Достижение целей воспитания осуществляется, как правило,
в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих
методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню
воспитанности людей. Выбор такой совокупности и правильное
применение методов воспитания — вершина педагогического
профессионализма.
Каждый метод реализуется по-разному — в зависимости от опыта
педагога и индивидуального стиля его профессиональной деятель-
ности. Различия в реализации метода характеризуются приемами
воспитания, которые являются частью общего метода и представля-
ют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях вос-
питатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив
изобретенные им самим или позаимствованные у коллег.
Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные
мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только
семи нот. При этом хорошая и плохая музыка также получается
при сочетании этих же нот, все зависит от профессионализма
|
|
и таланта композитора.
Воздействия организатора работы с молодежью, направленные
на воспитание молодого человека, призваны вызвать соответс-
твующее ему действие, направленное на его самовоспитание.
Отсюда следует, что методы воспитания бинарны. Бинарные
методы воспитания предполагают выделение пар методов «вос-
питания — самовоспитания». Каждый метод воспитания и со-
ответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от
другого тем, на какую сферу человека они оказывают доминиру-
ющее воздействие.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Воспитание молодежи
51
Методы воздействия на интеллектуальную сферу. Для фор-
мирования взглядов, понятий, установок используются методы
убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство
какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происхо-
дящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся
воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логич-
ность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся,
оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих
взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте
сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир,
общество, социальные отношения.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется
через различные формы, в частности, сегодня используются от-
рывки из различных литературных произведений, исторические
аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются
хрестоматии, в которых собран материал, ориентированный на
|
|
нравственное просвещение учащихся. Метод убеждения исполь-
зуется также при проведении разнообразных дискуссий.
Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспита-
ния, который предполагает, что молодые люди осознанно, само-
стоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы
формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирова-
ния лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
Методы воздействия на мотивационную сферу основаны на
стимулировании. Суть использования этих методов состоит
в формировании у молодых людей осознанных побуждений их
жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования
распространены такие компоненты метода стимулирования, как
поощрение и наказание.
Поощрением называется выражение положительной оценки
действий молодого человека. Оно закрепляет положительные
навыки и привычки. Поощрение предполагает возбуждение по-
зитивных эмоций, вселяет уверенность. Оно может проявляться
в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность,
предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на ка-
жущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки
и осторожности, так как неумение использовать этот метод может
принести вред воспитанию.
Поощрение должно быть естественным следствием поступка
ученика, а не следствием его стремления получить поощрение.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
52
Глава 1. Введение в педагогику юности
Важно, чтобы поощрение не противопоставляло молодого че-
ловека его товарищам по сообществу. Оно должно быть спра-
ведливым, как правило, согласованным с мнением молодежной
группы. При использовании поощрения необходимо учитывать
индивидуальные качества поощряемого.
Наказание — это компонент педагогического стимулирования,
применение которого должно предупреждать нежелательные
поступки молодых людей, тормозить их, вызывать чувство вины
перед собой и другими людьми.
Известны следующие виды наказания: наложение дополни-
тельных обязанностей; лишение или ограничение определенных
прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечис-
ленное может реализоваться в различных формах: по логике ес-
тественных последствий, наказания-экспромты, традиционные
наказания.
Наказание должно быть справедливым, тщательно продуман-
ным и ни в коем случае не должно унижать достоинство моло-
дого человека. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога
в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом
случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока
нет полной уверенности в справедливости наказания и его пози-
тивном влиянии на поведение юноши или девушки.
Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса
о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален.
В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятель-
ствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание
может быть различным.
Методы стимулирования помогают человеку формировать
умение правильно оценивать свое поведение, что способствует
осознанию им своих потребностей — пониманию смысла своей
жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соот-
ветствующих им целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации.
Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стиму-
лирования, может быть определен как метод мотивации.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают
формирование у индивида необходимых навыков в управлении
своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувс-
твами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их
|
|
порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональ-
ную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Воспитание молодежи
53
аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными,
так и невербальными средствами. По образному выражению
В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парад-
ного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику .
Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на
ум и волю человека. Использование этого метода способствует
переживанию юношами и девушками своих поступков и связан-
ных с ними эмоциональных состояний.
Процесс внушения часто сопровождается процессом самовну-
шения, когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмо-
циональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос:
«Что бы мне сказал в этой ситуации учитель или родители?»
Методы воздействия на волевую сферу предполагают развитие
у молодых людей инициативы, уверенности в своих силах; разви-
тие настойчивости, умения преодолевать трудности в достижении
намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка,
самообладание); совершенствование навыков самостоятельного
поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование воле-
вой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
По форме предъявления различаются прямые и косвенные тре-
бования. Для прямого требования характерны императивность,
определенность, конкретность, точность, понятные воспитанни-
кам формулировки, не допускающие двух различных толкований.
Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна
целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой
голоса, мимикой.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение
и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится
уже не столько само требование, сколько вызванные им психологи-
ческие факторы: переживания, интересы, стремления молодежи.
|
|
Когда между воспитанниками и педагогами складываются
дружеские отношения, доверие в качестве косвенного требова-
ния проявляется как естественное отношение уважающих друг
друга сторон.
В ряде случаев эффективным оказывается требование-про-
сьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится
одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она ос-
новывается на возникновении товарищеских отношений между
организаторами и молодыми людьми. Сама просьба — форма
проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
54
Глава 1. Введение в педагогику юности
К этой форме требования близка следующая — требование-
намек, которое успешно применяется опытными организаторами
и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности
прямое требование.
Существует и требование-одобрение. Вовремя высказанное
организатором, оно действует как сильный стимул. В практике
одобрение принимает различные, но всегда целесообразные
формы.
Требования вызывают положительную, отрицательную или
нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В связи
с этим выделяются позитивные и негативные требования. Пря-
мые приказания большей частью негативны, так как почти всегда
вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным
косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они
обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют
внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
Требование существенно влияет на процесс самовоспитания
человека, и следствием его реализации являются упражнения —
многократные выполнения требуемых действий, доводящие их
выполнение до автоматизма. Результатом упражнений являются
устойчивые качества личности: навыки и привычки. Этим ка-
чествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы
человек не имел способности к образованию привычки, отмечал
К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну сту-
пень в своем развитии. Использование упражнения признается
успешным, когда воспитанник проявляет устойчивые качества во
всех противоречивых жизненных ситуациях. Чтобы сформировать
устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как
можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укоре-
няются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек
умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если
они мешают выполнять определенные обязанности, контроли-
рует свои действия, правильно их оценивает с позиций других
людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность,
дисциплинированность, культура общения — качества, которые
основываются на сформированных воспитанием привычках.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на
формирование навыков психических и физических саморегуля-
ций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение
детей навыкам осознания своего поведения и состояния других
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Воспитание молодежи
55
людей, формирование навыков честного отношения к самим себе
и другим людям.
К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести
метод коррекции поведения, направленный на то, чтобы создать
условия, при которых молодой человек внесет изменения в свое
поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может про-
исходить на основе сопоставления поступка учащихся с обще-
принятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения
целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно
рассматривать пример. Воздействие примера основывается на
известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением,
быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не
требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором
нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример — на-
иболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но
коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал,
пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменять
свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать
саморегулированием.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу на-
правлены на развитие у молодых людей качеств, помогающих
человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное,
и как неповторимую индивидуальность. Методы организации
деятельности и поведения воспитанников в специально создан-
ных условиях сокращенно называют методами воспитывающих
ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится
перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может
быть проблема нравственного выбора, проблема способа орга-
низации деятельности, проблема выбора социальной роли и др.
Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникнове-
ния ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка
и существуют условия для самостоятельного ее решения, созда-
ется возможность социальной пробы (испытания) как метода
самовоспитания.
Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека
и большинство его социальных связей. В процессе включения
в эти ситуации у молодых людей формируется определенная
социальная позиция и социальная ответственность, которые
и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную
среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
56
Глава 1. Введение в педагогику юности
соревнование, оно способствует формированию качеств конку-
рентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные
склонности молодежи к лидерству, к соперничеству. В процессе
соревнования молодой человек достигает определенного успеха
в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный
статус. Соревнование вызывает не только активность молодого
человека, но и формирует у него способность к самоактуализа-
ции, которую можно рассматривать как метод самовоспитания.
Юноши и девушки учатся реализовывать себя в различных видах
деятельности.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на
включение молодых людей в систему новых для них отношений.
У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полез-
ного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы
плодотворной ориентации, высоконравственные установки,
которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бес-
честно. Полезно рассматривать упражнения по формированию
у молодых людей способности к суждениям на основе принципа
справедливости, еще лучше — решать так называемые дилеммы
Л. Кольберга.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школь-
никами моральных утверждений. К каждой дилемме разрабатыва-
ются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение.
По каждому вопросу молодые люди приводят убедительные
доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по
следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли
и справедливость.
Использование моральных дилемм как средства развития
экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой
дилемме можно определить ценностные ориентации человека.
Дилеммы может создать любой педагог при условии, что каждая
дилемма должна: 1) иметь отношение к реальной жизни школь-
ников; 2) быть по возможности простой для понимания; 3) быть
незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполненных
нравственным содержанием; 5) предлагать на выбор молодым
людям варианты ответов, акцентируя внимание на главном
вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?» Такие
дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит
свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать
правильный выбор в жизненных ситуациях.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Воспитание молодежи
57
Методу дилемм соответствует метод самовоспитания, ос-
новой которого является рефлексия, означающая процесс
размышления индивида о происходящем в его собственном
соз нании. Рефлексия предполагает не только познание чело-
веком самого себя в определенной ситуации или в определен-
ный период, но и выяснение отношения к себе окружающих,
а также выработку представлений об изменениях, которые
мо гут произойти.
Таким образом, можно выделить следующие доминирующие
бинарные методы воспитания — самовоспитания (табл. 3).
Таблица 3