Качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника
И окружающей социальной среды.
Цели и стратегии воспитания
Взаимодействие молодого человека и социальной среды сущест-
венно зависит от тех целей воспитания, которые определяются
субъектами этого процесса. Это и определяет многоаспектность
понимания сущности данного явления.
Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед
образовательными учреждениями. Цель определялась исходя из
доминирующих идеологических воззрений и формулировалась
в форме социального заказа. Государство и общество всегда
рассматривали цель педагогической деятельности как аргумен-
тированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка
цели чаще всего вбирала в себя постулаты, которые, по мнению
правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего
строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве
основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастаю-
щего поколения.
|
|
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке, про-
Исходящие под влиянием целенаправленных воздействий субъектов
Воспитания.
Можно обнаружить два основных подхода к определению целей
воспитания.
Первый подход при разработке целей учитывает прежде всего
потребность общества, поэтому требования к воспитанию ребен-
ка опираются на задачи го сударства, общества, сословия.
Второй подход в определении целей предполагает в первую
очередь учет потребностей человека. При этом целью является
помощь ему в его социальном становлении, обеспечении его
приспособления к существующим социальным условиям и од-
новременно сохранение своего «Я», развитие индивидуальности.
В учебнике К. Смирнова, опубликованном в России в 1913 г.,
1 Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994. — С. 238.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Воспитание молодежи
43
в качестве таковой выдвигалась следующая цель: «Воспитать
питомца значит помочь ему достичь собственными силами воз-
можного для него совершенства, т.е. стать нравственно развитой
и практически деятельной личностью»1.
В зависимости от идеологии отношений, которая устанав-
ливается в любом обществе, доминировал первый или второй
подход.
Цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично
развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную
чистоту и физическое совершенство. Что такое гармоническое
развитие человека в современном понимании? Это идеал, к ко-
торому должен стремиться прежде всего сам человек. Кроме того,
|
|
это ориентир для педагога, который на его основе определяет
содержание своей деятельности.
Гармоничного человека отличает гуманное отношение к людям,
к самому себе, высокая нравственность и духовность. При этом
надо четко представлять себе, что гармонично развитый человек
лишь идеал, ориентир для определения реальных целей, которые
не противоречат этому идеалу.
Можно выделить четыре основных стратегии воспитания в со-
ответствии с поставленными доминирующими целями.
Первая стратегия, которая сегодня чрезвычайно распростра-
нена в психолого-педагогической теории и существенно влияет
на понимание социально-психологической сущности воспита-
ния, – социализирующая. В этом смысле воспитание рассматри-
вают в контексте про цесса социализации человека. Воспитание
предполагает, что в процессе включения воспи танников в соци-
альную деятельность происходит следующее:
индивидуальная проблематизация личности по отноше нию
к выбору вида деятельности;
индивидуальное самоопределение личности по возмож ным
видам деятельности и личностно приемлемым вари антам
участия в ней;
включение в социальную деятельность под руководством
педагога на основе осознания цели деятельности и сопостав-
ления личност ных целей; приобретения опыта деятельности;
эмоциональной привлекательности деятельности (про цесса,
1 Смирнов К. Курс педагогики. Ч 1. Педагогическая психология и общая
дидактика. Изд. 6-е книгоиздательства К.И.Тихомирова. — М., 1913. — С. 9.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
44
Глава 1. Введение в педагогику юности
промежуточных результатов, системы межлично стных отно-
шений, возникающих в ходе этой деятельно сти); достижения
собственно состояния включенности лично сти в социальную
деятельность.
Вторую стратегию воспитания можно условно назвать акмео-
логической (от слова «акме» — вершина, высшая точка чего-либо,
расцвет). Этот аспект воспитания предполагает, что процесс
должен быть направлен на развитие человека, оказание ему мак-
си мальной помощи в реализации потенциальных возможностей,
спо собствовать тому, чтобы он достиг собственной вершины.
Развитие личности и индивидуальности представляет собой про-
цесс, в котором происходят как количественные, так и качест венные
преобразования. Процесс предполагает разрешение различ ного рода
противоречий, которые являются источниками развития:
противоречие между потребностями молодых людей
и возможно стями их удовлетворения;
противоречие между потенциалами молодого человека
и возможно стями их реализации;
противоречие между целями, которые ставит перед собой
молодой человек, и условиями их достижения.
Эти противоречия проявляются по-разному на различных воз-
растных этапах развития человека и имеют свою специфику в воз-
растных границах молодежи от ранней юности до зрелости.
Третья стратегия воспитания в контексте социально-психологи-
мирование многих личностных черт человека непосредст венным
образом зависит от степени ос воения им культуры. «Культурологи-
ческая» парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на
освоение элементов культуры. При этом акцент делается на особен-
ностях того сообщества, в котором происходит процесс воспитания
человека, на формировании этнической идентичности.
Этниче ская принадлежность ин дивида обеспечивается на осно-
ве освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными
выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и по-
ведения. Про цесс врастания инди вида в его этническую общность
и культуру обозначается понятием «инкультурация».
|
|
В результате ин культурации человек приобретает способность
свободно ориенти роваться в окружающей его этнической среде,
пользоваться боль шинством предметов культуры, созданных
преды дущими поколения ми, обмениваться результатами физи-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Воспитание молодежи
45
ческого и умственного труда, устанавливать взаимопонимание
с другими на родами.
Каждый человек проходит через процесс инкультурации, по-
скольку без его результатов он не может существовать как член
обще ства и своего этноса. Этот сложный процесс начинается
в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом
и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжа-
ется всю его жизнь. В данном процессе принято выделять две ос-
новные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).
На первом этапе инкультурации люди осваивают самые обще-
распространенные, жизненно важные элементы своей культуры.
При этом инкультурация характеризуется целенаправленным
воздействием на молодого человека с целью формирования у него
адекватных навыков, необходимых для нормальной социокуль-
турной жизни. В любой культуре сущест вуют специальные формы
и способы инкультурации, которые обес печивают молодым лю-
дям нужное количество знаний и навыков для их повсе дневной
практики.
Главной отличительной особенностью инкульту рации стано вится
выработка у индивида способности к самостоя тельному ос воению
социокультурного окружения в пределах, уста новленных в данном
обществе. Индивид получает возможность ком бинировать полу-
ченные знания и навыки для решения собственных жизненно важ-
ных проблем: расширяется его способность прини мать решения,
которые могут иметь значимые последствия для него и для других;
он получает право участвовать в составе своей этни ческой груп-
пы в действиях, результатами которых могут быть зна чительные
культурные изменения. Первый этап инкультурации способствует
|
|
сохранению ста биль ности культуры, поскольку основным здесь
является воспроиз веде ние уже имеющихся образов, контроль за
проникновением в культуру случайных и новых элементов.
Второй этап, именно в период молодости, обеспечивает чле-
нам общества возможность принять на себя ответственность
за экс периментирование в культуре, внесение в нее изменений
различ но го масштаба.
Гармоничное и последовательное развитие обоих эта пов
инкультурации завершается формированием менталитета лич-
ности — совокупности установок и предрасположенностей ин-
дивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир
оп ределен ным образом. В свою очередь, это состояние менталь-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
46
Глава 1. Введение в педагогику юности
ности является показателем нормального функционирования
и развития как инди вида, так и социокультурной среды.
Четвертую стратегию воспитания можно условно назвать экзистен-
циальной. Психологи-экзистенциалисты пытались использовать идеи
экзистенциальной философии для понимания сущности психических
процессов и оказания психотерапевтической помощи клиентам.
Ролло Мэй, выделяя принципы экзистенциальной психотерапии,
подчеркивает стремление человека к центрированности, сохранению
своего существования, субъективной стороной этого стремления
является осознание. При этом он подчеркивает, что собственно че-
ловеческой формой сознания является самосознание, помогающее
человеку переживать себя как субъекта, которого окружает мир1.
Для понимания экзистенциального подхода к воспитанию не-
обходимо обратиться к трудам известного психолога В. Франкла.
Он пытался рассмотреть важнейшую категорию экзистенциаль-
ной психологии: смысл человеческого существования. Свобода
в понимании В. Франкла — это прежде всего свобода стать
другим. Экзистенциальный анализ считает человека сущест-
вом, ориентированным на смысл и стремящимся к ценностям.
В этом качестве человек характеризуется двумя онтологическими
характеристиками: способностью к самотрансценденции и спо-
собностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном
выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на
что-то существующее вне его. Вторая выражается в возможности
человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на
себя со стороны. Эти две способности помогают человеку быть
в определенных пределах самодетерминирующимся существом.
Несмотря на широкое развитий идей экзистенциализма в пси-
хологии, по отношению к воспитанию человека эти идеи нашли
свое приложение лишь в конце ХХ в.
В этом плане необходимо отметить работы О.С. Гребенюка,
Т.Б. Гребенюк и их учеников. В своей работе «Основы педагогики
индивидуальности» они впервые акцентировали внимание на раз-
витии индивидуальности учащихся, рассматривая это в качестве
важнейшей педагогической цели. Среди семи сущностных сфер
человека, которые развиваются под влиянием педагогического
воздействия, они выделили экзистенциальную сферу.
1 Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии // Экзистенциальная
психология. — М., 2001. — С. 61—62.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Воспитание молодежи
47
Концептуальные основы формирования этой сферы как
педагогического процесса были рассмотрены в исследовании
А.В. Шершневой. На основе анализа педагогической теории
и практики она делает вывод о том, что формирование экзистен-
циальной сферы должно стать целью педагогического процесса
современной школы.
При этом учащимися должно осуществляться обретение своей
«самости» на основе своих собственных возможностей; человек
сам делает выбор и отвечает за него; человек может быть опреде-
лен лишь в связи с его решением занять определенную позицию.
Экзистенциальную сферу характеризуют такие понятия, как
«ответственен», «не могу иначе», «обязан».
Необходимо отметить, что исследования многих педагогов
конца ХХ — начала ХХI в., по своей сущности, отражали идеи
экзистенциализма. В работах Б.З. Вульфова, Д.В. Вилькеева,
А.А. Кирсанова, Л.Ф. Спирина, Н.М. Таланчука, Л.И. Уман-
ского, Е.Н. Щурковой встречаются установки на синергети-
ческий подход, акцент на индивидуализацию педагогического
процесса, выделение и классификацию педагогических ситуа-
ций, формирование рефлексивной позиции как педагогов, так
и учащихся.
Основной идеей экзистенциальной стратегии является выделе-
ние в качестве идеальной цели формирование человека, умеющего