Лить как целенаправленный процесс формирования гума нистических

Качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника

И окружающей социальной среды.

 

Цели и стратегии воспитания

Взаимодействие молодого человека и социальной среды сущест-

венно зависит от тех целей воспитания, которые определяются

субъектами этого процесса. Это и определяет многоаспектность

понимания сущности данного явления.

Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед

образовательными учреждениями. Цель определялась исходя из

доминирующих идеологических воззрений и формулировалась

в форме социального заказа. Государство и общество всегда

рассматривали цель педагогической деятельности как аргумен-

тированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка

цели чаще всего вбирала в себя постулаты, которые, по мнению

правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего

строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве

основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастаю-

щего поколения.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке, про-

Исходящие под влиянием целенаправленных воздействий субъектов

Воспитания.

Можно обнаружить два основных подхода к определению целей

воспитания.

Первый подход при разработке целей учитывает прежде всего

потребность общества, поэтому требования к воспитанию ребен-

ка опираются на задачи го сударства, общества, сословия.

Второй подход в определении целей предполагает в первую

очередь учет потребностей человека. При этом целью является

помощь ему в его социальном становлении, обеспечении его

приспособления к существующим социальным условиям и од-

новременно сохранение своего «Я», развитие индивидуальности.

В учебнике К. Смирнова, опубликованном в России в 1913 г.,

 

1 Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994. — С. 238.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Воспитание молодежи


 

 

43


 

 

в качестве таковой выдвигалась следующая цель: «Воспитать

питомца значит помочь ему достичь собственными силами воз-

можного для него совершенства, т.е. стать нравственно развитой

и практически деятельной личностью»1.

В зависимости от идеологии отношений, которая устанав-

ливается в любом обществе, доминировал первый или второй

подход.

Цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично

развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную

чистоту и физическое совершенство. Что такое гармоническое

развитие человека в современном понимании? Это идеал, к ко-

торому должен стремиться прежде всего сам человек. Кроме того,

это ориентир для педагога, который на его основе определяет

содержание своей деятельности.

Гармоничного человека отличает гуманное отношение к людям,

к самому себе, высокая нравственность и духовность. При этом

надо четко представлять себе, что гармонично развитый человек

лишь идеал, ориентир для определения реальных целей, которые

не противоречат этому идеалу.

Можно выделить четыре основных стратегии воспитания в со-

ответствии с поставленными доминирующими целями.

Первая стратегия, которая сегодня чрезвычайно распростра-

нена в психолого-педагогической теории и существенно влияет

на понимание социально-психологической сущности воспита-

ния, – социализирующая. В этом смысле воспитание рассматри-

вают в контексте про цесса социализации человека. Воспитание

предполагает, что в процессе включения воспи танников в соци-

альную деятельность происходит следующее:

 индивидуальная проблематизация личности по отноше нию

к выбору вида деятельности;

 индивидуальное самоопределение личности по возмож ным

видам деятельности и личностно приемлемым вари антам

участия в ней;

 включение в социальную деятельность под руководством

педагога на основе осознания цели деятельности и сопостав-

ления личност ных целей; приобретения опыта деятельности;

эмоциональной привлекательности деятельности (про цесса,

 

1  Смирнов К. Курс педагогики. Ч 1. Педагогическая психология и общая

дидактика. Изд. 6-е книгоиздательства К.И.Тихомирова. — М., 1913. — С. 9.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

44


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности

 

 

промежуточных результатов, системы межлично стных отно-

шений, возникающих в ходе этой деятельно сти); достижения

собственно состояния включенности лично сти в социальную

деятельность.


Вторую стратегию воспитания можно условно назвать акмео-

логической (от слова «акме» — вершина, высшая точка чего-либо,

расцвет). Этот аспект воспитания предполагает, что процесс

должен быть направлен на развитие человека, оказание ему мак-

си мальной помощи в реализации потенциальных возможностей,

спо собствовать тому, чтобы он достиг собственной вершины.

Развитие личности и индивидуальности представляет собой про-

цесс, в котором происходят как количественные, так и качест венные

преобразования. Процесс предполагает разрешение различ ного рода

противоречий, которые являются источниками развития:

 противоречие между потребностями молодых людей

и возможно стями их удовлетворения;

 противоречие между потенциалами молодого человека

и возможно стями их реализации;

 противоречие между целями, которые ставит перед собой

молодой человек, и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных воз-

растных этапах развития человека и имеют свою специфику в воз-

растных границах молодежи от ранней юности до зрелости.

Третья стратегия воспитания в контексте социально-психологи-

мирование многих личностных черт человека непосредст венным

образом зависит от степени ос воения им культуры. «Культурологи-

ческая» парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на

освоение элементов культуры. При этом акцент делается на особен-

ностях того сообщества, в котором происходит процесс воспитания

человека, на формировании этнической идентичности.

Этниче ская принадлежность ин дивида обеспечивается на осно-

ве освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными

выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и по-

ведения. Про цесс врастания инди вида в его этническую общность

и культуру обозначается понятием «инкультурация».

В результате ин культурации человек приобретает способность

свободно ориенти роваться в окружающей его этнической среде,

пользоваться боль шинством предметов культуры, созданных

преды дущими поколения ми, обмениваться результатами физи-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Воспитание молодежи


 

 

45


 

 

ческого и умственного труда, устанавливать взаимопонимание

с другими на родами.

Каждый человек проходит через процесс инкультурации, по-

скольку без его результатов он не может существовать как член

обще ства и своего этноса. Этот сложный процесс начинается

в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом

и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжа-

ется всю его жизнь. В данном процессе принято выделять две ос-

новные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).

На первом этапе инкультурации люди осваивают самые обще-

распространенные, жизненно важные элементы своей культуры.

При этом инкультурация характеризуется целенаправленным

воздействием на молодого человека с целью формирования у него

адекватных навыков, необходимых для нормальной социокуль-

турной жизни. В любой культуре сущест вуют специальные формы

и способы инкультурации, которые обес печивают молодым лю-

дям нужное количество знаний и навыков для их повсе дневной

практики.

Главной отличительной особенностью инкульту рации стано вится

выработка у индивида способности к самостоя тельному ос воению

социокультурного окружения в пределах, уста новленных в данном

обществе. Индивид получает возможность ком бинировать полу-

ченные знания и навыки для решения собственных жизненно важ-

ных проблем: расширяется его способность прини мать решения,

которые могут иметь значимые последствия для него и для других;

он получает право участвовать в составе своей этни ческой груп-

пы в действиях, результатами которых могут быть зна чительные

культурные изменения. Первый этап инкультурации способствует

сохранению ста биль ности культуры, поскольку основным здесь

является воспроиз веде ние уже имеющихся образов, контроль за

проникновением в культуру случайных и новых элементов.

Второй этап, именно в период молодости, обеспечивает чле-

нам общества возможность принять на себя ответственность

за экс периментирование в культуре, внесение в нее изменений

различ но го масштаба.

Гармоничное и последовательное развитие обоих эта пов

инкультурации завершается формированием менталитета лич-

ности — совокупности установок и предрасположенностей ин-

дивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир

оп ределен ным образом. В свою очередь, это состояние менталь-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

46


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

ности является показателем нормального функционирования

и развития как инди вида, так и социокультурной среды.

Четвертую стратегию воспитания можно условно назвать экзистен-

циальной. Психологи-экзистенциалисты пытались использовать идеи

экзистенциальной философии для понимания сущности психических

процессов и оказания психотерапевтической помощи клиентам.

Ролло Мэй, выделяя принципы экзистенциальной психотерапии,

подчеркивает стремление человека к центрированности, сохранению

своего существования, субъективной стороной этого стремления

является осознание. При этом он подчеркивает, что собственно че-

ловеческой формой сознания является самосознание, помогающее

человеку переживать себя как субъекта, которого окружает мир1.

Для понимания экзистенциального подхода к воспитанию не-

обходимо обратиться к трудам известного психолога В. Франкла.

Он пытался рассмотреть важнейшую категорию экзистенциаль-

ной психологии: смысл человеческого существования. Свобода

в понимании В. Франкла — это прежде всего свобода стать

другим. Экзистенциальный анализ считает человека сущест-

вом, ориентированным на смысл и стремящимся к ценностям.

В этом качестве человек характеризуется двумя онтологическими

характеристиками: способностью к самотрансценденции и спо-

собностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном

выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на

что-то существующее вне его. Вторая выражается в возможности

человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на

себя со стороны. Эти две способности помогают человеку быть

в определенных пределах самодетерминирующимся существом.

Несмотря на широкое развитий идей экзистенциализма в пси-

хологии, по отношению к воспитанию человека эти идеи нашли

свое приложение лишь в конце ХХ в.

В этом плане необходимо отметить работы О.С. Гребенюка,

Т.Б. Гребенюк и их учеников. В своей работе «Основы педагогики

индивидуальности» они впервые акцентировали внимание на раз-

витии индивидуальности учащихся, рассматривая это в качестве

важнейшей педагогической цели. Среди семи сущностных сфер

человека, которые развиваются под влиянием педагогического

воздействия, они выделили экзистенциальную сферу.

 

1 Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии // Экзистенциальная

психология. — М., 2001. — С. 61—62.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Воспитание молодежи


 

 

47


 

 

Концептуальные основы формирования этой сферы как

педагогического процесса были рассмотрены в исследовании

А.В. Шершневой. На основе анализа педагогической теории

и практики она делает вывод о том, что формирование экзистен-

циальной сферы должно стать целью педагогического процесса

современной школы.

При этом учащимися должно осуществляться обретение своей

«самости» на основе своих собственных возможностей; человек

сам делает выбор и отвечает за него; человек может быть опреде-

лен лишь в связи с его решением занять определенную позицию.

Экзистенциальную сферу характеризуют такие понятия, как

«ответственен», «не могу иначе», «обязан».

Необходимо отметить, что исследования многих педагогов

конца ХХ — начала ХХI в., по своей сущности, отражали идеи

экзистенциализма. В работах Б.З. Вульфова, Д.В. Вилькеева,

А.А. Кирсанова, Л.Ф. Спирина, Н.М. Таланчука, Л.И. Уман-

ского, Е.Н. Щурковой встречаются установки на синергети-

ческий подход, акцент на индивидуализацию педагогического

процесса, выделение и классификацию педагогических ситуа-

ций, формирование рефлексивной позиции как педагогов, так

и учащихся.

Основной идеей экзистенциальной стратегии является выделе-

ние в качестве идеальной цели формирование человека, умеющего






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: