Исследования, при котором происходит активное воздействие на

Педагогические явления путем создания новых условий, соответс-

твующих цели исследования. Эксперимент должен быть ответом

на какой-нибудь вопрос. Он должен быть направлен на проверку

гипотезы.

В ходе эксперимента сознательно изменяют характер ка-

кого-нибудь явления путем введения в него новых факторов.

Новый фактор, вводимый либо изменяемый экспериментато-

ром, называется экспериментальным фактором, или незави-

симой переменной эксперимента. Фактор, изменяющийся под

влиянием независимой переменной, называется зависимой

Переменной.

В педагогике встречаются в основном четыре вида экспери-

мента:

1) констатирующий – определяются исходные данные (началь-

ный уровень сформированности качества и т.п.), выявляются

причины исходного состояния;

2) формирующий (обучающий), при котором формирование

происходит с введением новых факторов (новые средства, при-

емы, формы, методы, технологии и пр.) и определяется эффек-

тивность (или применимость, оптимальность, доступность) их

применения;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Методы педагогических исследований


 

 

69


 

 

3) контролирующий, с помощью которого через какой-то

промежуток времени определяется полученный уровень сфор-

мированности качества. В таких экспериментах под наблю-

дением находится лишь одна (экспериментальная) выборка

учащихся;

4) сравнительный, при котором сравниваются результаты экс-

перимента в контрольных и экспериментальных группах.

В педагогическом эксперименте особенно важно критически

оценивать различные дополнительные переменные. Эти перемен-

ные обусловлены уровнем обученности (развитости, воспитан-

ности) учащихся, профессиональной компетентностью учителя,

особенностями учебного процесса, особенностями диагности-

ческих методик.

План эксперимента должен включать:

 гипотезу (ы);

 цель и задачи эксперимента;

 сведения об объеме (выборка, время, состав участников,

классы, курсы);

 характеристику выборки;

 перечень экспериментальных материалов;

 описание методики проведения эксперимента;

 характеристики всех переменных, могущих оказать влияние

на результаты эксперимента;

 анализ методики обработки результатов;

 описание методики интерпретации результатов экспери-

мента.

Необходимо помнить, что гипотеза эксперимента отличается

от гипотезы исследования; цели и задачи – тоже. Проведение

эксперимента включает в себя следующие этапы:

✓ выбор способа отбора экспериментальных групп (выделение

уровней, репрезентативность выборки), длительности экс-

перимента (от 0,5 до 2 лет);

✓ разработку экспериментальных материалов (уроков, методик,

диагностик, программ наблюдений, описаний эксперимен-

тальных методов, анкетиро вания, шкалирования и пр.);

✓ обработку результатов замеров и наблюдений;

✓ описание методики проведения эксперимента (его этапов,

целей и средств на этапах, учета условий, результатов эта-

пов, представления результатов в виде таблиц, графиков,

диаграмм, коммулят и пр.);


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

70


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


✓ характеристику всех переменных (исход ное состояние,

качественные и количественные данные причины, точное

указание переменных);

✓ описание методики обработки результатов (методы матема-

тической статистики);

✓ методику интерпретации результатов (определяется пе-

дагогический эффект, выясняется, доказана ли гипотеза,

показывается перенос результатов исследования в другие

условия, возможность их повторения и доступность получае-

мых из эксперимента выводов и рекомендаций независимых

экспертов; дается теоретическое обоснование и объяснение

полученных изменений).

Условия применения методов исследования:

1) теоретические методы помогают сделать обоснование, а эм-

пирические – открытие;

2) эмпирические методы необходимо применять в комплексе,

так как ни один из них не дает полную объективную картину

педагогических явлений;

3) применение каждого метода должно сопровождаться опре-

делением цели, выборки, места и времени, определением валид-

ности применяемых диагностических методик;

4) нужно иметь представление о границах применимости ме-

тодов.

Таким образом, еще раз назовем методы исследования (табл. 4).

Таблица 4









Методы исследования



Теоретические

анализ


 

 

наблюдение




Эмпирические


синтез

сравнение

обобщение

абстрагирование

конкретизация

систематизация

формализация

 

Задание


педагогический эксперимент

 методы педагогических измерений (шкалирование,

анкетирование, тестирование, собеседование)

 анализ результатов деятельности молодых людей

 анализ и обобщение передового педагогического

опыта


Разработайте анкету, которую можно использовать для выявления:

1) отношения молодежи к учебной деятельности;

2) жизненных целей молодежи.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Методы педагогических исследований

 

Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб., 2001.


 

 

71


Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации /

Под ред. М.М. Ященко. — М.,1978.

Вульфов Б.З., Семенов В.Д.  Школа и социальная среда: взаимодейс-

твие. — М., 1981.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-

фию. — М., 1995.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальнос-

ти. — Калининград, 2000.

Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. — М., 2003.

Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психоло-

гии. — М., 2000.

Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического

исследования. – М., 1995.

Иванов В.Д. Творческая атмосфера школьной комсомольской органи-

зации. — М., 1983.

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М., 1989.

Краевский В.В. Общие основы педагогики. — М., 2003.

Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. – М.,

2004.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2005.

Мудрик А.В. Воспитание старшеклассников. — М., 1976.

Новиков А.М. Методология образования. — М., 2002.

Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М., 1988.

Педагогика.: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М.,

1998.

Педагогика.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. 2-е

изд. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. — М.,

2004.

Социология молодежи / Под. ред. В.Н. Кузнецова. — М., 2005.

Хозе С.Е. Педагогический коллектив и комсомольская организация

школы. — М., 1976.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Глава 2

Социально педагогическая деятельность

организатора работы с молодежью

 

Долина жизни вся перед тобой —

Прекрасно жить, когда тебе семнадцать.

А с тем, что мир сегодня только твой,

То с этим все обязаны считаться!

Н. Рожков

 

1. Социально педагогическая

деятельность: содержание,

структура, функции

1. Что такое социально-педагогическая деятельность?

2. Кто реализует роль субъекта социально-педагогической

деятельности с молодежью?

3. Каково содержание этой деятельности?

4. Каковы компоненты социально-педагогической деятель-

ности с молодежью?

 

В научной литературе термин «деятельность» имеет весьма широ-

кое распространение. В философии этим термином обозначают

инструмент изучения общественной жизни в целом, отдельных ее

форм, исторического процесса. Под деятельностью понимается

активность субъекта, направленная на изменение мира, на про-

изводство или создание определенного продукта материальной

или духовной культуры.

Деятельность порождается встречей потребности с сопротив-

лением, препятствием. Предметность деятельности и заклю-

чается в предметном характере сопротивления, оказываемого

субъекту средой, миром предметов, в котором ему приходится

действовать. Но человек живет и действует не только в мире

предметов, но и в социальной среде. К предметному сопротив-

лению удовлетворения потребностей добавляется социальное

сопротивление в виде норм, правил, запретов и т.д. Следова-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

1. Социально педагогическая деятельность: содержание,

структура, функции


 

 

73


 

тельно, человеческая деятельность столь же социальна, сколь

и предметна.

Социально-педагогическая деятельность по сути является

добродетельной по отношению к себе и другим. Рассматривая

социально-педагогическую деятельность как разновидность

педагогической деятельности, можно определить ее специфику.

В структуру социально-педагогической деятельности входят:

1) социально-педагогические цели и задачи (при этом в каждой

ситуации субъект социально-педагогической деятельности имеет

дело с иерархией целей и задач);

2) подготовительная работа;

3) социально-педагогические средства и способы решения

поставленных задач;

4) анализ и оценка социально-педагогического влияния.

Какова же цель социально-педагогической деятельности? Учи-

тывая многообразие этой деятельности и ситуативный характер

решаемых субъектом деятельности социально-педагогических

задач, чрезвычайно трудно сформулировать общую единую цель

социально-педагогической деятельности.

Но есть инвариантные компоненты, которые присутствуют в

любой цели социально-педагогической деятельности.И.А. Лип-

ский считает, что целью практической социально-педагоги-

ческой деятельности является гармонизация взаимодействия

(отношений) личности и социума для сохранения, восстанов-

ления, поддержания, развития социальной активности данного

человека1.

Не опровергая позицию И.А. Липского, можно считать, что

цель социально-педагогической деятельности надо трактовать

шире, исходя из понимания сущности социализации, сформули-

рованной Р.Х. Шакуровым, рассматривающим ее как получение

доступа к социальным ценностям.

Исходя из предмета социальной педагогики, рассматриваю-

щего регулирование отношений человека и социальной среды

с целью его социального развития, можно считать цель социаль-

но-педагогической деятельности как продуктивное содействие

человеку в получении им доступа к социальным ценностям,

удовлетворяющим его потребности.

 

1 См.: Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ:

Учеб. пособие. — М., 2004.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

74


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

Такое содействие отражает суть социального воспитания чело-

века, направленного на формирование социальности как инте-

гративного качества личности в процессе планомерного создания

условий для его относительно целенаправленного саморазвития

как субъекта социальных отношений.

Именно такое рассмотрение цели социально-педагогической

деятельности базируется на субъектно-субъектном подходе,

предполагающем активную позицию самого объекта социально-

педагогического влияния.

Кто же является субъектами социально-педагогической де-

ятельности с молодежью?

Этот вопрос достаточно сложен. Прежде всего, исходя из

понимания активной позиции самого человека в системе соци-

альных отношений, мы можем говорить о том, что субъектом

регулирования этих отношений является сам человек. Однако,

когда мы говорим о целенаправленной социально-педагогичес-

кой деятельности, предполагающей влияние одного человека на

другого, мы выделяем несколько групп таких субъектов.

Прежде всего субъектами социально-педагогической професси-

ональной деятельности являются две группы профессионалов.

К первой группе необходимо отнести в первую очередь органи-

заторов работы с молодежью, социальных педагогов, для которых

социально-педагогическая деятельность является основной.

Ко второй группе необходимо отнести тех специалистов, для

которых решение социально-педагогических задач входит в круг

основных профессиональных обязанностей. Это социальные

работники, психологи, классные руководители, воспитатели,

менеджеры социальной сферы, служители церкви и др.

Реализация социально-педагогических задач занимает важное

место и в жизни тех, кто их постоянно реализует на непрофес-

сиональной основе: родителей и родственников ребенка, руко-

водителей и членов общественных объединений и организаций,

волонтеров.

Как бы ни осуществлялась социально-педагогическая деятель-

ность, на какой бы — профессиональной или на непрофессио-

нальной – основе ни строилась ее психологическая система, ее

содержание и структура являются общими для всех реализующих

ее субъектов.

Каковы компоненты социально-педагогической деятельности,

отражающиеся в задачах и путях их реализации?


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

1. Социально педагогическая деятельность: содержание,

структура, функции


 

 

75


 

Первым таким компонентом является социально-педагоги-

ческое сопровождение. Оно предполагает поддержку молодого

человека в построении им социальных отношений, оказание ему

помощи в решении личностных проблем и преодолении трудно-

стей социализации.

У ребенка, у молодого человека, да и у взрослого человека часто

возникает много трудностей, проблем, которые связаны с отно-

шениями с людьми, с социальными институтами, со школой, с се-

мьей. Эти проблемы требуют, несомненно, того, чтобы человек

сам их решал, а не за него решали. Но при этом нужна поддержка.

Другими словами, необходимо сопровождение в решении этих

проблем, поэтому одной из важнейших задач является обеспече-

ние именно социально-педагогического сопровождения, которое

помогает ребенку решить проблемы регулирования отношений

с окружающей социальной средой.

«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, это значит

«следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь

или идя за кем-то». Сегодня слово «сопровождение» является

многозначным. Говорят о музыкальном сопровождении, о сопро-

вождении летательных аппаратов, о сопровождении каких-либо

технологических процессов. В психологии и педагогике слово

сопровождение также толкуется неоднозначно.

В психолого-педагогическом смысле сопровождение чаще

всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание

условий для принятия субъектом оптимальных решений в различ-

ных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это всегда

взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Социально-педагогическое сопровождение имеет свою специ-

фику и прежде всего направлено на поддержку молодого человека

в построении им своих социальных отношений, на его обучение

новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление

трудностей социализации.

Социально-педагогическое сопровождение, несомненно,

реализуя имманентные (специфические) для данного процесса

цели, выступает в качестве воспитывающего фактора. Социальное

воспитание и социально-педагогическое сопровождение диа-

лектично связаны между собой. Если социально-педагогическое

сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то вос-

питание является целевой функцией социально-педагогического

сопровождения.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

76


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

Вторым компонентом является педагогическая поддержка. Ее

предметом, по мнению О.С.Газмана, является процесс совме-

стного определения с человеком его собственных интересов,

целей, возможностей и путей преодоления препятствий (про-

блем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство

и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении,

самовоспитании, общении, образе жизни1.

Необходимо именно поддержать молодого человека в поиске

решения возникшей у него личностной проблемы, а не решать

эту проблему за него. Педагогическая поддержка предполагает

опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка

и веру педагога в эти возможности.

Осуществляя педагогическую поддержку, организаторы вы-

являют личностную проблему молодого человека, проводят

совместно с ним поиск вариантов ее решения и анализ послед-

ствий этого решения на основе имеющегося у молодых людей

социального опыта.

Педагогическая поддержка пересекается с другим компонен-

том — социально-педагогической помощью, предполагающей

реальное содействие молодому человеку в преодолении возни-

кающих у него трудностей. Это могут быть трудности в разре-

шении конфликтной ситуации со сверстниками и взрослыми,

затруднения при выполнении ребенком возлагаемых на него

обязанностей, трудности достижения цели и т.п.

Социально-педагогическая помощь предполагает выявление

потребности юношей и девушек в социально-педагогической

помощи; определение меры этой помощи (степени вмешательст-

ва); реализацию помощи через действия ребенка организатором

работы с молодежью. Помощь может быть предложена (именно

предложена, а не навязана) в различных формах: консультации,

привлечение определенных лиц для оказания помощи детям,

совместная деятельность с объектом помощи.

Несмотря на то, что социально-педагогическая деятельность

распространяется на различные возрастные группы людей и в ряде

случаев пересекается с педагогикой перевоспитания или андрого-

гикой, основной акцент в социально-педагогической деятельности

делается на работе с детьми. Это соответствует педагогической

 

1 См: Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилиза-

цию XXI века // Новые ценности образования. — Вып. № 6. — М., 1996.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

1. Социально педагогическая деятельность: содержание,

структура, функции


 

 

77


 

деятельности вообще, которая все-таки в большей степени уделяет

внимание детству. Но в этом случае не исключаются социальное

обучение, социальное воспитание и социальное педагогическое

сопровождение людей и более старших возрастов.

Пути решения социально-педагогических задач субъектами со-

циально-педагогической деятельности раскрываются в функциях,

которые представляют собой комплекс действий, их реализация

обеспечивает достижение указанной выше цели и задач.

Можно выделить две группы функций: инвариантные (реа-

лизация которых присуща всем задачам, решаемым в процессе

социально-педагогической деятельности) и вариативные (которые

используются для решения конкретной задачи).

Инвариантные функции могут быть целевыми и инструмен-

тальными.

Целевые функции могут быть трех видов.

Первая целевая функция формирования социальной компе-

тентности молодого человека осуществляется через его социальное

обучение.

Что такое социальная грамотность? Человек, приходящий

в человеческое общество, должен знать прежде всего нормы об-

щества, те правила, по которым живут люди. И не только правила,

но и те законы, которые он должен выполнять как гражданин.

Вторая целевая функция — создание условий для социального

самоопределения, т. е. для выбора личностью своей социальной

роли и социальной позиции в системе социальных отношений

на основе осмысления своих жизненных целей, предполагающих

включение личности в эту систему социальных отношений.

Самоопределение является центральным механизмом становле-

ния зрелой личности, состоящим в осознанном выборе человеком

своего места в многообразных социальных отношениях.

Проявление потребности в самоопределении свидетельствует

о достижении личностью довольно высокого уровня развития,

для которого характерно стремление иметь собственную позицию

в структуре различных связей между людьми.

Третья целевая функция – содействие в преодолении трудностей

социализации, возникающих на фоне проблемных отношений

с окружающей социальной средой, – реализуется через социаль-

но-педагогическое сопровождение.

Основными направлениями реализации данной функции

являются:


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

78


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

Адаптация человека к новым для него жизненным ситуациям.

Например, переезд в другой город, приход в семью нового

человека, участие в неизвестном ранее событии и т.п. Эта

составляющая социально-педагогического сопровождения

способствует адекватному социальному выбору ребенком

своей позиции в новых, ранее неизвестных ему условиях.

Адекватной адаптации молодого человека способствуют

совместный с ним анализ новой ситуации, определение его

отношения к ней, поиск вместе с ним способов поведения.

Коррекция ценностей молодых людей, существенно влияю-

щих на их поступки и поведение. Прежде всего речь идет

о молодых людях, склонных к девиантному и деликвентно-

му поведению. В этом случае педагоги призваны на основе

реализации всех вышеназванных функций скорректировать

отношение молодого человека к окружающему миру, изме-

нить стереотипные для него нормы поведения, сделать его

поступки более осмысленными и самостоятельными.

Преодоление личностных кризисов в жизни молодых людей,

связанных с неадекватной оценкой возникающей ситуации,

определяемой важным для их жизни событием и отношени-

ями между людьми.

Помимо перечисленных выше функций необходимо выделить

инвариантные инструментальные функции. К ним относятся ин-



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: