ученика, т.е. вхождение его в социальную среду, освоение и присвоение им определенных социальных ролей и функций.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – адаптивный процесс, в результате которого человек принимает законы того или иного социума и, как правило, следует этим законам. Социализация - это процесс и результат выборочного усвоения личностью определенных, в данном случае географических знаний, умений, навыков, принятия ценностей и выработки ценностных ориентаций, что открывает возможность дальнейшего развития и самосовершенствования личности. Следовательно, география как учебный предмет наряду с другими предметами учебного плана выполняет важнейшую функцию содействия процессу социализации личности ученика.

Содержание, цели и задачи школьного географического образования, последовательность и особенности его изучения определены нормативными документами. К ним относятся: концепция учебного предмета «География», образовательный стандарт, учебные программы, учебный план, инструктивно-методическое письмо по географии к предстоящему учебному году. Рассмотрим содержательную сущность перечисленных нормативных документов.

Концепция (от лат. conceptio – понимание, система), ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция учебного предмета «География» это конструктивный принцип (основные исходные положения) преподавания школьного курса географии. В концепции, утверждённой Приказом Министерства образования Республики Беларусь в мае 2009 года, определены основные функции школьной географии:

- развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи- подготовка учащихся к разносторонней деятельности в географической среде
окружающего их пространства;

- формирование умения объективно оценивать события, происходящие в
обществе; воспитание гражданственности и патриотизма.

Концепцией определена ведущая цель географического образования, которая представляется как формирование у учащихся системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования. Следовательно, под целью школьного географического образования понимается содействие учебного предмета своим содержанием процессу формирования личности ученика, тех ее качеств, взглядов, принципов и норм поведения, которые соответствуют общечеловеческим ценностям.

В Концепции сформулированы задачи географического образования в области усвоения определенных учебной программой знаний и умений, в области формирования личности и в области формирования мировоззрения учащихся. Так в области усвоения знаний и умений ученики должны: знать:

- этапы развития географии как науки;

- основные методы географических исследований, уметь применять доступные для учащихся методы географических исследований для решения учебных практических задач;

- понимать сущность и движущие силы происходящих географических процессов;

- усвоить в процессе обучения систему физико-географических геолого-
геоморфологических, гидрологических, климатологических, картографических знаний и
умений, систему знаний об особенностях растительного и животного мира планеты;

- усвоить систему знаний и умений социально-экономической и политической
географии: демографических, знаний о политической карте мира, о территориальной
организации общества и мировом хозяйстве;

- знать и понимать сущность глобальных, региональных и местных
экологических проблем, уметь прогнозировать их развитие и предлагать пути их
решения особенно на региональном и местном уровне;

- усвоить систему физико-географических и социально-экономических знаний
при изучении курса «География Беларуси»;

- знать географию своей области, района, города.

В области формирования личности ученика основными задачами школьного курса географии являются:

- формирование географической культуры, воспитание культуры труда,
настойчивости, умения преодолевать трудности в достижении поставленной цели;

- развитие пространственного, образного и логического мышления учащихся, всех видов памяти, осознанного восприятия объектов и явлений окружающего мира;

- формирование у учащихся опыта творческой деятельности и как следствие -креативности личности.

В области формирования мировоззрения:

- понимание учащимися взаимодействие природы и общества, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, сущности комплексного географического подхода к решению проблем устойчивого развития своей страны;

- умение оценивать влияние международного географического разделения труда и социально-экономических контрастов как на мировую политику и экономику, так и на политику и развитие экономики отдельных регионов и стран;


- осознанное и образное восприятие учащимися научной картины природы Земли
как среды обитания, интеллектуальной и трудовой деятельности человека;

- воспитание патриотизма, любви к природе и бережного отношения к национальным богатствам своей страны;

- формирование умений применять географические знания для объяснения событий международной и внутригосударственной жизни.

В Концепции определены дидактические основания, принципы и критерии конструирования содержания учебного предмета, дана общая характеристика содержания и представлена структура географического образования в общеобразовательном учебном заведении. Согласно Концепции основными принципами разработки содержания школьного географического образования являются:

- учет социальных условий и потребностей общества;

- научность и практическая значимость содержания;

- системность в формировании географических знаний и умений:

- соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям
учащихся младшего и старшего подросткового возраста;

- соответствие объёма содержания учебного материала имеющемуся времени на
его изучение.

