Функция проживания имитируемой жизненной ситуации

предполагает создание условий для проживания человеком ими-

тируемых субъектом социально-педагогической деятельности

типичных жизненных ситуаций.

2. Рефлексивная функция, которая предполагает стимули-

рование самооценки решения человеком социальной про-

блемы и своего проживания в реальной или имитируемой

ситуации.

3. Функция нравственной экспертизы, которая предполагает

формирование готовности к оценке социальной действитель-

ности на основе принятых нравственных норм.

Обобщая сказанное, можно сделать основной вывод о сущнос-

ти формирования готовности к самоопределению (табл. 5).

Таблица 5

 Формирование готовности к социальному самоопределению

Социальное самоопределение — это выбор личностью социальной роли и со-

циальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления

собственных целей в жизни, предполагающий включение личности в эту

систему социальных отношений



Направления



Функции


 формирование рефлексивной по- — проживания имитируемой жизнен-

зиции к своему участию в системе ной ситуации — создание условий для

социальных отношений и адекват- проживания человеком имитируемых

ной оценки реализации комплекса субъектом социально-педагогической


социальных ролей


деятельности типичных жизненных


 освоение ценностных норм разре- ситуаций

шения ситуации, выработка стра- — рефлексивная — стимулирование


тегии поведения


самооценки решения человеком со-


 освоение образцов действий, кото- циальной проблемы и своего прожи-

рые позволяют решать относитель- вания в реальной или имитируемой

но самостоятельно проблемы свои ситуации

и своих партнеров, принимать ра- — нравственной экспертизы — форми-

зумные решения о взаимодействии рование готовности к оценке соци-


с социумом


альной действительности на основе

интериоризированных нравственных

норм


Профессор Т.В. Машарова выделяет следующие факторы,

влияющие на социальное самоопределение личности:

 особенности совместной деятельности;

 уровень развития (обучаемость и обученность, социальный

опыт);

 основные нормы и ценности свои и группы;

 взаимооценки членов группы;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

4. Формирование у молодежи готовности к социальному

самоопределению


 

 

99


 

 тип нервной системы (например, лабильный), проявляю-

щийся в процессуальной стороне (например, торопливость,

свернутость в предварительной ориентировке в среде) и ре-

зультативной стороне;

 внешние социальные условия (например, снижено эмоци-

ональное отношение) и внешние предметные условия (нет

необходимости оборудования для хорошей учебной деятель-

ности);

 содержание образования.

Самоопределившаяся личность – это социально созревшая, ус-

тойчивая личность, способная адекватно понимать и осуществлять

свои права и обязанности. Эти подходы в строгом смысле лишены

субъективной стороны самосознания – осознания своего «Я».

Однако еще С.Л. Рубинштейн писал о недопустимости сведения

личности к ее самосознанию. Самоопределение и формирование

самосознания личности – единый процесс. Человек сам опреде-

ляет свое отношение к миру, в чем и заключается самоопределение

человека. Самоопределение характеризуется не только осознанием

субъектом своего «хочу», «могу», «имею», «требую», но и осознанием

также подобных образований первичного коллектива, общества,

в котором личность живет.

В качестве критериев готовности молодых людей к социально-

му самоопределению можно выделить следующие:
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: