1. Укажите, пожалуйста, по какой причине вы оставили школу.
2. Что побудило вас продолжить образование в училище?
3. Некоторые молодые люди не учатся и вполне удовлетворены
собой. В какой мере вы разделяете их настроение?
4. Что помогает вам преодолевать трудности, связанные с учением?
5. Что думаете делать после окончания училища?
Первые два вопроса позволяют в определенной мере судить об
отношении учащихся к учению и труду. Приведем полученные данные,
сгруппировав ответы учеников.
Ответы на первый вопрос:
1. «Хочу стать рабочим человеком, хочу стать взрослее, хочу полу-
чить специальность» — 34%.
2. «Попросили уйти учителя (!), конфликты с учителями, не взяли
в 9 класс, учителя хотели, чтобы я ушел из школы» — 19%.
3. «Надоело учиться в школе, не хотел дальше учиться в школе,
«отучился» — 19%.
4. «В училище учиться легче и лучше, трудно учиться в школе» —
13%.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
66
Глава 1. Введение в педагогику юности
5. «Хотел поступить в техникум» — 6%.
6. Другие причины («сагитировали», «по глупости», «просто так»
и т.д.) — 9%.
Как видим, вторая, третья и четвертая группы причин ухода из школы
учащихся, окончивших 8 классов, отражают негативное отношение
к школе и к учению. Это составляет 51% мнений всех опрошенных
учащихся. Первая группа причин говорит о положительной ориента-
ции на труд, на выбранную профессию, о положительном отношении
учащихся к учению в училище и труду. Таких учащихся 34%.
Ответы на второй вопрос:
1. «Чтобы получить специальность, профессию» — 50%.
2. «Хочу получить образование одновременно с профессией» —
26%.
3. «Легче учиться в училище, да еще получу специальность» —
4%.
4. «Никуда не брали» — 2%.
5. Другие причины («заставили родители», «ничего не оставалось
делать») — 18%.
Из приведенных данных следует, что большинство учащихся (80%)
ориентировано на получение специальности («Хочу научиться рабо-
тать»). Характерно при этом то, что мотивы труда у учащихся I курса
ПТУ еще не сформированы и их ориентация на профессию не носит
действенного характера.
Приведенные факты говорят не только об уровне мотивации
учащихся средних ПТУ, об их отношении к общеобразовательным
предметам (на I курсе зачастую негативном), но и о том, что такое со-
стояние мотивации порождает в настоящее время ряд практических
и научных проблем. Главная из них — как формировать целостную
мотивацию учения и труда так, чтобы в гармоничном единстве раз-
вивались и познавательная потребность, и потребность в труде.
Как видим, при обработке и анализе ответов учащихся исполь-
зован такой прием, как группировка вопросов, причем объеди-
нялись вопросы по-разному: в первую группу вошли первых два
вопроса, во вторую — следующие три и т.д. Важно отметить, что
исследователь должен ориентироваться на этот прием еще при
подготовке анкеты, чтобы вопросы были связаны друг с другом,
помогали установить причинно-следственные связи в изучаемом
явлении. Группировка вопросов (и соответствующих ответов) поз-
воляет делать небольшие (текущие) обобщения и формулировать
предварительные выводы.
Аналогично можно представить работу с разными по содер-
жанию и направленности анкетами, используемыми при иссле-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
8. Методы педагогических исследований
67
довании одной проблемы. В этом случае связи устанавливаются
между вопросами (и ответами) разных анкет; группируются
вопросы из разных анкет и проводится сопоставительный ана-
лиз полученных данных. Из других приемов работы с анкетами
следует назвать их сортировку (например, по возрастам рес-
пондентов, по уровню их образованности и т.д.). В настоящее
время компьютерная обработка результатов анкетирования
значительно расширяет возможности исследователя и повышает
эффективность эмпирического исследования. Все названные
и многие другие способы работы с анкетами компьютер реа-
лизует мгновенно и безошибочно. Важно предусмотреть все
сказанное при программировании.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Под
педагогическим опытом следует понимать накопленные педаго-
гами способы учебно-воспитательной работы. Под передовым
педагогическим опытом (ППО) понимают такую практическую
работу, которая дает высокий педагогический результат. Это
практика, которая содержит в себе элементы новизны и ори-
гинальности. ППО рассматривают как творческую разработку
новых идей, выдвинутых педагогической наукой, и практическое
воплощение этих идей в различных вариантах.
В последние годы в школьной практике возникает множество
интересных подходов к организации педагогического процесса,
к созданию учебных программ, диагностических заданий и т.д.
Интерес к ним исследователей возрос. Многие руководители,
творческие учителя стремятся проанализировать свой опыт и оп-
ределить его научную ценность. Обобщение ППО становится
настоящим научным методом в том случае, если посредством
него открывают нечто новое, имеющее объективное значение,
и этому новому дается точная педагогическая характеристика (вы-
ясняются тенденции, затруднения, новинки, состояние решения
какой-либо проблемы). Важно владеть четкими ориентирами,
критериями, способами и приемами, позволяющими реализовать
метод обобщения. Например, для определения того, является ли
предлагаемый учителем подход технологией обучения (как он
сам это называет), можно воспользоваться подготовкой ответов
на следующие вопросы:
Какая идея лежит в основе технологии?
Каким психолого-педагогическим закономерностям подчи-
няется технология?
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
68
Глава 1. Введение в педагогику юности
Что представляет собой целевая концепция технологии (же-
лательно представить «дерево целей»)? Как она согласуется
со стандартами образования?
Имеется ли технологический учебно-методический пакет
и что в него входит (учебная программа или описание курса,
учебное пособие, методическое пособие, комплект тестов,
раздаточных материалов и т.д.)?
Пронизывает ли основная идея технологии все элементы
учебно-методического пакета?
Каким образом гарантируется результативность техноло-
гии?
Педагогический эксперимент. Эксперимент (от лат. «проба»,
«опыт») — научно обоснованный опыт. Это метод познания,
с помощью которого в естественных или искусственно создан-
ных, контролируемых и управляемых условиях исследуется пе-
дагогическое явление, ищется способ решения педагогической
научной задачи.
Таким образом, эксперимент — это такой метод педагогического