В Концепции представлена структура учебного предмета «География» включающая следующие курсы:

- «Начальный курс географии» (6 – 7 классы);

- «География материков и стран» (8 – 9 классы);

- «География Беларуси» (10 класс);

- «Общая география» (11 класс).

В ней же определены цели и задачи: что должны знать и что должны уметь учащиеся, изучив соответствующий курс учебного предмета «География».

Образовательный стандарт учебного предмета «География» утверждён Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29 мая 2009 года.

Понятие «стандарт» происходит от латинского «standard» - норма, образец. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образования, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности системы образования по достижению этого идеала.

Основными объектами стандартизации в образовании являются структура образования, содержание и объём учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, являются эталоном при оценке качества географического образования.

В стандарте представлены цели изучения школьного курса географии, задачи его изучения на II ступени (6 – 9 класс) и III ступени (10 – 11 класс) общего среднего образования, обязательный минимум содержания географического образования на каждой из этих ступеней образования и требования к уровню его усвоения. (мы рассмотри при рассмотрении методик преподавания отдельных курсов).

Образовательный стандарт уточняется не реже одного раза в десять лет. Впервые образовательный стандарт по географии был разработан в 1999 году.

Учебная программа – это нормативный документ, реализующий образовательный стандарт и определяющий знания, умения и навыки, которые должны быть усвоены учащимися по каждому отдельно взятому курсу школьной географии. Программа представляет собой единую систему взаимосвязанных курсов обеспечивающих преемственность содержания, форм и методов организации познавательной деятельности учащихся.


Программа 2009 года - это сборник программ по каждому курсу школьной географии структурно объединённых общей пояснительной запиской. Она состоит из двух частей: пояснительной записки и основной части – самой программы. В пояснительной записке указаны основные функции, сформулирована общая цель учебных курсов по географии, основные особенности содержания, цели и задачи каждого курса школьного предмета «география».

В основной части программы определено содержание изучаемого материала в аспекте разделов и тем учебного курса, указано количество часов отводимых на изучение курса в течение учебного года, количество часов на изучение соответствующего раздела и темы курса. После содержания каждой темы обозначены тренировочные и итоговые практические работы, с указанием уровня их сложности, определены основные компоненты содержания, подлежащие усвоению. В программе начального курса географии практическая работа представлена проведением экскурсии по изучению природного объекта своей местности.

Программа предусматривает после изучения значимых и объёмных тем час учебного времени на обобщение изученного и резерв времени на изучение каждого курса в пределах 1-2 часов и содержит рекомендуемый перечень литературы для учителя и для учащихся.

В программах предыдущих лет издания имеется перечень географической номенклатуры, по курсу «География Беларуси» проведение экскурсии на предприятие, полевой практикум в процессе изучения курса «Общая география», более чётко обозначены требования к знаниям учащихся: указано, что должны знать и что должны уметь учащиеся в результате изучения соответствующей темы курса.

При разработке программы существует несколько подходов к её построению: линейный способ, иногда его определяют как линейно-ступенчатый, концентрический, спиральный и смешанный.

Линейный способ построения программы состоит в том, что учебный материал выстраивается последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.

Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, допустим через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания.

Спиральный способ построения учебного материала предполагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг знаний, связанных с этой проблемой.

Смешанный способ допускает различные подходы к построению содержания школьного курса географии.

Действующая программа по своей структуре имеет смешанный (линейно-концентрический) способ построения.

Программа по географии является обязательным для выполнения учителем нормативным документом, но к её выполнению необходимо подходить творчески с учётом возрастных особенностей учащихся, уровнем обучаемости учащихся класса, реального времени отведённого программой на изучение темы.

Учебный план – это нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, последовательность их изучения по годам обучения, недельное и годовое количество часов по каждому предмету, структуру и продолжительность учебного года.

Учебный план корректируется по годам обучения и утверждается ежегодно Министерством образования.65

Инструктивно-методическое письмо по географии является в определённой степени нормативным документом, определяющим особенности преподавания географии в предстоящем учебном году. В методическом письме могут быть указаны и разъяснены изменения в содержании учебных программ, рекомендации по изучению отдельных тем и проведению практических работ. Здесь же может быть определена направленность методической работы с учителями, предложены основные проблемные вопросы преподавания географии которые могут быть рассмотрены творческими группами учителей и вопросы для рассмотрения на августовских секциях (совещаниях) учителей географии. Заканчивается письмо обычно рекомендациями по использованию учебной и учебно-методической литературы в преподавании географии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: