М. И. Рожков
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Process CyanProcess CyanProcess MagentaProcess MagentaProcess YellowProcess YellowProcess BlackProcess Black
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ
М.И. Рожков
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
ЮНОГОГИКА
Допущено Учебно-методическим объединением
по классическому университетскому образованию
к изданию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
«Организация работы с молодежью»
Москва
2008
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
УДК 37.013.42:[343.5/.378](07)
ББК 74.200.56я7+74.6я7
Р62
Рожков М.И.
Р62 Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Орга-
низация работы с молодежью» / М.И. Рожков. — М.: Гуманитар. изд.
центр ВЛАДОС, 2008. — 264 с. — (Учебное пособие для вузов).
|
|
ISBN 978-5-691-01457-4.
Агентство CIP РГБ.
Учебное пособие подготовлено в соответствии со стандартом выс шего профессио-
нального образования. В пособии обосновывается необходимость рассмотрения педа-
гогического обеспечения работы с молодежью как отрасли педагогического знания
«Педагогика юности» (Юногогика); определяются объект, предмет юногогики, ее
функции, принципы и основные направления социально-педагогической деятельности
в молодежной среде. Особое внимание уделяется проблеме формирования социальной
активности и социальной ответственности молодежи, обобщается передовой опыт,
предлагаются конкретные методики педагогического сопровождения молодежи.
Пособие адресовано студентам, преподавателям, а также тем, кто организует работу
с молодыми людьми на муниципальном, региональном и общероссийском уровнях.
УДК 37.013.42:[343.5/.378](07)
ББК 74.200.56я7+74.6я7
© Рожков М.И., 2008
© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008
© Оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр
ISBN 978-5-691-01457-4 ВЛАДОС», 2008
Учебное из да ние
Рожков Михаил Иосифович
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
ЮНОГОГИКА
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью»
Зав. ре дак ци ей В.А. Салахетдинова
Ре дак тор Н.А. Толмачева
Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников
Ху дож ник об лож ки А.Г. Проскуряков
Ком пь ю тер ная вер ст ка М.А. Гольдман
Кор рек тор Н.А. Лелекова
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
|
|
Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.009475.08.07 от 10.08.2007 г.
Сдано в набор 20.07.07. Подписано в печать 29.02.08. Формат 60×88/16. Печать офсетная.
Бумага газетная. Усл. печ. л. 16,17. Ти раж 15 000 экз. (1-й за вод 1–3 000 экз.).
Заказ №
Гу ма ни тар ный из да тель ский центр ВЛА ДОС.
119571, Мо с к ва, просп. Вер над ско го, 88,
Мо с ков ский пе да го ги че ский го су дар ст вен ный уни вер си тет.
Тел. 430-04-92, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.
E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru
ООО «Великолукская городская типография».
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12.
Тел./факс (811-53) 3-62-95. E-mail: zakaz@veltip.ru
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Введение
Время стремительно летит вперед. Незаметно для старшего по-
коления выросли молодые люди, с трудом представляющие себе
деятельность комсомола и пионерской организации. А их лидеры
считают открытием нового времени массовые акции, походы
имолодежные лагеря. При этом все больше растет потребность
в специалистах, которые могли бы профессионально работать
организаторами молодежной работы, важнейшей составляющей
которой является педагогическое обеспечение этой работы.
Необходимость подготовки таких специалистов была осознана
и на правительственном уровне. С 2004 г. в ряде вузов осущест-
вляется подготовка специалистов по работе с молодежью. До сих
пор не утихают споры о содержании и методике их подготовки.
Однако никто не отрицает, что важнейшей составляющей явля-
ется психолого-педагогическая подготовка.
Обоснование этой составляющей, а также систематизация пе-
дагогических знаний о работе с молодежью и являются главной
задачей этого пособия. Основу пособия составляет цикл лекций,
который читался по курсу «Педагогическое обеспечение работы
с молодежью» автором этой книги, а также тот многолетний
опыт организации подготовки молодежных лидеров, который
подвергся ретроспективному анализу.
Необходимо отметить, что в данной работе присутствует ав-
торский взгляд на проблему организации молодежной работы,
и прежде всего на проблему воспитания молодежи и развития
молодежного самоуправления.
В основу пособия легли многочисленные исследования, кото-
рые проводились при участии автора или под его руководством.
В работе использованы материалы исследований О.С. Щер-
бининой (гл. 2, разд. 6); Т.В. Макеевой, И.Р. Конжина (гл. 2,
разд. 9); О.А. Коряковцевой (гл. 2, разд. 12); А.Л. Уманского
(гл. 3, разд. 2).
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Глава 1
Введение в педагогику юности
Каждый в юности считает, что мир, собст-
венно, начался с него и все только для него
существует.
И.В. Гете
1. Педагогика в системе наук о человеке
1. Чем занимается педагогика?
2. Является ли она наукой?
3. Какие отрасли и разделы выделяются в педагогике?
4. С какими науками связана педагогика?
«Педагогика» — слово греческое. Оно состоит из двух частей:
ðá ò — «дитя» и áãù — «веду». Следовательно, буквальное зна-
чение слова «педагогика» — «вести детей». Сегодня педагогика
занимает значительно большее место в общественном сознании
и не ограничивается только влиянием взрослых на детей.
Если воспитание как особая общественная функция воз-
никло с зарождением человеческого общества, то педагоги-
ка в качестве науки оформилась значительно позднее. Так,
в России первые научные труды по педагогике появились
при Екате ри не II. Однако уже в начале второго тысячелетия
на Руси создается уникальный памятник педагогической
мысли «Поучение Владимира Мономаха». Педагогические
идеи во всех странах Европы развивались и под влиянием
хрис ти анства.
|
|
Любую деятельность, основу которой составляет творчество,
невозможно однозначно отнести к искусству или науке; даже
актеру или художнику требуются многие научные знания, чтобы
профессионально овладеть своим мастерством. Как искусство,
практическая педагогика неповторима и всегда идентифициру-
ется с конкретным человеком — педагогом или тем человеком,
который в силу своих профессиональных или общественных
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
1. Педагогика в системе наук о человеке
5
функций реализует педагогические задачи. Неповторимость,
индивидуальный стиль каждого субъекта педагогической деятель-
ности — главное условие ее успешности.
Чтобы ответить на вопрос, является ли педагогика наукой, вос-
пользуемся алгоритмическим методом доказательства. Для того
чтобы что-то доказать, нам требуются две операции: вычленение
и сличение; следовательно, чтобы доказать, что педагогика — это
наука, требуется вычленить признаки науки и признаки педаго-
гики, а потом их сличить.
В энциклопедическом словаре указаны следующие признаки
науки:
наука возникает из потребностей общества;
наука имеет свой предмет исследования;
у науки есть собственный категориальный аппарат;
у каждой науки имеются свои методы исследования;
всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему
достоверных и обобщенных знаний об объективных законах
развития природы.
Соотнесем названные признаки науки с признаками педаго-
гики (табл. 1).
Таблица 1