Личность — это совокупность отношений человека: дружеских

любовных, семейных, производственных, политических и др. Это

сложная система социально значимых актов, проявление способ-

ностей в социальном мире, которые определяются общественны-

ми отношениями. В связи с этим основной функцией личности

является развитие своих способностей. Личность определяется

совокупностью устойчивых личностных качеств, коих насчи-

тывается свыше полутора тысяч (ответственное и безразличное

отношение к людям, делу, природе; доброжелательность и агрес-

сивность и т.п.).

Индивидуальность – это то, что отличает человека от животного

и социального мира. Индивидуальность дает человеку возмож-

ность проявления в качестве свободного, независимого существа

(И.Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его де-

яний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью

опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но

и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность

рассматривается как высокий уровень развития человеческого

в человеке. Такого индивида К.Роджерс назвал «полноценно

функционирующим человеком». Это определение употребляется

для обозначения людей, которые используют свои способности

и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному

познанию себя и сферы своих переживаний. Индивидуальность

определяется основными ее сферами: интеллектуальной, моти-

вационной, эмоциональной, волевой, предметно-пра ктической,

саморегуляций и экзистенциальной.

Личностные качества и индивидуальные качества допол-

няют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Личность и индивидуальность. Социализация и образование

молодого человека


 

 

31


 

предусмотреть и воспитание личности, и развитие индивиду-

альности.

Социализация — это взаимодействие человека с окружающей

средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных

норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореа-

лизацию личности в том обществе, к которому она принадлежит.

Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия

человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного,

педагогически организованного воспитания. Суть социализации

состоит в том, что она формирует человека как члена того общества,

в котором он функционирует. Социализация — это двусторонний

процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом

социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему

социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства

системы социальных связей индивидом за счет его активной дея-

тельности, активного включения в социальную среду1.

Социализация выступает как элемент механизма саморегуля-

ции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие со-

циума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом,

но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоя-

тельства и окружающих людей. От того, как индивид становится

элементом социальной организации, включается в общество,

зависит, с одной стороны, формирование способности социаль-

ной организации влиять на личность, с другой — формирование

способности личности поддаваться влиянию других людей.

Общество, являясь сложной системой, дифференцируется на

ряд ролей, предполагает участие каждого воспитанника в деятель-

ности и общении зависимых подструктур (в сфере политических

и экономических отношений, социальных групп, общественных

институтов и т.п.). Это определяет разнообразие социальных

ролей и социальных позиций человека.

Говоря о социализации человека, мы имеем в виду прежде всего

формирование готовности к реализации индивидом совокупно-

сти социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит

социальное самоопределение — выбор людьми своей роли и по-

зиции в общей системе социальных отношений, предполагаю-

щий их включенность в эту систему на основе сформированных

интересов и потребностей.

 

1 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

32


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

Социализация формирует личность, существенные черты ко-

торой определяются тем, какое место занимает человек в системе

социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, про-

изводственных, политических и т.д. П.Н. Наторп писал: «Человек

становится человеком благодаря человеческой общности..., не

вырастет в одиночестве»1.

В науке существует два подхода к пониманию сущности со-

циализации, различающиеся представлениями о человеке и его

роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи

указывают, что содержание процесса социализации определяется

заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно

овладевали общественными ролями, могли участвовать в про-

изводительной деятельности, создавали прочную семью, были

законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека

как объект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс и др.). Другой

подход связан с тем, что человек становится полноценным членом

общества, выступая не только объектом, но и субъектом социали-

зации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные

ценности общества в единстве с реализацией своей активности,

саморазвития, самореализации в обществе, т.е. не только адаптиру-

ется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации,

влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Существует и третий подход — телеологический — со стороны

целей государства, общества, человека. В соответствии с ним

социализация может проходить в нескольких направлениях:

во-первых, это может быть развитие индивидуальности и воспи-

тание личности в интересах индивида; во-вторых — в интересах

общества и индивида; в-третьих — в интересах только общества

(или государства), но не индивида; в-четвертых — в интересах

определенных групп.

Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первых

два направления. Первое направление предполагает достижение

целей социализации путем развития природных задатков в раз-

личных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной,

эмоциональной и др.), а второе — предполагает изменение этих

сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что

первое решает задачи развития индивидуальности, второе — вос-

питания личности. Таким образом, в процессе социализации

 

1 Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911. — С. 76.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Личность и индивидуальность. Социализация и образование

молодого человека


 

 

33


 

человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффек-

тивность процесса определяется соотношением целей человека,

общества и государства.

В первой половине XX в. психологи Н. Миллер и Дж. Доллард

ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой

основе вот уже полвека разрабатываются концепции социально-

го научения, центральной проблемой которых стала проблема

социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку за-

нять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от

асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена

общества. Приведем понимание социализации, введенное в науку

французской социологической школой: «социализация» — это

«очеловечивание» под влиянием воспитания, это «воздействие

поколения взрослых на поколение молодых» (Э. Дюргейм). При

этом для индивида воспитание является как бы давлением, при-

нуждением, навязыванием чужих идей. По Ж. Пиаже, социали-

зация — это процесс адаптации к социальной среде, состоящий

в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития,

становился способным к сотрудничеству с другими людьми.

В отечественной педагогике введено аналогичное понимание

этого процесса.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс станов-

ления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность осваивает все новые и новые ви-

ды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутст-

вующих в каждом виде деятельности и между ее различными

видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте,

т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем.

В деятельности происходит освоение новых социальных ролей

и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано

с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать

как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты

специфичны на каждом возрастном рубеже.

Самопознание личности предполагает становление в человеке

своего «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося

на протяжении его жизни под воздействием многочисленных

социальных влияний. Наиболее распространенная схема само-

познания «Я» включает три компонента: познавательный (знание


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

34


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение

к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений

всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопоз-

нания.

Социализация ребенка — это стратегическая цель деятель-

ности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые

на уроках, можно рассматривать как базу для социального

становления человека. В этом плане можно говорить о том,

что в основе определения содержания образования, наряду

с отражением уровня науки, должна лежать востребованность

данных знаний в будущем. Если ученик не станет специалис-

том в области истории, то после сдачи выпускного экзамена он

вскоре забудет многие заученные исторические даты, однако

социальное звучание исторических явлений, их оценка, данная

самим учеником, будут во многом влиять на его социальное

поведение, отношение к окружающим социальным явлениям.

Вряд ли запомнят на всю жизнь ученики, выбравшие для себя

специальности, не связанные с изучением математики, все дан-

ные в школе математические формулы, однако базовые знания,

связанные с анализом бытовых проблем, им будут необходимы

всю жизнь. Сказанное не означает, что содержание образования

должно быть примитивизировано до уровня актуальных бытовых

потребностей. Оно должно формировать у учащихся мотивы

познавательной деятельности, логику мышления, гуманисти-

ческое мировоззрение, которые составляют основу социальной

зрелости человека.

На социализацию ребенка существенное влияние оказывает

и характер отношений с педагогами, родителями и другими де-

тьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических

средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать

себя, с другой — присвоить социальный опыт и соответственно

определить свой способ поведения в структуре социального и пе-

дагогического взаимодействия.

 

Критерии социализации

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной

адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих

задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Личность и индивидуальность. Социализация и образование

молодого человека


 

 

35


 

единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних

факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспо-

собление индивида к условиям социальной среды, а социальная

автономизация — реализацию совокупности установок на себя,

устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует

представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач

социальной адаптации и социальной автономизации регулируется

кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «ос-

таваться самим собой». Несомненно, результатом социализации

человека также является социальная активность — реализуемая

готовность к социальным действиям, которая проявляется в сфе-

рах социальных отношений человека. Таким образом, критерия-

ми, которые свидетельствуют о социализации человека, являются

социальная адаптированность, социальная автономность и со-

циальная активность.

 

Факторы социализации

Педагогическую интерпретацию факторов социализации обос-

новал в своих работах по социальному воспитанию А.В. Муд-

рик. Он считает, что все факторы выявлены, но далеко не все

изучены.

В своих работах он объединяет факторы социализации в четыре

группы.

Первая группа — мегафакторы (всеобщие) — космос, планета,

мир, которые влияют в силу своей глобальности на социализацию

всех жителей Земли.

Вторая группа — макрофакторы (большие) — страна, этнос,

общество, государство, которые влияют на социализацию всех

живущих в определенных странах.

Третья группа — мезофакторы (промежуточные) — тип поселе-

ния, средства массовой коммуникации, субкультура определен-

ной общности, в том числе и молодежная субкультура.

Четвертая группа — микрофакторы (непосредственно

влияющие на людей) — семья и домашний очаг, соседи, груп-

пы сверстников, воспитательные организации (в том числе

и образовательные учреждения), общественные организации,

микросоциум1.

 

1 См.: Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 1999.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

36

 

Образование


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории

рассматривают образование. При этом в понятие «образование»

включают весь процесс становления человека как социального

существа.

В «Российской педагогической энциклопедии» образование

определяется как процесс педагогически организованной социали-

зации, осуществляемой в интересах личности и общества 1.

Образование предполагает формирование социальности чело-

века, которая включает культуру, воспитанность и образованность

человека2. В образовании интегрируются обучение и воспитание,

о которых в данном пособии речь пойдет дальше. Образованный

человек – это человек знающий, компетентный в своей деятель-

ности, развитый и воспитанный.

Если проанализировать цели образовательных институтов

в историческом аспекте, то можно сделать вывод о наличии двух

тенденций. Деятельность одних школ направлена на удовлетворе-

ние потребностей государства, на подготовку молодого поколения

к жизни в определенной социальной среде, их деятельность носит

социоцентристский характер (в центре находятся интересы обще-

ства и государства) — первая тенденция. Деятельность других школ

носит гуманистический характер, и в центре внимания находится

сам ребенок: развитие его индивидуальности и воспитание лич-

ности с тем, чтобы он в дальнейшем свободно ориентировался

не только в мире профессий, но и идей, идеологий, — вторая

тенденция.

Выдвинутая И. Кантом идея самоценности человека, уходящая

корнями в педагогику Древней Греции, остается актуальной и в на-

стоящее время. Ориентация современной школы на потребности

индивида является следствием того, что постиндустриальное об-

щество диктует необходимость воспитания не столько специалиста

и гражданина определенного государства, сколько целостного

человека, который может осваивать знания и виды деятельности,

освобождаться от них и способен преобразовывать самого себя.

На деятельность образовательных учреждений доминирую-

щее влияние оказывают, помимо социально-эконо мических

 

1 См.: Бит-Бад Б.М., Петровский А.В. Статья «Образование» // Российская

педагогическая энциклопедия. — М., 1992.

2 См.: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. — М., 2000.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Личность и индивидуальность. Социализация и образование

молодого человека


 

 

37


 

условий, мировоззренческие идеи и педагогические концеп-

ции, которые начинают составлять определенную философию

современного образования и стратегию развития отдельной

школы, в частности. Становление новых школ происходит на

прогрессивных гуманистических концепциях: всеми средствами

воспитывать личностные свойства и развивать индивидуаль-

ность человека.

Как показывает анализ генезиса школы, в различные перио-

ды времени она ориентировалась на потребности государства,

общества и очень редко — на интересы самого ребенка. Однако

наилучших результатов достигали именно те школы, в центре

внимания которых находился ребенок: развитие его способно-

стей, формирование внутреннего мира, не подготовка к жизни

в капиталистическом, социалистическом обществе, а жизнь

здесь и теперь. Правильность такого подхода подтверждается

в настоящее время тем, что во многих случаях «отсутствуют»

границы между государствами, человек все больше обретает

свободу, происходит взаимопроникновение культур, теряет ак-

туальность проблема воспитания личности под одно конкретное

общество — ставится задача помочь человеку интегрироваться

в общество, а не навязывать ему идеи определенной партии или

религии. В настоящее время развитие новых школ происходит

во всех странах не единообразно: многие школы имеют свои

концепции, свои отличные от других цели и условия их достиже-

ния, строятся на основе оригинальных принципов организации

и функционирования.

Таким образом, в выборе целей школы нового типа особую

роль будет играть ориентация на те тенденции развития обра-

зования, в которых человек является целью образовательного

процесса. При этом наиболее важным становится развитие со-

циальности и индивидуальности молодого человека, воспитание

чувства самоценности, уверенности в себе, отношение к нему

как к самоизменяющемуся субъекту учения. Однако крайний

педоцентристский подход при всей своей привлекательности не

может полностью удовлетворить интересы молодых людей, так

как не учитывает того факта, что человек будет в полной мере

счастлив лишь в том случае, если он реализует себя в обществе

и будет адекватен ему.

Из обозначенных выше подходов вытекает еще один, свя-

занный с необходимостью гуманизации взаимоотношений


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

38


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

педагогов и воспитанников. Согласно концепции гумани-

зации взаимоотношений предметно-практическая деятель-

ность и взаимодействие между людьми, которые протекают

в соответствии с принципами гуманизма, являются главными

факторами развития ребенка и интеграции его в общество. Об-

щение, которому присуща субъект-субъектная основа, создает

психологически оптимальную базу для позитивных измене-

ний в интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной

и других сферах каждого из общающихся. Важным условием

ухода от формализма и догматизма в обучении и воспитании

признается пронизанность межролевого общения общением

межличностным. Особое внимание уделяется разработке

проблем педагогической конфликтологии. Диалогическое

общение выдвигается в качестве основы построения системы

методов обучения.

Таким образом, реализация концепции гуманизации взаимо-

отношений должна пронизывать весь учебно-воспитательный

процесс. Гуманный стиль взаимоотношений создает положи-

тельный эмоциональный фон, на котором только и возможно

плодотворное обучение и воспитание. Об этом свидетельствуют

тенденции в развитии отечественного и мирового образова-

тельного процесса. С этих позиций можно обратить внимание

на следующие концепции: концепцию педагогики индиви-

дуальности; концепцию социализации человека; концепцию

гуманистического общения; концепцию социальных проб;

концепцию целостного педагогического процесса и др. Идеалам

гуманистической педагогики соответствуют первые два направ-

ления. Первое направление предполагает достижение целей

развития природных задатков в различных сферах человека,

а второе — предполагает изменение этих сфер в соответствии

с идеалами общества.

Цели и задачи, стоящие перед образовательными учрежде-

ниями нового типа, предъявляют особые требования к орга-

низации учебно-воспитательного процесса. Наиболее полно

отвечает им процесс с высокой степенью целостности. Об-

разовательный процесс является целостным тогда, когда он

обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций

(развитие, обучение, воспитание). Сущность целостности этого

процесса состоит в подчиненности всех его частей и функций

основной задаче: формированию целостного человека, гармо-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Личность и индивидуальность. Социализация и образование

молодого человека


 

 

39


 

ничному развитию индивидуальности, личности, организма

(физическое здоровье).

В чем заключается целостный подход к организации образова-

тельного процесса?

Во-первых, на уровне педагогического коллектива целостный

подход состоит в том, чтобы каждый педагог работал на общую

цель — не содействовал ее достижению, а именно обеспечивал

достижение общей цели.

Во-вторых, целостность подхода к организации воспитатель-

ного процесса обеспечивается комплексным решением задач

обучения, развития и воспитания на каждом уроке, в системе

уроков и внеклассных мероприятий так, чтобы каждая часть

(урок) работала на целое (процесс).

В-третьих, целостный подход заключается в единстве воспи-

тания и самовоспитания, образования и самообразования.

В-четвертых, при целостном подходе должна быть не просто

совместная деятельность, а активная взаимная деятельность

педагога и учащихся (педагогическое взаимодействие). Взаимо-

действие — установление связей между элементами педагоги-

ческой системы: информационные связи (обмен информацией),

организационно-деятельностные связи (методы совместной

деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управ-

ления и самоуправления.

Таким образом, целостность учебно-воспитательного процесса

характеризуется его внутренним единством, связанностью, качес-

твенной определенностью, высокими результатами в воспитании,

развитии, обучении учащихся. Целостность образовательного

процесса не является свойством постоян но ему присущим — она

относительна и вызревает при успешной реализации всех его

функций.

Новая школа может быть создана только при участии коллек-

тива и инициативе его членов в развертывании инновационной

деятельности. Управление этой деятельностью, добровольно

и осознанно начатой педагогами, возможно лишь при смещении

акцентов в сторону «ориентации на человека».

Многообразие образовательных учреждений, инновацион-

ные процессы, характерные для современной школы, — все

это предполагает необходимость социально-педагогического

сопровождения учащейся молодежи, реализовать которое могут

профессиональные организаторы работы с молодежью.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

40


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности

 

7. Воспитание молодежи

1. Что такое воспитание?

2. Каковы цели воспитания?

3. Какие подходы имеются к определению стратегии воспи-

тания?

4. Какие можно выделить модели воспитания?

5. Как можно определить и классифицировать методы вос-

питания?

6. Что такое воспитательная система и как она развивается?


Воспитание является основной категорией педагогики. Чело век

воспитывается с самого рождения и практически до самой смерти.

Сила этого воспитательного воздействия, естественно, меняется

в зависимости от возраста, социального положения и ста туса.

Сегодня в педагогической науке трудно найти понятие, кото-

рое так по-разному трактуется, как «воспитание». В буквальном

смысле «вос-питание» — это вскармливание, питание ребенка.

Однако в рус ском языке на бытовом уровне данный термин яв-

ляется довольно широко употребляемым. Считается, что термин

«воспитание» в науку был введен И.И. Бецким (середина XVIII в.),

надеявшимся путем воспитания создать «новую породу людей».

Задача воспитания, по его мнению, «вскоренять добродетель,

благочестие, склонность к опрятности, не терпеть праздности»1.

Несмотря на то что в ряде за падных языков нет точного аналога

русскому слову «воспитание», в россий ской педагогической тер-

минологии «воспитание» сегодня является устоявшимся термином.

Проблема определения сути воспитания явля ется одной из самых

древних. Однако это понятие в педагогиче ской литературе в силу

ряда объективных причин постоянно под вергается редакции.

В различные исторические периоды общество характеризовало

эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуаль-

ных задач, при этом чаще оно заботилось о своей стабильности,

чем о развитии потенциалов человека.

В различных редакциях, но сохраняя общий смысл, воспи-

та ние рассматривалось как управление процессом формиро-

вания лич ности в целом или отдельных ее качеств в соответ-

ствии с потребно стями общества 2. В условиях доминирования

1 Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. — М., 1969. —

С. 74.

2 Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. —

М., 1975.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Воспитание молодежи


 

 

41


 

 

марксистской идеологии воспита ние рассматривалось как

средство подготовки активных и созна тельных строителей

коммунизма.

Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем,

какой из его аспектов является для исследователя наиболее

значимым.

Воспитание тесно связано с целым рядом психологических

и педагогических понятий. Прежде всего, такая связь объек-

тивно су ществует с понятием «формирование». Данный термин

предполагает определенные изменения в человеке, это процесс

и завершенный результат, придание ему определенной формы,

появление физиче ских и личностных новообразований в чело-

веке.

Какой бы аспект мы не поставили во главу угла для определе-

ния понятия «воспитание», во всех определениях присутствуют

общие признаки, характеризующие это явление.

Во-первых, воспитание определяется как процесс, т. е. как

динамическое явление, предполагающее определенные качест-

венные и количественные изменения, происходящие в людях,

с которыми взаимодействует воспитатель.

Во-вторых, таким признаком является целенаправленность

воздействий на воспитанника. Этот признак означает, что

воспитание всегда направлено на достижение определенного

результата, который прежде всего определяется позитивными

изме нениями, происходящими в личности воспитанника. Бес-

цельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

В-третьих, гуманистическая направленность, как признак,

определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое

воздей ствие воспитывает гуманистические качества. Несомнен-

но, суще ствует и «антивоспитание», когда влияние окружающих

формирует негативные антигуманные черты.

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания

большинство исследователей называют взаимодействие воспита-

теля и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает актив-

ность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет

его субъектную позицию.

Воспитание, несомненно, имеет также социально-психологи-

ческую составляющую. Как считает Г.М. Андреева, «необходимо

выявление того, через посредство каких групп осуществляется

влияние общества на личность. Для этого важно изучение кон-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

42


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

кретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макро-

среды, через которые происходит путь ее развития»1.

Таким образом, в самом общем виде воспитание можно опреде-


















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: