Рожков Михаил Иосифович

М. И. Рожков

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ


 


Process CyanProcess CyanProcess MagentaProcess MagentaProcess YellowProcess YellowProcess BlackProcess Black


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

 

 

М.И. Рожков

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

 





ЮНОГОГИКА

 

 

Допущено Учебно-методическим объединением

по классическому университетскому образованию

к изданию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

«Организация работы с молодежью»

 

Москва

 

 

2008


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

УДК 37.013.42:[343.5/.378](07)

ББК 74.200.56я7+74.6я7

Р62

 



Рожков М.И.

Р62   Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб.

пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Орга-

низация работы с молодежью» / М.И. Рожков. — М.: Гуманитар. изд.

центр ВЛАДОС, 2008. — 264 с. — (Учебное пособие для вузов).

ISBN 978-5-691-01457-4.

Агентство CIP РГБ.

Учебное пособие подготовлено в соответствии со стандартом выс шего профессио-

нального образования. В пособии обосновывается необходимость рассмотрения педа-

гогического обеспечения работы с молодежью как отрасли педагогического знания

«Педагогика юности» (Юногогика); определяются объект, предмет юногогики, ее

функции, принципы и основные направления социально-педагогической деятельности

в молодежной среде. Особое внимание уделяется проблеме формирования социальной

активности и социальной ответственности молодежи, обобщается передовой опыт,

предлагаются конкретные методики педагогического сопровождения молодежи.

Пособие адресовано студентам, преподавателям, а также тем, кто организует работу

с молодыми людьми на муниципальном, региональном и общероссийском уровнях.

УДК 37.013.42:[343.5/.378](07)

ББК 74.200.56я7+74.6я7

© Рожков М.И., 2008

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008

© Оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр

ISBN 978-5-691-01457-4      ВЛАДОС», 2008

 

Учебное   из да ние

Рожков Михаил Иосифович

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

ЮНОГОГИКА

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью»

Зав. ре дак ци ей В.А. Салахетдинова

Ре дак тор Н.А. Толмачева

Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников

Ху дож ник об лож ки А.Г. Проскуряков

Ком пь ю тер ная вер ст ка М.А. Гольдман

Кор рек тор Н.А. Лелекова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.009475.08.07 от 10.08.2007 г.

Сдано в набор 20.07.07. Подписано в печать 29.02.08. Формат 60×88/16. Печать офсетная.

Бумага газетная. Усл. печ. л. 16,17. Ти раж 15 000 экз. (1-й за вод 1–3 000 экз.).

Заказ №

Гу ма ни тар ный из да тель ский центр ВЛА ДОС.

119571, Мо с к ва, просп. Вер над ско го, 88,

Мо с ков ский пе да го ги че ский го су дар ст вен ный уни вер си тет.

Тел. 430-04-92, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru

ООО «Великолукская городская типография».

182100, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12.

Тел./факс (811-53) 3-62-95. E-mail: zakaz@veltip.ru


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

Введение

 

Время стремительно летит вперед. Незаметно для старшего по-

коления выросли молодые люди, с трудом представляющие себе

деятельность комсомола и пионерской организации. А их лидеры

считают открытием нового времени массовые акции, походы

имолодежные лагеря. При этом все больше растет потребность

в специалистах, которые могли бы профессионально работать

организаторами молодежной работы, важнейшей составляющей

которой является педагогическое обеспечение этой работы.

Необходимость подготовки таких специалистов была осознана

и на правительственном уровне. С 2004 г. в ряде вузов осущест-

вляется подготовка специалистов по работе с молодежью. До сих

пор не утихают споры о содержании и методике их подготовки.

Однако никто не отрицает, что важнейшей составляющей явля-

ется психолого-педагогическая подготовка.

Обоснование этой составляющей, а также систематизация пе-

дагогических знаний о работе с молодежью и являются главной

задачей этого пособия. Основу пособия составляет цикл лекций,

который читался по курсу «Педагогическое обеспечение работы

с молодежью» автором этой книги, а также тот многолетний

опыт организации подготовки молодежных лидеров, который

подвергся ретроспективному анализу.

Необходимо отметить, что в данной работе присутствует ав-

торский взгляд на проблему организации молодежной работы,

и прежде всего на проблему воспитания молодежи и развития

молодежного самоуправления.

В основу пособия легли многочисленные исследования, кото-

рые проводились при участии автора или под его руководством.

В работе использованы материалы исследований О.С. Щер-

бининой (гл. 2, разд. 6); Т.В. Макеевой, И.Р. Конжина (гл. 2,

разд. 9); О.А. Коряковцевой (гл. 2, разд. 12); А.Л. Уманского

(гл. 3, разд. 2).


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Глава 1

Введение в педагогику юности

 

Каждый в юности считает, что мир, собст-

венно, начался с него и все только для него

существует.

И.В. Гете

 

1.  Педагогика в системе наук о человеке

1. Чем занимается педагогика?

2. Является ли она наукой?

3. Какие отрасли и разделы выделяются в педагогике?

4. С какими науками связана педагогика?

 

 

«Педагогика» — слово греческое. Оно состоит из двух частей:

ðá ò — «дитя» и áãù — «веду». Следовательно, буквальное зна-

чение слова «педагогика» — «вести детей». Сегодня педагогика

занимает значительно большее место в общественном сознании

и не ограничивается только влиянием взрослых на детей.

Если воспитание как особая общественная функция воз-

никло с зарождением человеческого общества, то педагоги-

ка в качестве науки оформилась значительно позднее. Так,

в России первые научные труды по педагогике появились

при Екате ри не II. Однако уже в начале второго тысячелетия

на Руси создается уникальный памятник педагогической

мысли «Поучение Владимира Мономаха». Педагогические

идеи во всех странах Европы развивались и под влиянием

хрис ти анства.

Любую деятельность, основу которой составляет творчество,

невозможно однозначно отнести к искусству или науке; даже

актеру или художнику требуются многие научные знания, чтобы

профессионально овладеть своим мастерством. Как искусство,

практическая педагогика неповторима и всегда идентифициру-

ется с конкретным человеком — педагогом или тем человеком,

который в силу своих профессиональных или общественных


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

1. Педагогика в системе наук о человеке


 

 

5


 

 

функций реализует педагогические задачи. Неповторимость,

индивидуальный стиль каждого субъекта педагогической деятель-

ности — главное условие ее успешности.

Чтобы ответить на вопрос, является ли педагогика наукой, вос-

пользуемся алгоритмическим методом доказательства. Для того

чтобы что-то доказать, нам требуются две операции: вычленение

и сличение; следовательно, чтобы доказать, что педагогика — это

наука, требуется вычленить признаки науки и признаки педаго-

гики, а потом их сличить.

В энциклопедическом словаре указаны следующие признаки

науки:

наука возникает из потребностей общества;

наука имеет свой предмет исследования;

у науки есть собственный категориальный аппарат;

у каждой науки имеются свои методы исследования;

 всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему

достоверных и обобщенных знаний об объективных законах

развития природы.

Соотнесем названные признаки науки с признаками педаго-

гики (табл. 1).

Таблица 1










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: