Ся их адекватное социальное психическое и физическое развитие

В связи с рассмотрением объекта юногогики возникает необ-

ходимость выявления возрастных границ в среде молодежи.

И.С. Кон дает определение категории «молодежь», определяя ее

как социально-демографическую группу, выделяемую на основе

возрастных характеристик, особенностей социального положе-

ния и в связи с этим обусловленных социально-психологических

свойств2.

1 См.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагоги-

ческой антропологии. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. — М.,

1974. — Т. 1. — С. 237.

2 См.: Кон И.С. Статья «Молодежь»// Философский энциклопедический

словарь. 2-е изд. — М., 1989. — C. 375.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

20


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

В целом можно говорить, что к молодежи относятся люди от

14—15 до 30 лет. При этом данный возрастной период неодно-

роден и делится учеными на различные стадии. А.В. Мудрик

выделяет раннюю юность — 15—17 лет, юность — 18—23 года,

молодость — 23—33 года.

Юногогика осуществляет поиск средств педагогического воз-

действия на молодых людей в период их социального взросления

в процессе специально организуемой работы с ними. Субъектами

этой деятельности являются профессиональные специалисты по

работе с молодежью.

 

Предмет юногогики

Предмет есть сторона объекта, отражающая целостные свойства

объекта, т.е. изменение предмета влечет за собой изменение

объекта и наоборот. Из вышесказанного следует, что предмет не

тождественен объекту. Объект может иметь несколько предметов.

Педагогика, как и любая другая наука, имеет много отраслей

(сторон). Изначально она предназначалась для всех, «кто ведет

дитя». Еще Платон поставил проблему «педагогизации» общества.

Педагогика необходима каждому человеку, но для этого нужно вы-

членить те ее области, которые могут быть ему полезны. Тем, кто

озабочен своим развитием и самовоспитанием, кто воспитывает

детей не только в школе, будут полезны одни знания педагогики,

а тем, кто профессионально занимается педагогической деятель-

ностью, — другие. Например, теории обучения, воспитания

в коллективе, безусловно, нужны специалистам, но они не нужны

родителям, гувернерам, воспитателям, работающим в семьях или

внешкольных учреждениях.

Мы много лет говорили, что педагогика — наука о воспитании

человека, а так как о воспитании единого мнения не было, то

и предмет педагогики толковался по-разному. Педагогическая

деятельность всегда предполагает воздействия на людей, целью

которых являются качественные изменения в их жизни, причем

эти воздействия ориентированы на упорядочение системы отно-

шений, т.е. педагог прежде всего реализует управленческие задачи

по отношению к конкретному человеку.

Рассматривая предмет педагогики, можно определить, что важ-

ной его составляющей является управление процессом развития

личности (определение воспитания А.А. Бодалева и Л.И. Нови-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Объект, предмет, задачи, функции юногогики


 

 

21


 

 

ковой). Однако педагог создает условия для развития не только

личности, но и индивидуальности. Создание этих условий также

должно найти место в педагогической науке. В целом, по мнению

многих ученых, этот процесс называют образованием (создание

определенного образа человека). Такого же мнения придержива-

ются ученые — авторы книг по православной педагогике.

Определяя предмет педагогики, необходимо говорить о це-

ленаправленном воздействии на человека и окружающую его

социальную среду для создания условий развития его индивиду-

альности и формирования личности.

Данное определение предмета педагогики предполагает, что

педагогика как наука изучает процессы развития и формирова-

ния человека во взаимодействии его с социальными институтами

общества; процессы, реализующие воспитательные функции.

Таким образом, можно говорить и о том, что предметом педа-

гогики является педагогический процесс. При этом, говоря об

общем предмете педагогики как науки, мы предполагаем, что

у каждого педагогического исследования имеется свой предмет,

отражающий то явление, которое изучается педагогом.

Предметом юногогики является социально-педагогическая де-










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: