В уровне развития качеств личности воспитанников

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило,

в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих

методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню

воспитанности людей. Выбор такой совокупности и правильное

применение методов воспитания — вершина педагогического

профессионализма.

Каждый метод реализуется по-разному — в зависимости от опыта

педагога и индивидуального стиля его профессиональной деятель-

ности. Различия в реализации метода характеризуются приемами

воспитания, которые являются частью общего метода и представля-

ют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях вос-

питатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив

изобретенные им самим или позаимствованные у коллег.

Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные

мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только

семи нот. При этом хорошая и плохая музыка также получается

при сочетании этих же нот, все зависит от профессионализма

и таланта композитора.

Воздействия организатора работы с молодежью, направленные

на воспитание молодого человека, призваны вызвать соответс-

твующее ему действие, направленное на его самовоспитание.

Отсюда следует, что методы воспитания бинарны. Бинарные

методы воспитания предполагают выделение пар методов «вос-

питания — самовоспитания». Каждый метод воспитания и со-

ответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от

другого тем, на какую сферу человека они оказывают доминиру-

ющее воздействие.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Воспитание молодежи


 

 

51


 

 

Методы воздействия на интеллектуальную сферу. Для фор-

мирования взглядов, понятий, установок используются методы

убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство

какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происхо-

дящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся

воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логич-

ность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся,

оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих

взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте

сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир,

общество, социальные отношения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется

через различные формы, в частности, сегодня используются от-

рывки из различных литературных произведений, исторические

аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются

хрестоматии, в которых собран материал, ориентированный на

нравственное просвещение учащихся. Метод убеждения исполь-

зуется также при проведении разнообразных дискуссий.

Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспита-

ния, который предполагает, что молодые люди осознанно, само-

стоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы

формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирова-

ния лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу основаны на

стимулировании. Суть использования этих методов состоит

в формировании у молодых людей осознанных побуждений их

жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования

распространены такие компоненты метода стимулирования, как

поощрение и наказание.

Поощрением называется выражение положительной оценки

действий молодого человека. Оно закрепляет положительные

навыки и привычки. Поощрение предполагает возбуждение по-

зитивных эмоций, вселяет уверенность. Оно может проявляться

в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность,

предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на ка-

жущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки

и осторожности, так как неумение использовать этот метод может

принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка

ученика, а не следствием его стремления получить поощрение.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

52


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

Важно, чтобы поощрение не противопоставляло молодого че-

ловека его товарищам по сообществу. Оно должно быть спра-

ведливым, как правило, согласованным с мнением молодежной

группы. При использовании поощрения необходимо учитывать

индивидуальные качества поощряемого.

Наказание — это компонент педагогического стимулирования,

применение которого должно предупреждать нежелательные

поступки молодых людей, тормозить их, вызывать чувство вины

перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания: наложение дополни-

тельных обязанностей; лишение или ограничение определенных

прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечис-

ленное может реализоваться в различных формах: по логике ес-

тественных последствий, наказания-экспромты, традиционные

наказания.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуман-

ным и ни в коем случае не должно унижать достоинство моло-

дого человека. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога

в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом

случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока

нет полной уверенности в справедливости наказания и его пози-

тивном влиянии на поведение юноши или девушки.

Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса

о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален.

В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятель-

ствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание

может быть различным.

Методы стимулирования помогают человеку формировать

умение правильно оценивать свое поведение, что способствует

осознанию им своих потребностей — пониманию смысла своей

жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соот-

ветствующих им целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации.

Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стиму-

лирования, может быть определен как метод мотивации.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают

формирование у индивида необходимых навыков в управлении

своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувс-

твами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их

порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональ-

ную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Воспитание молодежи


 

 

53


 

 

аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными,

так и невербальными средствами. По образному выражению

В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парад-

ного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику .

Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на

ум и волю человека. Использование этого метода способствует

переживанию юношами и девушками своих поступков и связан-

ных с ними эмоциональных состояний.

Процесс внушения часто сопровождается процессом самовну-

шения, когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмо-

циональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос:

«Что бы мне сказал в этой ситуации учитель или родители?»

Методы воздействия на волевую сферу предполагают развитие

у молодых людей инициативы, уверенности в своих силах; разви-

тие настойчивости, умения преодолевать трудности в достижении

намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка,

самообладание); совершенствование навыков самостоятельного

поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование воле-

вой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные тре-

бования. Для прямого требования характерны императивность,

определенность, конкретность, точность, понятные воспитанни-

кам формулировки, не допускающие двух различных толкований.

Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна

целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой

голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение

и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится

уже не столько само требование, сколько вызванные им психологи-

ческие факторы: переживания, интересы, стремления молодежи.

Когда между воспитанниками и педагогами складываются

дружеские отношения, доверие в качестве косвенного требова-

ния проявляется как естественное отношение уважающих друг

друга сторон.

В ряде случаев эффективным оказывается требование-про-

сьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится

одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она ос-

новывается на возникновении товарищеских отношений между

организаторами и молодыми людьми. Сама просьба — форма

проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

54


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

К этой форме требования близка следующая — требование-

намек, которое успешно применяется опытными организаторами

и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности

прямое требование.

Существует и требование-одобрение. Вовремя высказанное

организатором, оно действует как сильный стимул. В практике

одобрение принимает различные, но всегда целесообразные

формы.

Требования вызывают положительную, отрицательную или

нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В связи

с этим выделяются позитивные и негативные требования. Пря-

мые приказания большей частью негативны, так как почти всегда

вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным

косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они

обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют

внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания

человека, и следствием его реализации являются упражнения —

многократные выполнения требуемых действий, доводящие их

выполнение до автоматизма. Результатом упражнений являются

устойчивые качества личности: навыки и привычки. Этим ка-

чествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы

человек не имел способности к образованию привычки, отмечал

К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну сту-

пень в своем развитии. Использование упражнения признается

успешным, когда воспитанник проявляет устойчивые качества во

всех противоречивых жизненных ситуациях. Чтобы сформировать

устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как

можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укоре-

няются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек

умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если

они мешают выполнять определенные обязанности, контроли-

рует свои действия, правильно их оценивает с позиций других

людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность,

дисциплинированность, культура общения — качества, которые

основываются на сформированных воспитанием привычках.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на

формирование навыков психических и физических саморегуля-

ций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение

детей навыкам осознания своего поведения и состояния других


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Воспитание молодежи


 

 

55


 

 

людей, формирование навыков честного отношения к самим себе

и другим людям.

К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести

метод коррекции поведения, направленный на то, чтобы создать

условия, при которых молодой человек внесет изменения в свое

поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может про-

исходить на основе сопоставления поступка учащихся с обще-

принятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения

целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно

рассматривать пример. Воздействие примера основывается на

известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением,

быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не

требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором

нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример — на-

иболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но

коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал,

пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменять

свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать

саморегулированием.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу на-

правлены на развитие у молодых людей качеств, помогающих

человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное,

и как неповторимую индивидуальность. Методы организации

деятельности и поведения воспитанников в специально создан-

ных условиях сокращенно называют методами воспитывающих

ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится

перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может

быть проблема нравственного выбора, проблема способа орга-

низации деятельности, проблема выбора социальной роли и др.

Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникнове-

ния ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка

и существуют условия для самостоятельного ее решения, созда-

ется возможность социальной пробы (испытания) как метода

самовоспитания.

Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека

и большинство его социальных связей. В процессе включения

в эти ситуации у молодых людей формируется определенная

социальная позиция и социальная ответственность, которые

и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную

среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

56


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

соревнование, оно способствует формированию качеств конку-

рентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные

склонности молодежи к лидерству, к соперничеству. В процессе

соревнования молодой человек достигает определенного успеха

в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный

статус. Соревнование вызывает не только активность молодого

человека, но и формирует у него способность к самоактуализа-

ции, которую можно рассматривать как метод самовоспитания.

Юноши и девушки учатся реализовывать себя в различных видах

деятельности.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на

включение молодых людей в систему новых для них отношений.

У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полез-

ного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы

плодотворной ориентации, высоконравственные установки,

которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бес-

честно. Полезно рассматривать упражнения по формированию

у молодых людей способности к суждениям на основе принципа

справедливости, еще лучше — решать так называемые дилеммы

Л. Кольберга.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школь-

никами моральных утверждений. К каждой дилемме разрабатыва-

ются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение.

По каждому вопросу молодые люди приводят убедительные

доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по

следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли

и справедливость.

Использование моральных дилемм как средства развития

экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой

дилемме можно определить ценностные ориентации человека.

Дилеммы может создать любой педагог при условии, что каждая

дилемма должна: 1) иметь отношение к реальной жизни школь-

ников; 2) быть по возможности простой для понимания; 3) быть

незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполненных

нравственным содержанием; 5) предлагать на выбор молодым

людям варианты ответов, акцентируя внимание на главном

вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?» Такие

дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит

свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать

правильный выбор в жизненных ситуациях.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Воспитание молодежи


 

 

57


 

 

Методу дилемм соответствует метод самовоспитания, ос-

новой которого является рефлексия, означающая процесс

размышления индивида о происходящем в его собственном

соз нании. Рефлексия предполагает не только познание чело-

веком самого себя в определенной ситуации или в определен-

ный период, но и выяснение отношения к себе окружающих,

а также выработку представлений об изменениях, которые

мо гут произойти.

Таким образом, можно выделить следующие доминирующие

бинарные методы воспитания — самовоспитания (табл. 3).

Таблица 3






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: