В связи с рассмотрением объекта юногогики возникает необ-
ходимость выявления возрастных границ в среде молодежи.
И.С. Кон дает определение категории «молодежь», определяя ее
как социально-демографическую группу, выделяемую на основе
возрастных характеристик, особенностей социального положе-
ния и в связи с этим обусловленных социально-психологических
свойств2.
1 См.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагоги-
ческой антропологии. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. — М.,
1974. — Т. 1. — С. 237.
2 См.: Кон И.С. Статья «Молодежь»// Философский энциклопедический
словарь. 2-е изд. — М., 1989. — C. 375.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
20
Глава 1. Введение в педагогику юности
В целом можно говорить, что к молодежи относятся люди от
14—15 до 30 лет. При этом данный возрастной период неодно-
роден и делится учеными на различные стадии. А.В. Мудрик
выделяет раннюю юность — 15—17 лет, юность — 18—23 года,
молодость — 23—33 года.
|
|
Юногогика осуществляет поиск средств педагогического воз-
действия на молодых людей в период их социального взросления
в процессе специально организуемой работы с ними. Субъектами
этой деятельности являются профессиональные специалисты по
работе с молодежью.
Предмет юногогики
Предмет есть сторона объекта, отражающая целостные свойства
объекта, т.е. изменение предмета влечет за собой изменение
объекта и наоборот. Из вышесказанного следует, что предмет не
тождественен объекту. Объект может иметь несколько предметов.
Педагогика, как и любая другая наука, имеет много отраслей
(сторон). Изначально она предназначалась для всех, «кто ведет
дитя». Еще Платон поставил проблему «педагогизации» общества.
Педагогика необходима каждому человеку, но для этого нужно вы-
членить те ее области, которые могут быть ему полезны. Тем, кто
озабочен своим развитием и самовоспитанием, кто воспитывает
детей не только в школе, будут полезны одни знания педагогики,
а тем, кто профессионально занимается педагогической деятель-
ностью, — другие. Например, теории обучения, воспитания
в коллективе, безусловно, нужны специалистам, но они не нужны
родителям, гувернерам, воспитателям, работающим в семьях или
внешкольных учреждениях.
Мы много лет говорили, что педагогика — наука о воспитании
человека, а так как о воспитании единого мнения не было, то
и предмет педагогики толковался по-разному. Педагогическая
деятельность всегда предполагает воздействия на людей, целью
которых являются качественные изменения в их жизни, причем
|
|
эти воздействия ориентированы на упорядочение системы отно-
шений, т.е. педагог прежде всего реализует управленческие задачи
по отношению к конкретному человеку.
Рассматривая предмет педагогики, можно определить, что важ-
ной его составляющей является управление процессом развития
личности (определение воспитания А.А. Бодалева и Л.И. Нови-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Объект, предмет, задачи, функции юногогики
21
ковой). Однако педагог создает условия для развития не только
личности, но и индивидуальности. Создание этих условий также
должно найти место в педагогической науке. В целом, по мнению
многих ученых, этот процесс называют образованием (создание
определенного образа человека). Такого же мнения придержива-
ются ученые — авторы книг по православной педагогике.
Определяя предмет педагогики, необходимо говорить о це-
ленаправленном воздействии на человека и окружающую его
социальную среду для создания условий развития его индивиду-
альности и формирования личности.
Данное определение предмета педагогики предполагает, что
педагогика как наука изучает процессы развития и формирова-
ния человека во взаимодействии его с социальными институтами
общества; процессы, реализующие воспитательные функции.
Таким образом, можно говорить и о том, что предметом педа-
гогики является педагогический процесс. При этом, говоря об
общем предмете педагогики как науки, мы предполагаем, что
у каждого педагогического исследования имеется свой предмет,
отражающий то явление, которое изучается педагогом.
Предметом юногогики является социально-педагогическая де-