Системы теплопотребления

Частные предприятия, получающие тепло от централизованной системы теплоснабжения, первыми прореагировали на изменение экономических условий, отгородившись от монополистов и неразумных тарифов счетчиками и собственными котельными.

К сожалению, при существующей структуре одноставочных тарифов (руб./Гкал) теплосчетчик не стимулирует потребителя к более полному использованию энергетического потенциала теплоносителя. Одно и то же тепло можно снять с 10 м3 носителя, охладив его на 80 °С, и с 80 м3, охладив всего на 10 °С. Причем во втором случае можно не устанавливать дорогостоящие водоподогреватели с большой поверхностью теплообмена, уменьшать размеры отопительных радиаторов и т. д. – за тепло все равно нужно платить столько же.

Раньше при превышении нормируемого расхода и соответствующем завышении температуры обратной сетевой воды теплоснабжающая организация могла налагать штраф. Теперь, когда в арбитраже признается только гражданский кодекс, такие штрафы являются неправомерными.

Системы отопления жилых домов у нас создавались как «коммунистические», т. е. для коммуны жильцов, каждый из которых в отдельности не может влиять на процесс теплопотребления. Теперь квартиросъемщики могут влиять на температурный режим квартир добавлением секций радиаторов, сжиганием неучтенного газа в плитах (для прохождения минимума температур) и открыванием форточки (для компенсации «перетопов» осенью и весной). Внедрение нормальных стимулов по экономии тепла для жителей упирается в большие затраты на индивидуальные приборы учета тепла, а также в неприспособленность существующих систем с однотрубной разводкой к поквартирному регулированию.

Сегодня жильцы платят за отопление 40–90 % фактических затрат муниципалитета. Государство дотирует не жильцов, а предприятия ЖКХ и то не в полном объеме. Величина дотации на конкретного жителя пропорциональна занимаемой площади: чем больше он имеет квадратных метров, тем больше на него выплачивается дотация, т. е. самые большие дотации выделяются на богатых.

Сумма дотаций не предусматривает компенсацию затрат жилищных организаций на обслуживание внутридомовых систем отопления. В тариф на отопление эти цифры тоже не включаются. Считается, что эти расходы входят в общую сумму платежей за содержание зданий. В результате финансово не продуманного обслуживания и полного отсутствия контроля над переоборудованием в квартирах систем отопления дома оказались полностью разрегулированы в плане теплообеспечения и стали энергорасточительными. В элитных домах-новостройках при заселении квартирные регуляторы тепла у батарей часто выбрасываются, а площадь нагревательных приборов значительно увеличивается.

Из-за отсутствия квартирных водосчетчиков количество водопотребления оценивается в среднем 300 л горячей и холодной воды на человека в сутки, что в три раза больше по сравнению с другими странами и в два раза выше нормативных значений. Это приводит к утечке воды, потере тепла и электроэнергии на перекачку, затратам на содержание излишних мощностей насосов, водоподогревателей, оборудования для водоподготовки и водозаборов, очистных сооружений и др.

Системы теплопотребления в зданиях бюджетных организаций также находятся не в лучшем состоянии. Хотя такого количества хаотических переделок, как в жилых домах, в них нет, грамотная эксплуатация здесь также практически повсеместно отсутствует. Установки приточной вентиляции и кондиционирования обычно не поддерживаются в рабочем состоянии, что изменяет режим воздухообмена и приводит к нарушению санитарных норм.

Для снижения платежей за теплоснабжение на объектах бюджетной сферы началось массовое установление теплосчетчиков. К сожалению, этим часто все и ограничивается, и никакой работы по действительной экономии энергии не производится. Расходы компенсируются неработающими вентиляционными системами. Однако ввиду того, что затраты теплоснабжающей организации остаются неизменными (не меняются потребление топлива, диаметры теплотрасс, теплопотери и т. д.), при очередном пересмотре тарифов ранее утвержденные величины делятся на меньшее количество реализованного тепла, и тарифы повышаются. Так что экономить можно лишь с помощью действительного ресурсосбережения.

Состояние систем теплоснабжения и теплопотребления пока еще далеко не везде дошло до полного упадка, но общие тенденции не радуют. Растет аварийность, пуск отопления осенью в некоторых регионах России растягивается на месяцы, недогревы в морозы стали не исключением, а нормой. Темпы замены оборудования снижаются, и, соответственно, увеличивается количество оборудования, находящегося в аварийном состоянии. Все это требует безотлагательного проведения целого комплекса мероприятий по преодолению кризисной ситуации, сложившейся в российских инженерных коммуникациях и системах теплоснабжения в целом.

 


[1] Начнет действовать с 01.07.2009 года

[2] В том числе п. 2.4.8 Письма Госкомимущества РФ от 22.07.1994 № АЧ-6535 "О методических рекомендациях по применению Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535" (вместе с "Межреспубликанской программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях")

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: