Доминирующие методы воспитания и самовоспитания



Сущностная сфера



Методы воспитания Методы самовоспитания


Интеллектуальная

Эмоциональная

Мотивационная

Волевая

Саморегуляции


Убеждение

Внушение

Стимулирование

Требование

Коррекция


Самоубеждение

Самовнушение

Мотивация

Упражнение

Самокоррекция


Предметно-практичес- Воспитывающие ситу- Социальные пробы


кая

Экзистенциальная


ации

Метод дилемм


 

Рефлексия


 

Воспитательные системы и их развитие

Воспитательный процесс, представляющий собой динамическую

систему, направлен прежде всего на решение задачи социального

развития человека. Решение проблем современной школы свя-

зано с превращением ее из школы просто обучающей в школу

прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспи-

тательный процесс будет целостным, что на практике реализуется

через создание воспитательной системы.

А.С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассмат-

ривать отдельно взятым из системы; никакое средство вообще

не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рас-

сматривается отдельно от других средств, от целого комплекса

педагогических влияний.

Воспитательная система как педагогический феномен

изучается наукой с начала 70-х годов XX в. Сегодня создана


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

58


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

целостная концепция воспитательной системы. Среди ее

авторов Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин,

Н.Л. Селиванова и др.

Воспитательная система образовательного учреждения вклю-

чает комплекс таких блоков, как воспитательные цели, субъекты

воспитания, отношения между участниками деятельности, ос-

военная среда и управленческая деятельность по обеспечению

жизнеспособности системы

Главный признак системы – ее упорядоченность, которая мо-

жет иметь различные основания: не только цели гуманистичес-

кого развития личности ребенка, но и соблюдение требований,

формальных правил, внешнего административного порядка и т. д.

Поэтому социально-педагогическая система может быть не всегда

гуманной по отношению к ребенку.













Воспитательная система школы — социально-педагогический

Объект, упорядоченный не только относительно собственно педаго-

Гических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и целей самого

Ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей




double arrow
Сейчас читают про: