Педагогические явления путем создания новых условий, соответс-
твующих цели исследования. Эксперимент должен быть ответом
на какой-нибудь вопрос. Он должен быть направлен на проверку
гипотезы.
В ходе эксперимента сознательно изменяют характер ка-
кого-нибудь явления путем введения в него новых факторов.
Новый фактор, вводимый либо изменяемый экспериментато-
ром, называется экспериментальным фактором, или незави-
симой переменной эксперимента. Фактор, изменяющийся под
влиянием независимой переменной, называется зависимой
Переменной.
В педагогике встречаются в основном четыре вида экспери-
мента:
1) констатирующий – определяются исходные данные (началь-
ный уровень сформированности качества и т.п.), выявляются
причины исходного состояния;
2) формирующий (обучающий), при котором формирование
происходит с введением новых факторов (новые средства, при-
емы, формы, методы, технологии и пр.) и определяется эффек-
тивность (или применимость, оптимальность, доступность) их
|
|
применения;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
8. Методы педагогических исследований
69
3) контролирующий, с помощью которого через какой-то
промежуток времени определяется полученный уровень сфор-
мированности качества. В таких экспериментах под наблю-
дением находится лишь одна (экспериментальная) выборка
учащихся;
4) сравнительный, при котором сравниваются результаты экс-
перимента в контрольных и экспериментальных группах.
В педагогическом эксперименте особенно важно критически
оценивать различные дополнительные переменные. Эти перемен-
ные обусловлены уровнем обученности (развитости, воспитан-
ности) учащихся, профессиональной компетентностью учителя,
особенностями учебного процесса, особенностями диагности-
ческих методик.
План эксперимента должен включать:
гипотезу (ы);
цель и задачи эксперимента;
сведения об объеме (выборка, время, состав участников,
классы, курсы);
характеристику выборки;
перечень экспериментальных материалов;
описание методики проведения эксперимента;
характеристики всех переменных, могущих оказать влияние
на результаты эксперимента;
анализ методики обработки результатов;
описание методики интерпретации результатов экспери-
мента.
Необходимо помнить, что гипотеза эксперимента отличается
от гипотезы исследования; цели и задачи – тоже. Проведение
эксперимента включает в себя следующие этапы:
✓ выбор способа отбора экспериментальных групп (выделение
уровней, репрезентативность выборки), длительности экс-
|
|
перимента (от 0,5 до 2 лет);
✓ разработку экспериментальных материалов (уроков, методик,
диагностик, программ наблюдений, описаний эксперимен-
тальных методов, анкетиро вания, шкалирования и пр.);
✓ обработку результатов замеров и наблюдений;
✓ описание методики проведения эксперимента (его этапов,
целей и средств на этапах, учета условий, результатов эта-
пов, представления результатов в виде таблиц, графиков,
диаграмм, коммулят и пр.);
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
70
Глава 1. Введение в педагогику юности
✓ характеристику всех переменных (исход ное состояние,
качественные и количественные данные причины, точное
указание переменных);
✓ описание методики обработки результатов (методы матема-
тической статистики);
✓ методику интерпретации результатов (определяется пе-
дагогический эффект, выясняется, доказана ли гипотеза,
показывается перенос результатов исследования в другие
условия, возможность их повторения и доступность получае-
мых из эксперимента выводов и рекомендаций независимых
экспертов; дается теоретическое обоснование и объяснение
полученных изменений).
Условия применения методов исследования:
1) теоретические методы помогают сделать обоснование, а эм-
пирические – открытие;
2) эмпирические методы необходимо применять в комплексе,
так как ни один из них не дает полную объективную картину
педагогических явлений;
3) применение каждого метода должно сопровождаться опре-
делением цели, выборки, места и времени, определением валид-
ности применяемых диагностических методик;
4) нужно иметь представление о границах применимости ме-
тодов.
Таким образом, еще раз назовем методы исследования (табл. 4).
Таблица 4
Методы исследования
Теоретические
анализ
наблюдение
Эмпирические
синтез
сравнение
обобщение
абстрагирование
конкретизация
систематизация
формализация
Задание
педагогический эксперимент
методы педагогических измерений (шкалирование,
анкетирование, тестирование, собеседование)
анализ результатов деятельности молодых людей
анализ и обобщение передового педагогического
опыта
Разработайте анкету, которую можно использовать для выявления:
1) отношения молодежи к учебной деятельности;
2) жизненных целей молодежи.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
8. Методы педагогических исследований
Рекомендуемая литература
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб., 2001.
71
Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации /
Под ред. М.М. Ященко. — М.,1978.
Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодейс-
твие. — М., 1981.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-
фию. — М., 1995.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальнос-
ти. — Калининград, 2000.
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. — М., 2003.
Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психоло-
гии. — М., 2000.
Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического
исследования. – М., 1995.
Иванов В.Д. Творческая атмосфера школьной комсомольской органи-
зации. — М., 1983.
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М., 1989.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. — М., 2003.
Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. – М.,
2004.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2005.
Мудрик А.В. Воспитание старшеклассников. — М., 1976.
Новиков А.М. Методология образования. — М., 2002.
|
|
Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М., 1988.
Педагогика.: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М.,
1998.
Педагогика.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. 2-е
изд. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. — М.,
2004.
Социология молодежи / Под. ред. В.Н. Кузнецова. — М., 2005.
Хозе С.Е. Педагогический коллектив и комсомольская организация
школы. — М., 1976.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Глава 2
Социально педагогическая деятельность
организатора работы с молодежью
Долина жизни вся перед тобой —
Прекрасно жить, когда тебе семнадцать.
А с тем, что мир сегодня только твой,
То с этим все обязаны считаться!
Н. Рожков
1. Социально педагогическая
деятельность: содержание,
структура, функции
1. Что такое социально-педагогическая деятельность?
2. Кто реализует роль субъекта социально-педагогической
деятельности с молодежью?
3. Каково содержание этой деятельности?
4. Каковы компоненты социально-педагогической деятель-
ности с молодежью?
В научной литературе термин «деятельность» имеет весьма широ-
кое распространение. В философии этим термином обозначают
инструмент изучения общественной жизни в целом, отдельных ее
форм, исторического процесса. Под деятельностью понимается
активность субъекта, направленная на изменение мира, на про-
изводство или создание определенного продукта материальной
или духовной культуры.
Деятельность порождается встречей потребности с сопротив-
лением, препятствием. Предметность деятельности и заклю-
чается в предметном характере сопротивления, оказываемого
субъекту средой, миром предметов, в котором ему приходится
действовать. Но человек живет и действует не только в мире
предметов, но и в социальной среде. К предметному сопротив-
лению удовлетворения потребностей добавляется социальное
сопротивление в виде норм, правил, запретов и т.д. Следова-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
|
|
1. Социально педагогическая деятельность: содержание,
структура, функции
73
тельно, человеческая деятельность столь же социальна, сколь
и предметна.
Социально-педагогическая деятельность по сути является
добродетельной по отношению к себе и другим. Рассматривая
социально-педагогическую деятельность как разновидность
педагогической деятельности, можно определить ее специфику.
В структуру социально-педагогической деятельности входят:
1) социально-педагогические цели и задачи (при этом в каждой
ситуации субъект социально-педагогической деятельности имеет
дело с иерархией целей и задач);
2) подготовительная работа;
3) социально-педагогические средства и способы решения
поставленных задач;
4) анализ и оценка социально-педагогического влияния.
Какова же цель социально-педагогической деятельности? Учи-
тывая многообразие этой деятельности и ситуативный характер
решаемых субъектом деятельности социально-педагогических
задач, чрезвычайно трудно сформулировать общую единую цель
социально-педагогической деятельности.
Но есть инвариантные компоненты, которые присутствуют в
любой цели социально-педагогической деятельности.И.А. Лип-
ский считает, что целью практической социально-педагоги-
ческой деятельности является гармонизация взаимодействия
(отношений) личности и социума для сохранения, восстанов-
ления, поддержания, развития социальной активности данного
человека1.
Не опровергая позицию И.А. Липского, можно считать, что
цель социально-педагогической деятельности надо трактовать
шире, исходя из понимания сущности социализации, сформули-
рованной Р.Х. Шакуровым, рассматривающим ее как получение
доступа к социальным ценностям.
Исходя из предмета социальной педагогики, рассматриваю-
щего регулирование отношений человека и социальной среды
с целью его социального развития, можно считать цель социаль-
но-педагогической деятельности как продуктивное содействие
человеку в получении им доступа к социальным ценностям,
удовлетворяющим его потребности.
1 См.: Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ:
Учеб. пособие. — М., 2004.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
74
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
Такое содействие отражает суть социального воспитания чело-
века, направленного на формирование социальности как инте-
гративного качества личности в процессе планомерного создания
условий для его относительно целенаправленного саморазвития
как субъекта социальных отношений.
Именно такое рассмотрение цели социально-педагогической
деятельности базируется на субъектно-субъектном подходе,
предполагающем активную позицию самого объекта социально-
педагогического влияния.
Кто же является субъектами социально-педагогической де-
ятельности с молодежью?
Этот вопрос достаточно сложен. Прежде всего, исходя из
понимания активной позиции самого человека в системе соци-
альных отношений, мы можем говорить о том, что субъектом
регулирования этих отношений является сам человек. Однако,
когда мы говорим о целенаправленной социально-педагогичес-
кой деятельности, предполагающей влияние одного человека на
другого, мы выделяем несколько групп таких субъектов.
Прежде всего субъектами социально-педагогической професси-
ональной деятельности являются две группы профессионалов.
К первой группе необходимо отнести в первую очередь органи-
заторов работы с молодежью, социальных педагогов, для которых
социально-педагогическая деятельность является основной.
Ко второй группе необходимо отнести тех специалистов, для
которых решение социально-педагогических задач входит в круг
основных профессиональных обязанностей. Это социальные
работники, психологи, классные руководители, воспитатели,
менеджеры социальной сферы, служители церкви и др.
Реализация социально-педагогических задач занимает важное
место и в жизни тех, кто их постоянно реализует на непрофес-
сиональной основе: родителей и родственников ребенка, руко-
водителей и членов общественных объединений и организаций,
волонтеров.
Как бы ни осуществлялась социально-педагогическая деятель-
ность, на какой бы — профессиональной или на непрофессио-
нальной – основе ни строилась ее психологическая система, ее
содержание и структура являются общими для всех реализующих
ее субъектов.
Каковы компоненты социально-педагогической деятельности,
отражающиеся в задачах и путях их реализации?
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
1. Социально педагогическая деятельность: содержание,
структура, функции
75
Первым таким компонентом является социально-педагоги-
ческое сопровождение. Оно предполагает поддержку молодого
человека в построении им социальных отношений, оказание ему
помощи в решении личностных проблем и преодолении трудно-
стей социализации.
У ребенка, у молодого человека, да и у взрослого человека часто
возникает много трудностей, проблем, которые связаны с отно-
шениями с людьми, с социальными институтами, со школой, с се-
мьей. Эти проблемы требуют, несомненно, того, чтобы человек
сам их решал, а не за него решали. Но при этом нужна поддержка.
Другими словами, необходимо сопровождение в решении этих
проблем, поэтому одной из важнейших задач является обеспече-
ние именно социально-педагогического сопровождения, которое
помогает ребенку решить проблемы регулирования отношений
с окружающей социальной средой.
«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, — это значит
«следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь
или идя за кем-то». Сегодня слово «сопровождение» является
многозначным. Говорят о музыкальном сопровождении, о сопро-
вождении летательных аппаратов, о сопровождении каких-либо
технологических процессов. В психологии и педагогике слово
сопровождение также толкуется неоднозначно.
В психолого-педагогическом смысле сопровождение чаще
всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание
условий для принятия субъектом оптимальных решений в различ-
ных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это всегда
взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Социально-педагогическое сопровождение имеет свою специ-
фику и прежде всего направлено на поддержку молодого человека
в построении им своих социальных отношений, на его обучение
новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление
трудностей социализации.
Социально-педагогическое сопровождение, несомненно,
реализуя имманентные (специфические) для данного процесса
цели, выступает в качестве воспитывающего фактора. Социальное
воспитание и социально-педагогическое сопровождение диа-
лектично связаны между собой. Если социально-педагогическое
сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то вос-
питание является целевой функцией социально-педагогического
сопровождения.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
76
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
Вторым компонентом является педагогическая поддержка. Ее
предметом, по мнению О.С.Газмана, является процесс совме-
стного определения с человеком его собственных интересов,
целей, возможностей и путей преодоления препятствий (про-
блем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство
и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении,
самовоспитании, общении, образе жизни1.
Необходимо именно поддержать молодого человека в поиске
решения возникшей у него личностной проблемы, а не решать
эту проблему за него. Педагогическая поддержка предполагает
опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка
и веру педагога в эти возможности.
Осуществляя педагогическую поддержку, организаторы вы-
являют личностную проблему молодого человека, проводят
совместно с ним поиск вариантов ее решения и анализ послед-
ствий этого решения на основе имеющегося у молодых людей
социального опыта.
Педагогическая поддержка пересекается с другим компонен-
том — социально-педагогической помощью, предполагающей
реальное содействие молодому человеку в преодолении возни-
кающих у него трудностей. Это могут быть трудности в разре-
шении конфликтной ситуации со сверстниками и взрослыми,
затруднения при выполнении ребенком возлагаемых на него
обязанностей, трудности достижения цели и т.п.
Социально-педагогическая помощь предполагает выявление
потребности юношей и девушек в социально-педагогической
помощи; определение меры этой помощи (степени вмешательст-
ва); реализацию помощи через действия ребенка организатором
работы с молодежью. Помощь может быть предложена (именно
предложена, а не навязана) в различных формах: консультации,
привлечение определенных лиц для оказания помощи детям,
совместная деятельность с объектом помощи.
Несмотря на то, что социально-педагогическая деятельность
распространяется на различные возрастные группы людей и в ряде
случаев пересекается с педагогикой перевоспитания или андрого-
гикой, основной акцент в социально-педагогической деятельности
делается на работе с детьми. Это соответствует педагогической
1 См: Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилиза-
цию XXI века // Новые ценности образования. — Вып. № 6. — М., 1996.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
1. Социально педагогическая деятельность: содержание,
структура, функции
77
деятельности вообще, которая все-таки в большей степени уделяет
внимание детству. Но в этом случае не исключаются социальное
обучение, социальное воспитание и социальное педагогическое
сопровождение людей и более старших возрастов.
Пути решения социально-педагогических задач субъектами со-
циально-педагогической деятельности раскрываются в функциях,
которые представляют собой комплекс действий, их реализация
обеспечивает достижение указанной выше цели и задач.
Можно выделить две группы функций: инвариантные (реа-
лизация которых присуща всем задачам, решаемым в процессе
социально-педагогической деятельности) и вариативные (которые
используются для решения конкретной задачи).
Инвариантные функции могут быть целевыми и инструмен-
тальными.
Целевые функции могут быть трех видов.
Первая целевая функция формирования социальной компе-
тентности молодого человека осуществляется через его социальное
обучение.
Что такое социальная грамотность? Человек, приходящий
в человеческое общество, должен знать прежде всего нормы об-
щества, те правила, по которым живут люди. И не только правила,
но и те законы, которые он должен выполнять как гражданин.
Вторая целевая функция — создание условий для социального
самоопределения, т. е. для выбора личностью своей социальной
роли и социальной позиции в системе социальных отношений
на основе осмысления своих жизненных целей, предполагающих
включение личности в эту систему социальных отношений.
Самоопределение является центральным механизмом становле-
ния зрелой личности, состоящим в осознанном выборе человеком
своего места в многообразных социальных отношениях.
Проявление потребности в самоопределении свидетельствует
о достижении личностью довольно высокого уровня развития,
для которого характерно стремление иметь собственную позицию
в структуре различных связей между людьми.
Третья целевая функция – содействие в преодолении трудностей
социализации, возникающих на фоне проблемных отношений
с окружающей социальной средой, – реализуется через социаль-
но-педагогическое сопровождение.
Основными направлениями реализации данной функции
являются:
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
78
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
Адаптация человека к новым для него жизненным ситуациям.
Например, переезд в другой город, приход в семью нового
человека, участие в неизвестном ранее событии и т.п. Эта
составляющая социально-педагогического сопровождения
способствует адекватному социальному выбору ребенком
своей позиции в новых, ранее неизвестных ему условиях.
Адекватной адаптации молодого человека способствуют
совместный с ним анализ новой ситуации, определение его
отношения к ней, поиск вместе с ним способов поведения.
Коррекция ценностей молодых людей, существенно влияю-
щих на их поступки и поведение. Прежде всего речь идет
о молодых людях, склонных к девиантному и деликвентно-
му поведению. В этом случае педагоги призваны на основе
реализации всех вышеназванных функций скорректировать
отношение молодого человека к окружающему миру, изме-
нить стереотипные для него нормы поведения, сделать его
поступки более осмысленными и самостоятельными.
Преодоление личностных кризисов в жизни молодых людей,
связанных с неадекватной оценкой возникающей ситуации,
определяемой важным для их жизни событием и отношени-
ями между людьми.
Помимо перечисленных выше функций необходимо выделить
инвариантные инструментальные функции. К ним относятся ин-