Принцип центрирования предполага- Принцип персонификации предполагает
ет рассматривать личность каждого выбор задач и средств сопровождения,
молодого человека как уникальную в адекватных социальной ситуации каж-
своем становлении, способную само- дого человека
стоятельно сделать свой социальный
и экзистенциальный выбор
Принцип конвенциальности предпола- Принцип оптимистической стратегии
гает, что решение задач социально-пе- предполагает, что субъекты соци-
дагогической деятельности ограниче- ально-педагогической деятельности
но соглашением на его осуществление, являются носителями позитивного со-
основой которого являются потреб- циального опыта и верят в позитивное
ности молодежи
развитие молодых людей
Принцип социального закаливания предполагает включение воспитанников
в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного
воздействия социума, овладение определенными способами этого преодоле-
ния, адекватными индивидуальным особенностям человека, формирования
социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции
Таким образом, перечисленная совокупность принципов по-
зволяет целостно представить ценностные основания процесса
социально-педагогической деятельности организатора работы с
молодежью.
3. Формирование социальной
компетентности молодежи
1. Что такое социальная компетентность молодежи?
2. Каковы основные направления формирования социальной
компетентности?
3. Каковы функции процесса формирования социальной
компетентности?
4. Каковы стадии этого процесса?
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учени-
ками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос,
на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
90
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спря-
тал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и уче-
нику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое
мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Все в твоих руках.
Человек, выросший в лесу среди зверей, вряд ли сможет жить
среди людей, поскольку у него будет отсутствовать тот минимум
социальной компетентности, которая является базой социальных
отношений человека. В.М. Басова определила социальную ком-
петентность как «интериоризированный личностью социальный
опыт, адекватный определенной системе социальных отношений
и обеспечивающий человеку возможности для самореализации
в этой системе»1. Для того чтобы сформировать социальную
компетентность, у человека должна быть сформирована элемен-
тарная социальная грамотность, т. е. комплекс психологических,
правовых, этических, культурных, социально-экономических
знаний, позволяющих ему осознанно выбрать свой способ реше-
ния социальных проблем, сделать свой социальный выбор в той
или иной ситуации.
Социальная грамотность является основой формирования со-
циального опыта, позволяющего людям активно сосуществовать
в обществе, с одной стороны, удовлетво ряя собственные потреб-
ности жизнедеятельности, с другой — оказывая определенное
влияние на свое окружение.
В процесе формирования социальной грамотности происходит
освоение и приобретение ценностных ориен таций в смыслах
человеческой деятельности, духовно-нравственных норм и эта-
лонов отношений и взаимодействия с людьми, формирование
отношения к себе и окружающему миру, воспроизводство всего
этого в своем поведении и отношениях с другими.