Признаки педагогики как науки



Признаки науки



Признаки педагогики


Возникает из потреб- Для того чтобы общество прогрессировало, оно долж-


ностей общества


но передавать социальный опыт (культуру) все новым

и новым поколениям


Имеет свой предмет Воспитание человека, которое является особой фун-


исследования


кцией общества


Имеет собственный К числу основных понятий (категорий) относятся об-

категориальный ап- разование, развитие, воспитание, обучение

парат

Имеет свои методы Наряду с использованием психологических и социологи-


исследования


ческих методов в педагогике используются такие методы

педагогического исследования, как педагогический экс-

перимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение,

опытная работа


Представляет собой Является наукой в том смысле, что осуществляет по-

итог, совокупность, иск наиболее эффективных педагогических систем,

систему достоверных конструирует их, выявляет зависимости, при которых

и обобщенных знаний наиболее эффективно могут функционировать эти

об объективных зако- системы

нах развития природы


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности

 

 

Педагогика – одна из наук о человеке, имеющая специфиче-


ские цели и задачи. Изучая один аспект человековедения, она не

является изолированной наукой. Педагогика не может строить

свою теорию, не используя данные других наук в образователь-

ной практике. Опираясь на эти данные, она решает свои задачи

и связана практически со всеми науками, изучающими человека

и его деятельность, прежде всего с психологией — наукой, изу-

чающей закономерности развития и функционирования психики

человека.

 

Отрасли педагогики

Общая педагогика исследует общие закономерности образования

и средства решения педагогических задач. В курс общей педаго-

гики входят:

— педагогика индивидуальности, включающая изучение

человека как индивидуальности, его основных сфер деятель-

ности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной,

волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзис-

тенциальной), закономерностей, принципов, форм и методов

их развития;

— педагогика личности, изучающая функционирование личнос-

ти в обществе, человека как главную ценность общества, реализу-

ющего себя в отношении к процессу познания, труду, отечеству,

красоте, моральным и материальным ценностям; в педагогике

личности целостный педагогический процесс понимается как

фактор формирования личности;

интерсоциальная педагогика, сфера интересов которой рас-

пространяется на изучение педагогических явлений, связанных

с человечеством, природой, планетой, экологической культурой;

гражданским отношением к историческим, духовным и матери-

альным памятникам культуры; личностным отношением к таким

последствиям деятельности человека, как межнациональные

конфликты, войны, милитаризация общества, аварии, катастро-

фы; формированием интерсоциальных качеств, основанных на

общечеловеческих ценностях — правах человека; достижением

гармонии природно-биологического, социального и духовного

в развитии человека.

История педагогики и образования рассматривает вопросы ис-

торического развития педагогической науки и практики.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

1. Педагогика в системе наук о человеке


 

 

7


 

 

Социальная педагогика — это наука о подготовке человека

к взаимодействию с различными социальными институтами

и социальной средой в целом.

Отраслевая педагогика включает в себя изучение проблем про-

фессионального образования. Предметом отраслевой педагогики

является изучение закономерностей специальной подготовки

людей к определенным видам деятельности (педагогической, ин-

женерной, военной, юридической и пр.) в различных условиях.

Коррекционная педагогика состоит из лечебной педагогики (на-

правленной на сохранение здоровья детей, их лечение и реаби-

литацию), дефектологии (работы с детьми, имеющими задержки

в психическом развитии), сурдопедагогики (работы со слабослы-

шащими детьми), тифлопедагогики (работы со слабовидящими

и незрячими детьми), логопедии (работы по исправлению дефектов

речи). Предметом изучения в этой отрасли педагогики являются

специальные педагогические воздействия на больных детей.

Частные методики преподавания отдельных предметов (частные

дидактики) изучают проблемы преподавания учебных предметов

в школе.

Возрастная педагогика — комплекс наук, изучающий зако-

номерности воспитательно-образовательной работы с детьми

преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов, взрос-

лыми людьми различных возрастных диапазонов и создающая

программы осуществления этой работы в условиях учебно-вос-

питательных учреждений и открытого социума.

К группе отраслей возрастной педагогики относятся следующие

отрасли: дошкольная педагогика, педагогика школы, теория обучения

взрослых (андрогогика). Сегодня начинает завоевывать свое право

на существование педагогика старости (герогогика) и, наконец,

педагогика юности (юногогика).

 

Разделы педагогики

Философия образования – раздел педагогической науки, изу-

чающий роль философских учений для понимания сущности

образования, определяющий идеологию обучения и воспитания,

анализирующий основные концептуальные подходы к определе-

нию целей образования и путей их реализации.

Сравнительная педагогика, предметом изучения которой яв-

ляются педагогическая теория и практика зарубежных стран,


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

возможности использования зарубежного опыта в отечественной

педагогике.

Теория и методика воспитания — раздел педагогики, посвященный

теоретическим основам и организации воспитательного процесса

в структуре деятельности различных социальных институтов.

Дидактика — раздел, в котором рассматриваются общие ос-

новы обучения.

Школоведение (педагогический менеджмент) — раздел об ос-

новах управления и организации деятельности образовательных

учреждений.

 

Интеграция и дифференциация наук о человеке

Педагогика связана со всеми науками, которые изучают различ-

ные процессы, происходящие в человеке и с участием человека.

Несомненна связь с медициной, физиологией, биологией. Педа-

гогика, например, не может не учитывать данные физиологии

о нервной деятельности, о развитии и функционировании орга-

нов чувств, опорно-двигательного аппарата. Связь педагогики

с такими науками, как философия, социология, экономика, обус-

ловлена социальной адекватностью педагогических воздействий.

Так, например, взаимодействуя с социологией, педагогика учиты-

вает влияние социальной среды на человека и отношения между

людьми. Взаимосвязь с эстетикой предполагает решение задачи

формирования у учащихся эстетического отношения к действи-

тельности. Как наука об управлении педагогика связана с кибер-

нетикой — наукой, изучающей закономерности оптимального

управления сложными динамическими процессами.

То, что педагогика связана с другими науками, не требует ни

особых доказательств, ни специального рассмотрения. Важен

другой вопрос: каким образом осуществляются связи педагогики

с другими науками?

Довольно широк спектр мнений относительно форм взаимо-

связи. Приведем примеры некоторых из них:

 появление новых спецкурсов, обновляющих содержание

внутри одного или нескольких смежных предметов;

появление абсолютно новых предметов (курсов);

 наличие циклов (блоков) уроков, объединяющих материал

одного или ряда предметов с сохранением их независимого

существования;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

1. Педагогика в системе наук о человеке


 

 

9


 

 

 проведение разовых интегративных уроков разного уровня

и характера;

полное слияние учебного материала в едином курсе;

 слияние большей части учебного материала с выделением

специфических глав;

 построение автономных блоков с самостоятельными про-

граммами или разделами общей программы, самостоятель-

ными учебниками и методиками;

 использование содержания одной научной дисциплины при

изучении другой;

 объединение логически связанного содержания из несколь-

ких дисциплин;

 интеграция одной из дисциплин с другой, не изучавшейся

ранее в школе;

проведение интегрированных уроков;

 организация комплексных межпредметных внеклассных

мероприятий.

Можно выделить цели взаимосвязи педагогики с другими нау-

ками:

интеграция научного знания о человеке;

 интерпретация научных сведений с целью их изучения

школьниками;

 систематизация научных знаний для профессиональной

подготовки специалистов различных областей.

Интеграция – это не простое объединение частей в целое,

а система, движение и развитие которой ведет к количественным

и качественным сдвигам, а иногда даже дает начало новым сис-

темам с новыми качествами, которыми не обладают элементы

первоначальной системы, поэтому логично, что она должна иметь

различные уровни. Интеграция педагогики с другими науками

может осуществляться в следующем:

 установлении взаимосвязи между ранее относительно неза-

висимыми вещами, явлениями;

 установлении существенных взаимосвязей, изменяющих

функционирование интегрируемых явлений;

 проявлении качественно новых аспектов, характерных для

некоторой целостности.

При этом процесс интеграции происходит в рамках отдельных

наук посредством применения методов других наук. В одной оп-

ределенной дисциплине одновременно учитываются результаты


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

10


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

и методы исследования других научных дисциплин. В интеграции

научного познания на основе обобщения и абстрагирования ре-

зультаты исследований имеют огромное значение для частных

наук.

С нашей точки зрения, нельзя обойти вниманием вопрос взаи-

модействия процессов интеграции и дифференциации в научном

познании.

Педагогика не только использует знания других наук, но

и обогащает другие науки в процессе проведения пограничных

исследований, а также в процессе использования научных педа-

гогических фактов при объяснении социальных явлений, диаг-

ностике заболеваний и др.

Рассмотрим на примере педагогики юности, каким образом

на появление и развитие науки одновременно влияют процессы

интеграции и дифференциации.

Юногогика возникла в результате интеграции социологии

и педагогики. Объектом изучения социологии является мир

социальных отношений и действий людей, из которых склады-

ваются различные формы социальной организации — группы,

социальные институты, объединения людей1. Возникшая потреб-

ность помочь молодым людям в регулировании их отношений

с социумом потребовала специфических исследований. Таким

образом произошла интеграция социологии молодежи и соци-

альной педагогики, в результате чего выделилась новая отрасль

знаний — педагогика молодежной работы, название которой

«юногогика» все больше обретает право на существование.

 

 

2.  Юногогика – отрасль педагогики

1. Почему необходимо выделять в структуре педагогического

знания такую отрасль, как юногогика?

2. Каковы истоки возникновения юногогики как отрасли пе-

дагогического знания?

3. Педагогические идеи каких ученых стали основой юного-

гики?

 

Если в XIX в. педагогика была прежде всего наукой о воспи-

тании детей, то в ХХ в. границы ее исследований значительно

 

1 См.: Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

2. Юногогика – отрасль педагогики


 

 

11


расширились. Появился целый ряд отраслей науки, предметом

изучения которых стало обучение, воспитание, ресоциализация

и социально-педагогическая поддержка взрослых людей. Именно

в этот период особую остроту приобретает социальная потреб-

ность в специалистах различного профиля в сфере управления,

менеджмента, социальной работы с высоким уровнем профес-

сионализма и мастерства. Поэтому недостаточно обеспечивать

получение детьми общего образования: его необходимо рас-

сматривать и как профессионально-предстартовое обучение, т.е.

в контексте не только возрастного и образовательного развития,

но и социального и профессионального.

Более того, в связи с ростом продолжительности жизни в раз-

витых странах возник социальный заказ на реализацию трудовых

потребностей, ресурсов, профессионального и жизненного опыта

пожилых людей, чем и объясняется интерес к геронтологии, изу-

чающей постпрофессиональное развитие человека стареющего.

Таким образом, в последней трети XX в. оформился социаль-

ный заказ на изучение возможностей педагогического влияния

на человека на всех этапах его развития (включающего детство,

юность, зрелость, старость). В связи с наметившейся в последней

трети XX в. переориентацией обучения на непрерывное образо-

вание человека на всех возрастных ступенях (т.е. детства, юности,

зрелости, старости) в ряде публикаций была высказана мысль

о создании науки юногогики. Определяется юногогика как отрасль

педагогики, изучающая педагогическое влияние на человека

в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения

и формирования его социально ориентированного мышления,

а также обслуживающая процессы социализации и образования

юношей и девушек.

Конечно, неизбежно расхождение среди историков педаго-

гики в определении истоков и времени появления юногогики.

Но, вероятно, справедливо утверждение о том, что эта отрасль

педагогики возникла как педагогика комсомольской работы

в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия. В числе

людей, которые взялись за разработку сложных проблем педа-

гогики юности, были такие видные ученые, как И.П. Иванов,

Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, М.М. Ященко, А.В. Мудрик,

С.Е. Хозе, Б.З. Вульфов и др. Юногогика началась с разработки

этими учеными проблем педагогики и психологии комсомоль-

ской работы в школе. Впоследствии объектом внимания выше-

названных ученых и их последователей стали педагогические


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

12


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

основы организации комсомольской работы в профессиональном

училище, техникуме, вузе, а также организация воспитания мо-

лодых рабочих на производстве.

Большую роль в понимании сущности становления молодых

рабочих на производстве, роли наставничества в этом процессе

сыграли работы С.Я. Батышева.

Теоретической основой педагогических исследований стали

исследования психологов, изучающих проблемы психологии

юности, и прежде всего работы И.С. Кона.

И.П. Иванов разработал уникальную систему воспитания

старшеклассников, которую назвал коммунарской методикой.

Основой этой методики является идея развития индивидуальнос-

ти, творческой активности каждого молодого человека.

Важнейшее направление, изучавшее проблему социальной

активности старшеклассников, составляли исследования группы

ученых, разрабатывающих вопросы воспитательной деятель-

ности школьной комсомольской организации (М.М. Ященко,

Б.З. Вульфов, С.Е. Хозе и др.).

Целый ряд работ, подготовленных в лаборатории, возглавля-

емой М.М. Ященко, был посвящен воспитанию социальной ак-

тивности старшеклассников и определению роли комсомольской

организации в решении этой задачи. В этой лаборатории большое

внимание уделялось выявлению условий взаимодействия педаго-

гического коллектива и комсомольской организации школы.

Несмотря на явное доминирование задач, связанных с идео-

логическим воздействием на школьников, разработанные лабо-

раторией концептуальные подходы имеют и до сих пор общепе-

дагогическое значение.

Особое место воспитанию социальной активности старшекласс-

ников уделялось Б.З. Вульфовым. Он отмечал, что чем шире круг

действительно выполняемых старшеклассниками социальных

ролей, тем плотнее связи личности с обществом, тем активнее

раскрываются общественно ценные личностные качества, тем

легче, с наименьшими потерями и для него самого, и для обще-

ства происходит впоследствии социальная адаптация выпускника

школы в новых условиях самостоятельной жизни.

Для изучаемого периода, несомненно, был справедлив вывод

Б.З. Вульфова о том, что в комсомольском коллективе складыва-

ются наиболее универсальные, общие для широкого диапазона

социальных ролей умения и навыки. Это умения быть творцом


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

2. Юногогика – отрасль педагогики


 

 

13


 

 

и исполнителем, руководить и подчиняться, отстаивать свое мне-

ние и выслушивать аргументацию товарищей и многие другие.

Причем ни в одной другой общности, ни в какой иной социальной

роли эти умения не формируются, во-первых, столь целесообразно

(вне этих навыков невозможно само существование коллектива,

а тем более комсомольского); во-вторых (это главное), в соз-

нательной социально ценной деятельности, осуществляемой

с высокими идейно-нравственными побуждениями. Функции

общественного деятеля помогают в успешном выполнении дру-

гих социальных ролей, свойственных старшекласснику, и в то

же время создают фундамент для соответствующих проявлений

общественной активности в будущей самостоятельной жизни.

Отмечая роль коллектива в формировании социальной актив-

ности школьников, А.В.Мудрик считает, что коллектив старше-

классников «сообщает юношам и девушкам тот социальный опыт,

который соответствует основным общественным ценностям

и готовит их к жизни в этом обществе»1.

Выполнение социальной роли связано, во-первых, с наличием

для этого определенных условий, т.е. не только потребностей

коллектива, но и конкретных возможностей для их удовлетворе-

ния; во-вторых, с наличием у личности соответствующих умений

и навыков; в-третьих, с ее собственной активностью. Если пер-

вое условие не зависит от личности, то два последних — зависят

прежде всего от нее.

Особое внимание уделялось подготовке молодых людей к реа-

лизации различных социальных ролей. При этом отмечалось, что

социальная роль может реализовываться по-разному. Скажем, все

комсорги выполняют примерно одинаковые обязанности, но ка-

ждый из них отличается от других. Выполнение социальной роли

может отвечать сложившимся о ней представлениям, может выхо-

дить за рамки этих представлений (за счет инициативы личности,

ее творчества), а может и не достигать минимально необходимого

уровня в связи с отсутствием любого из только что названных

условий. Личность накладывает отпечаток на выполняемую ею

роль, придает ей неповторимо индивидуальный характер, причем

в тем большей мере, чем богаче сама личность.

Как писал в то время В.Д. Иванов, задачи школьных комсо-

мольских организаций должны быть осознаны комсомольцами

 

1 Мудрик А.В. Воспитание старшеклассников. — М., 1976.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

14


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

и конкретизированы для каждого коллектива. Чем точнее эти

задачи будут сформулированы, тем успешнее они будут решаться.

«Творческая атмосфера не может родиться при неопределенных

целях, обозначенных “вообще”. Необходимо выбрать “направ-

ление главного удара”, чтобы все дела были направлены в одну

точку. Для этого нужны определенная смелость и ответственность,

чтобы сказать себе: “Да, мы будем заниматься этой проблемой,

последовательно проведем ее через все стороны работы”. В про-

тивном случае в планах возникает калейдоскоп мероприятий,

которые вроде бы — каждое в отдельности — нужны, но, не объ-

единенные общим замыслом, “бьют мимо цели”»1.

В книге «Воспитательная деятельность школьной комсомоль-

ской организации» обобщались результаты многолетней работы

лаборатории, возглавляемой М.М. Ященко. Несмотря на то, что

в ней много внимания уделяется идеологическому воспитанию

старшеклассников, приводятся результаты исследований, ко-

торые носят общепедагогический характер, их ценность несо-

мненна и в настоящее время. Так, М.М. Ященко, рассматривая

воздействие сложных ситуаций на процесс становления личности

старшеклассника, впервые ставит вопрос о создании условий для

самостоятельного решения школьниками возникающих у них

проблем. Он пишет: «Сложной ситуации присущи две отчетливо

выраженные функции. Во-первых, она выступает как активное

средство изучения личности; во-вторых, сложная ситуация вы-

ступает как действенный фактор ее формирования»2.

Лабораторией под руководством М.М.Ященко был разработан

перечень примерных общественных поручений старшеклассни-

кам, использование которых в педагогической работе способст-

вовало воспитанию у них социальной активности.

Исследованием проблем школьной комсомольской организа-

ции занимались также ученые Высшей комсомольской школы

ЦК ВЛКСМ: В.В. Лебединский, А. В. Иващенко, С.В. Дармо-

дехин и др.

В учебном пособии для студентов педагогических институтов

«Теория и методика пионерской и комсомольской работы в шко-

ле» под редакцией В.В.Лебединского рассмотрены социально-

1 Иванов В.Д. Творческая атмосфера школьной комсомольской организа-

ции. — М., 1983. — С.21.

2 Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации/

Под ред. М.М. Ященко. — М.,1978. — С.88—89.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

2. Юногогика – отрасль педагогики


 

 

15


 

 

политические и психолого-педагогические основы деятельности

пионерской и комсомольской организаций, предложены формы

и методы работы со школьниками, направленные на воспитание

у них социальной активности.

Вступление в ряды ВЛКСМ и активная работа в комсомоле,

по мнению исследователей из ВКШ, влияли на качественное

изменение социальной роли, общественной позиции школьника.

Комсомол влиял на старшеклассника прежде всего путем фор-

мирования общественно-политического сознания школьников,

«придавая общественно ценную направленность всему процессу

самоопределения личности». В роли ученика школьник выполнял

все требования учителя, в роли комсомольца он имел право ак-

тивно вмешиваться в учебную деятельность свою и товарищей.

Взаимодействие ученической комсомольской организации со

школой и семьей в воспитании старших школьников называлось

в качестве существенного условия выработки у школьной молоде-

жи активной социальной ориентации и ответственной позиции.

Особый интерес для рассмотрения изучаемой проблемы имеет

анализ исследований ученых, которые проводились в рамках

созданной при Санкт-Петербургском педагогическом институте

им. А.И.Герцена лаборатории по проблеме общественной направ-

ленности личности.

Т.Н.Мальковской и ее учениками была разработана ориги-

нальная концепция воспитания социальной активности старших

школьников, о которой частично уже говорилось в предыдущем

параграфе.

В проведенном ею исследовании школа рассматривалась как

социальная система, в процессе функционирования которой фор-

мируется социальная позиция старшеклассников, а также были

выявлены условия, при которых общение выступает в качестве

фактора развития социальной активности старшеклассников.

Проводимый в 60 — 70-х годах эксперимент под руководством

Т.Н.Мальковской предполагал, во-первых, включение школьни-

ков в разработку и анализ проблем школьной жизни; во-вто-

рых, определение вместе с ними наиболее эффективных форм

и методов воспитательной работы; в-третьих, разработку форм

сотрудничества старшеклассников с учителями и различными

производственными коллективами вне школы. Основная идея

эксперимента заключалась в том, чтобы формировать у старше-

классников потребность быть полезными обществу.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

16


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

Проблема воспитания социальной активности школьни-

ков стала предметом изучения многих сотрудников кафедры

педагогики Педагогического института им. А.И. Герцена. Ее

в 60–70-х годах возглавляла Г.И. Щукина. Такие исследования

вели Т.К. Ахаян, П.И. Буцаев, Т.П. Иванченко, Ф.В. Зарянова,

М.Г. Казакина и др.

Большую роль в развитии психолого-педагогических подходов

к воспитанию социальной активности старшеклассников сыграла

научная школа, возглавлявшаяся Л.И. Уманским. Исследования

под его руководством были начаты в Курске в 60-х годах и про-

должены в Костроме в 70-х. Теоретико-прикладное значение

выполненных за этот период исследований состояло в том, что,

во-первых, с психологической точки зрения были обоснованы

классификация и уровень развития коллективов; во-вторых,

экспериментально выявлены основные условия эмоциональной,

нравственной, организационной совместимости, психологичес-

кой коммуникативности и интеграции на этой основе членов объ-

единений; в-третьих, аргументированы пути и условия развития

организаторских способностей школьников и, соответственно,

самодвижения коллектива.

Одновременно с этим в Курске проводилось исследование про-

цессов общественно-политической активности под руководством

Л.Ф. Спирина. Совместно с П.В. Конаныхиным он разрабаты-

вал теоретические основы воспитания социальной активности

школьников в процессе включения их в идейно-политическую

деятельность. Наряду с общими подходами к воспитанию об-

щественной активности школьников, разработанными в ходе

исследования, авторы предлагают конкретные формы работы,

позволяющие решить эту педагогическую задачу. Прежде всего

это активная социальная деятельность школьников, организация

политических клубов, дискуссий. При этом особое внимание

уделяется соотношению массовой и индивидуальной работы со

старшеклассниками.

В Чебоксарах свое исследование этой проблемы проводил

Ю.П. Сокольников, который рассматривал возможности воспи-

тания социальной активности в процессе организации трудовой

деятельности школьников. В Минске исследование изучаемой

проблемы проводилось Ж.Е. Завадской и Л.В. Шевченко. В своих

работах они делали акцент на воспитании такого важного ком-

понента активности, как ответственность.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

2. Юногогика – отрасль педагогики


 

 

17


 

 

В Ульяновске изучением формирования активной жизненной

позиции старшеклассников занимался В.И. Пирогов. Он считал,

что, участвуя в общественно-политической деятельности, в жизни

села, города, поселка, старшеклассники общаются повседневно

с самыми разными людьми. Выполняя ответственную работу,

они смотрят на окружающую действительность уже не со сто-

роны, а относят значительную часть недостатков и на свой счет.

Опытные воспитатели стремятся трансформировать юношеский

максимализм в подлинную принципиальность, критиканство —

в критичность и т.д., оберегают юношескую непосредственность,

огонек и задор, проявляя к старшим школьникам, где это необ-

ходимо, снисходительность и терпимость. В.И. Пирогов сделал

вывод, что «расширение диапазона фактически доступных и нор-

мативно обязательных для старшеклассника ролей, существенное

расширение сферы жизнедеятельности старшего школьника за

счет включения его в духовно-практическую работу — необходи-

мое условие интенсификации идейно-нравственного развития

современного старшеклассника: сам характер общественно-поли-

тической деятельности обязывает каждого из участвующих в ней

повседневно отвечать не только за собственный образ жизни, не

только за свои поступки, но и за судьбы коллектива, в конечном

счете — за судьбы общества»1.

Большую роль в развитии педагогики юности сыграли исследо-

вания Л.И. Новиковой и ее школы, в которых разработана теория

воспитательных систем. Вместе с ней эту теорию создавали А.Т. Ку-

ракин, А.В. Мудрик, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, В.А. Кара-

ковский, Н.А. Селиванова, В.Д. Семенов, А.А. Вайсбург и др.

Концепция воспитательной системы исходит из понимания

воспитания как целенаправленного процесса управления раз-

витием личности (Х.Й. Лиймитс). С позиции Л.И. Новиковой,

понятие «воспитательная система» является наиболее широким,

включающим в себя другие системы в качестве своих подсистем.

С одной стороны, воспитательная система — система психолого-

педагогическая, с другой — социально-педагогическая и влияет

на ребенка не только как педагогический фактор, но и как фактор

социальный2.

 

1 Пирогов В.И. Формирование активной жизненной позиции школьни-

ков. — М.,1981. — С. 56.

2 См.: Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М.,1988.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

18


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

В 1982 г. большая группа ученых и комсомольских работни-

ков разрабатывала программу формирования достойного по-

полнения рабочего класса и колхозного крестьянства, которая

была одобрена ХIХ съездом комсомола. Несмотря на вполне

определенную идеологическую направленность данной про-

граммы, в ней были изложены педагогические идеи, которые

стали основой многих технологий работы с молодежью и в со-

временный период.

Большое значение для развития педагогических основ рабо-

ты с молодежью имеют труды ученых, изучающих проблемы

учащихся профессиональных училищ и техникумов, студентов,

молодых рабочих. Это работы В.Н. Лисовского, С.Я. Батышева,

П.Н. Осипова, Т.М. Трегубовой, В.Ш. Масленниковой, Н.М. Та-

ланчука, Л.А. Воловича, А.А. Вайсбурга и др.

В конце 80-х годов ХХ в. были разработаны теория и методика

развития молодежного самоуправления, которые нашли отра-

жение в ряде книг автора этого пособия, вышедших в Москве

и Казани.

Таким образом, в конце ХХ в. возникли предпосылки для фор-

мирования новой отрасли педагогики, которую можно назвать

юногогикой.

Юногогика — это отрасль педагогики, которая изучает педаго-

гическое обеспечение социального развития молодого человека,

разрабатывает педагогические технологии и методики педагоги-

ческого влияния на молодых людей.

 

 

3. Объект, предмет, задачи, функции

юногогики

1. Каков объект изучения юногогики?

2. Что является предметом этой науки?

3. Каковы функции юногогики?

 

Объект юногогики

Под объектом  науки понимается реальность, воспринимаемая

через призму накопленных наукой знаний. Мнение об объекте

педагогики в научной и учебной литературе неоднозначно. Не-

сомненно, что педагогика изучает человека.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Объект, предмет, задачи, функции юногогики


 

 

19


 

 

К.Д. Ушинский подчеркивал, что педагогика относится к ши-

рокому кругу антропологических наук, изучающих человека. Он

писал, что во всех этих науках излагаются, сличаются и группиру-

ются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются

свойства предмета воспитания, т.е. человека 1.

Педагогика имеет свой объект познания и исследования: пере-

дача культуры, формирование культурного человека как особая

функция общества. При этом, несмотря на аспектное изучение че-

ловека различными науками, в том числе и педагогикой, человек

должен рассматриваться как целостность, в которой в единстве

сочетаются биологическое и социальное.

Изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой

собственный аспект. Он связан с деятельностью, направленной на

образование человека. Педагогическая наука рассматривает человека

как объект своего изучения. В то же время это изучение прежде всего

направлено на исследование педагогических явлений и фактов.

Таким образом, педагогика изучает человека в его развитии,




































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: