Анкета для учащихся средних профтехучилищ

1. Укажите, пожалуйста, по какой причине вы оставили школу.

2. Что побудило вас продолжить образование в училище?

3. Некоторые молодые люди не учатся и вполне удовлетворены

собой. В какой мере вы разделяете их настроение?

4. Что помогает вам преодолевать трудности, связанные с учением?

5. Что думаете делать после окончания училища?

Первые два вопроса позволяют в определенной мере судить об

отношении учащихся к учению и труду. Приведем полученные данные,

сгруппировав ответы учеников.

Ответы на первый вопрос:

1. «Хочу стать рабочим человеком, хочу стать взрослее, хочу полу-

чить специальность» — 34%.

2. «Попросили уйти учителя (!), конфликты с учителями, не взяли

в 9 класс, учителя хотели, чтобы я ушел из школы» — 19%.

3. «Надоело учиться в школе, не хотел дальше учиться в школе,

«отучился» — 19%.

4. «В училище учиться легче и лучше, трудно учиться в школе» —

13%.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

66


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности

 

5. «Хотел поступить в техникум» — 6%.

6. Другие причины («сагитировали», «по глупости», «просто так»

и т.д.) — 9%.

Как видим, вторая, третья и четвертая группы причин ухода из школы

учащихся, окончивших 8 классов, отражают негативное отношение

к школе и к учению. Это составляет 51% мнений всех опрошенных

учащихся. Первая группа причин говорит о положительной ориента-

ции на труд, на выбранную профессию, о положительном отношении

учащихся к учению в училище и труду. Таких учащихся 34%.

Ответы на второй вопрос:

1. «Чтобы получить специальность, профессию» — 50%.

2. «Хочу получить образование одновременно с профессией» —

26%.

3. «Легче учиться в училище, да еще получу специальность» —

4%.

4. «Никуда не брали» — 2%.

5. Другие причины («заставили родители», «ничего не оставалось

делать») — 18%.

Из приведенных данных следует, что большинство учащихся (80%)

ориентировано на получение специальности («Хочу научиться рабо-

тать»). Характерно при этом то, что мотивы труда у учащихся I курса

ПТУ еще не сформированы и их ориентация на профессию не носит

действенного характера.


Приведенные факты говорят не только об уровне мотивации

учащихся средних ПТУ, об их отношении к общеобразовательным

предметам (на I курсе зачастую негативном), но и о том, что такое со-

стояние мотивации порождает в настоящее время ряд практических

и научных проблем. Главная из них — как формировать целостную

мотивацию учения и труда так, чтобы в гармоничном единстве раз-

вивались и познавательная потребность, и потребность в труде.

Как видим, при обработке и анализе ответов учащихся исполь-

зован такой прием, как группировка вопросов, причем объеди-

нялись вопросы по-разному: в первую группу вошли первых два

вопроса, во вторую — следующие три и т.д. Важно отметить, что

исследователь должен ориентироваться на этот прием еще при

подготовке анкеты, чтобы вопросы были связаны друг с другом,

помогали установить причинно-следственные связи в изучаемом

явлении. Группировка вопросов (и соответствующих ответов) поз-

воляет делать небольшие (текущие) обобщения и формулировать

предварительные выводы.

Аналогично можно представить работу с разными по содер-

жанию и направленности анкетами, используемыми при иссле-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Методы педагогических исследований


 

 

67


 

 

довании одной проблемы. В этом случае связи устанавливаются

между вопросами (и ответами) разных анкет; группируются

вопросы из разных анкет и проводится сопоставительный ана-

лиз полученных данных. Из других приемов работы с анкетами

следует назвать их сортировку (например, по возрастам рес-

пондентов, по уровню их образованности и т.д.). В настоящее

время компьютерная обработка результатов анкетирования

значительно расширяет возможности исследователя и повышает

эффективность эмпирического исследования. Все названные

и многие другие способы работы с анкетами компьютер реа-

лизует мгновенно и безошибочно. Важно предусмотреть все

сказанное при программировании.

 Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Под

педагогическим опытом следует понимать накопленные педаго-

гами способы учебно-воспитательной работы. Под передовым

педагогическим опытом (ППО) понимают такую практическую

работу, которая дает высокий педагогический результат. Это

практика, которая содержит в себе элементы новизны и ори-

гинальности. ППО рассматривают как творческую разработку

новых идей, выдвинутых педагогической наукой, и практическое

воплощение этих идей в различных вариантах.

В последние годы в школьной практике возникает множество

интересных подходов к организации педагогического процесса,

к созданию учебных программ, диагностических заданий и т.д.

Интерес к ним исследователей возрос. Многие руководители,

творческие учителя стремятся проанализировать свой опыт и оп-

ределить его научную ценность. Обобщение ППО становится

настоящим научным методом в том случае, если посредством

него открывают нечто новое, имеющее объективное значение,

и этому новому дается точная педагогическая характеристика (вы-

ясняются тенденции, затруднения, новинки, состояние решения

какой-либо проблемы). Важно владеть четкими ориентирами,

критериями, способами и приемами, позволяющими реализовать

метод обобщения. Например, для определения того, является ли

предлагаемый учителем подход технологией обучения (как он

сам это называет), можно воспользоваться подготовкой ответов

на следующие вопросы:

 Какая идея лежит в основе технологии?

 Каким психолого-педагогическим закономерностям подчи-

няется технология?


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

68


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

 Что представляет собой целевая концепция технологии (же-

лательно представить «дерево целей»)? Как она согласуется

со стандартами образования?

 Имеется ли технологический учебно-методический пакет

и что в него входит (учебная программа или описание курса,

учебное пособие, методическое пособие, комплект тестов,

раздаточных материалов и т.д.)?

 Пронизывает ли основная идея технологии все элементы

учебно-методического пакета?

 Каким образом гарантируется результативность техноло-

гии?

Педагогический эксперимент. Эксперимент (от лат. «проба»,

«опыт») — научно обоснованный опыт. Это метод познания,

с помощью которого в естественных или искусственно создан-

ных, контролируемых и управляемых условиях исследуется пе-

дагогическое явление, ищется способ решения педагогической

научной задачи.

Таким образом, эксперимент — это такой метод педагогического














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: