Сущностная сфера
Методы воспитания Методы самовоспитания
Интеллектуальная
Эмоциональная
Мотивационная
Волевая
Саморегуляции
Убеждение
Внушение
Стимулирование
Требование
Коррекция
Самоубеждение
Самовнушение
Мотивация
Упражнение
Самокоррекция
Предметно-практичес- Воспитывающие ситу- Социальные пробы
кая
Экзистенциальная
ации
Метод дилемм
Рефлексия
Воспитательные системы и их развитие
Воспитательный процесс, представляющий собой динамическую
систему, направлен прежде всего на решение задачи социального
развития человека. Решение проблем современной школы свя-
зано с превращением ее из школы просто обучающей в школу
прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспи-
тательный процесс будет целостным, что на практике реализуется
через создание воспитательной системы.
А.С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассмат-
ривать отдельно взятым из системы; никакое средство вообще
не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рас-
сматривается отдельно от других средств, от целого комплекса
педагогических влияний.
Воспитательная система как педагогический феномен
изучается наукой с начала 70-х годов XX в. Сегодня создана
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
58
Глава 1. Введение в педагогику юности
целостная концепция воспитательной системы. Среди ее
авторов Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин,
Н.Л. Селиванова и др.
Воспитательная система образовательного учреждения вклю-
чает комплекс таких блоков, как воспитательные цели, субъекты
воспитания, отношения между участниками деятельности, ос-
военная среда и управленческая деятельность по обеспечению
жизнеспособности системы
Главный признак системы – ее упорядоченность, которая мо-
жет иметь различные основания: не только цели гуманистичес-
кого развития личности ребенка, но и соблюдение требований,
формальных правил, внешнего административного порядка и т. д.
Поэтому социально-педагогическая система может быть не всегда
гуманной по отношению к ребенку.
Воспитательная система школы — социально-педагогический
Объект, упорядоченный не только относительно собственно педаго-
Гических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и целей самого
Ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей






