предполагает создание условий для проживания человеком ими-
тируемых субъектом социально-педагогической деятельности
типичных жизненных ситуаций.
2. Рефлексивная функция, которая предполагает стимули-
рование самооценки решения человеком социальной про-
блемы и своего проживания в реальной или имитируемой
ситуации.
3. Функция нравственной экспертизы, которая предполагает
формирование готовности к оценке социальной действитель-
ности на основе принятых нравственных норм.
Обобщая сказанное, можно сделать основной вывод о сущнос-
ти формирования готовности к самоопределению (табл. 5).
Таблица 5
Формирование готовности к социальному самоопределению
Социальное самоопределение — это выбор личностью социальной роли и со-
циальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления
собственных целей в жизни, предполагающий включение личности в эту
систему социальных отношений
Направления
Функции
формирование рефлексивной по- — проживания имитируемой жизнен-
зиции к своему участию в системе ной ситуации — создание условий для
социальных отношений и адекват- проживания человеком имитируемых
ной оценки реализации комплекса субъектом социально-педагогической
социальных ролей
деятельности типичных жизненных
освоение ценностных норм разре- ситуаций
шения ситуации, выработка стра- — рефлексивная — стимулирование
тегии поведения
самооценки решения человеком со-
освоение образцов действий, кото- циальной проблемы и своего прожи-
рые позволяют решать относитель- вания в реальной или имитируемой
но самостоятельно проблемы свои ситуации
и своих партнеров, принимать ра- — нравственной экспертизы — форми-
зумные решения о взаимодействии рование готовности к оценке соци-
с социумом
альной действительности на основе
интериоризированных нравственных
норм
Профессор Т.В. Машарова выделяет следующие факторы,
влияющие на социальное самоопределение личности:
особенности совместной деятельности;
уровень развития (обучаемость и обученность, социальный
опыт);
основные нормы и ценности свои и группы;
взаимооценки членов группы;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
4. Формирование у молодежи готовности к социальному
самоопределению
99
тип нервной системы (например, лабильный), проявляю-
щийся в процессуальной стороне (например, торопливость,
свернутость в предварительной ориентировке в среде) и ре-
зультативной стороне;
внешние социальные условия (например, снижено эмоци-
ональное отношение) и внешние предметные условия (нет
необходимости оборудования для хорошей учебной деятель-
ности);
содержание образования.
Самоопределившаяся личность – это социально созревшая, ус-
тойчивая личность, способная адекватно понимать и осуществлять
свои права и обязанности. Эти подходы в строгом смысле лишены
субъективной стороны самосознания – осознания своего «Я».
Однако еще С.Л. Рубинштейн писал о недопустимости сведения
личности к ее самосознанию. Самоопределение и формирование
самосознания личности – единый процесс. Человек сам опреде-
ляет свое отношение к миру, в чем и заключается самоопределение
человека. Самоопределение характеризуется не только осознанием
субъектом своего «хочу», «могу», «имею», «требую», но и осознанием
также подобных образований первичного коллектива, общества,
в котором личность живет.
В качестве критериев готовности молодых людей к социально-
му самоопределению можно выделить следующие: