Социально-педагогическая деятельность организатора

Работы с молодежью

 

Компоненты:

 социально-педагогическое сопровождение;

 педагогическая поддержка;

 социально-педагогическая помощь


Целевые функции:


Инструментальные функции:


— формирование социальной грамотности — информационно-диагности-


молодого человека;


ческая;


— создание условий для социального са- — коммуникативная;


моопределения;


— прогностическая;


— содействие в преодолении трудностей — организаторская

социализации

 

Все перечисленные составляющие социально-педагогиче-

ского сопровождения связаны между собой, их реализация

комплексно и  целостно воздействует на человека, способствует

его адекватному развитию.

 

 

2. Принципы социально педагогической

деятельности организатора работы

с молодежью

1. На основе чего выделяются принципы социально-педагоги-

ческой деятельности с молодежью?

2. Как определяется каждый из принципов и какую смысловую

нагрузку он несет в работе с молодежью?

 

Принцип – это основное исходное положение теории социально-

педагогической деятельности организатора работы с молодежью,

в котором отражаются ценностные основания данного процесса.

Содержание принципов определяет требования, сформулирован-

ные применительно к данному процессу, а также вытекающие из

них условия и правила.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

2. Принципы социально педагогической деятельности

организатора работы с молодежью

Принцип центрирования


 

 

81


В одной восточной притче рассказывается о том, как юноша после

смерти отца решил искать счастье.

Он стал спрашивать у всех, как его найти. Конь посоветовал ему:

«Не жди, чтобы все для тебя было приготовлено чужими руками. За

всякое дело берись. Умей чужому счастью порадоваться. Не бойся

забот. Тогда до самой смерти будут около тебя и любовь и дружба.

Тогда и счастье будет всегда с тобой».

Змея посоветовала ему, чтобы его слова не жалили понапрасну

других. «Тогда проживешь свою жизнь без страха, тогда не надо будет

ни от кого прятаться. Тогда и счастье можно найти».

Птица Кари-Кари на вопрос юноши о том, как найти счастье, ответи-

ла: «Ты, видно, давно уже в пути. Лицо твое покрылось пылью, одежда

висит лохмотьями. Сам на себя стал ты не похож. Встречные отвора-

чиваются от тебя. С тобой и счастье не захочет знаться. Запомни мой

совет: пусть все в тебе будет красивым. Тогда и вокруг тебя все станет

прекрасным. Тогда и счастье свое увидишь».

И юноша вернулся домой. Он теперь знал, что за счастьем никуда

не надо ходить.

Птица Кари-Кари из данной притчи выступила в роли органи-

затора работы с молодежью, давшего правильный совет юноше,

опираясь на принцип центрирования, который предполагает от-

ношение к каждому молодому человеку как к уникальной в своем

социальном становлении личности, способной самостоятельно

сделать социальный и экзистенциальный выбор, в котором

взаимодействие с организатором работы с молодежью является

средством осмысления жизненной ситуации.

Условиями реализации принципа центрирования являются:

 добровольность включения молодого человека в ту или иную

деятельность;

 доверие молодому человеку выбора средств достижения

поставленной цели, осно ванное на вере в его возможнос-

ти и на его собственной вере в достижение поставленных

задач;

 предупреждение негативных последствий в процессе соци-

ально-педагогического влияния;

 осознание молодым человеком социальной защищенности,

формирование готовно сти к социальной самозащите своих

интересов;

 учет интересов юношей и девушек, их индивидуальных вку-

сов, предпочтений, про буждение новых интересов.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

82


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

В практической педагогической деятельности принцип цент-

рирования отражается в следующих правилах:

✓ организатору необходимо опираться на активную позицию

молодого человека, его самостоятельность и инициативу;

✓ в общении организатора с молодым человеком должно до-

минировать уважительное отношение к нему;

✓ организатор должен защищать интересы молодых людей

и помогать в решении их актуальных проблем;

✓ поэтапно решая социально-педагогические задачи, орга-

низатор должен постоянно искать варианты их решения,

которые в наибольшей степени принесут пользу молодому

человеку.

 

Принцип персонификации социально педагогического

влияния на молодых людей

В одной притче рассказывается история о том, как большое навод-

нение застигло обезьяну и рыбу.

Обезьяна, создание проворное и опытное, ухитрилась вскарабкать-

ся на дерево и ускользнула от бушующих вод. Посмотрев со своего

безопасного места вниз, она увидела, как отчаянно несчастная рыба

борется со стремительным потоком.

С самыми добрыми намерениями обезьяна наклонилась и вынула

рыбу из воды. Результат был печален —рыба задохнулась.

Вывод из этой притчи таков: что подходит одному человеку, мо-

жет не подойти другому. В этом и заключается смысл принципа

персонификации, который предполагает выбор задач и средств

сопровождения, адекватных социальной ситуации определенного

человека. Данный принцип также требует постановки персони-

фицированных целей социально-педагогической деятельности

по отношению к каждому человеку, а если социально-педаго-

гическая деятельность осуществляется по отношению к группе,

то необходимо учитывать последствия этой деятельности для

каждого члена группы.

Условиями реализации принципа персонификации являются:

 выработка персональных стратегии и тактики социально-

педагогической деятельности, адекватной потребностям

каждого объекта;

 осуществление мониторинга изменений в социальном раз-

витии того или иного молодого человека;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

2. Принципы социально педагогической деятельности

организатора работы с молодежью


 

 

83


 

 определение эффективности влияния фронтальных подходов

на решение проблем молодых людей;

 выбор специальных средств педагогического влияния на

каждого молодого человека;

 учет индивидуальных качеств молодых людей, их сущностных

сфер при выборе средств педагогического влияния;

 предоставление молодым людям возможности самостоятель-

ного выбора способов решения своих проблем.

В практической педагогической деятельности этот принцип

реализуется в следующих правилах:

✓ работа, проводимая с группой молодых людей, должна ори-

ентироваться на развитие каждого из них;

✓ социально-педагогическая работа с одним молодым челове-

ком не должна негативно отражаться на жизни других;

✓ осуществляя выбор средства социально-педагогической

деятельности, необходимо пользоваться информацией об

индивидуальных качествах каждого индивидуума;

✓ взаимодействие субъекта и объекта социально-педагоги-

ческой деятельности должно постоянно анализироваться

обеими сторонами этого взаимодействия.

 

Принцип конвенциальности социально педагогической

деятельности организаторов работы с молодежью

В одной греческой притче говорится: «Некто заявил человеку,

похвалявшемуся званием философа, что признает его таковым, если

он перенесет наносимые ему оскорбления спокойно и терпеливо. Тот

долго выслушивал брань и, наконец, с насмешкой спросил:

— Теперь-то ты веришь, что я действительно философ?

На это первый ответил:

— Я бы поверил, если бы ты промолчал.

Действительно, для человека, реализующего функции организа-

тора работы с молодежью, иногда важнее промолчать, чем гово-

рить. Да и не все можно рассказывать о своей деятельности.

Принцип конвенциальности предполагает, что решение

задач социально-педагогической деятельности определяется

соглашением о ее осуществлении, основой которого являются

потребности молодежи. Этот принцип требует рассматривать

социально-педагогическую деятельность организатора работы

с молодежью как определенную профессиональную услугу,


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

84


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

востребованную молодыми людьми. Причем следует отчетливо

понимать, что необходимость в данной деятельности может

осознаваться молодыми людьми с помощью организатора рабо-

ты с молодежью. Это совсем не значит, что социально-педагоги-

ческая деятельность должна быть навязана. Напротив, эффек-

тивность педагогического влияния в процессе сопровождения

повышается, если оно воспринимается молодым человеком как

необходимое ему.

Принцип конвенциальности реализуется при следующих ус-

ловиях:

 наличие мотивации сотрудничества у субъекта и объекта

социально-педагогической деятельности;

 четкое определение сферы допустимого вмешательства

в жизнь молодого человека на основе соглашения с ним;

 наличие эмоционального контакта между субъектом и объ-

ектом социально-педагогической деятельности;

 совместный поиск наиболее приемлемых форм сотрудни-

чества.

В практической педагогической деятельности этот принцип

реализуется в следующих правилах:

✓ все действия педагога не должны противоречить договорен-

ностям с молодыми людьми;

✓ любые действия должны предполагать сотрудничество мо-

лодых людей с организатором работы с молодежью;

✓ чем активнее взаимодействие организатора работы с моло-

дежью, с юношами и девушками, тем эффективнее социаль-

но-педагогическая деятельность;

✓ молодой человек всегда имеет право отказаться от помощи

организатора, реализующего функции социально-педагоги-

ческой деятельности.

 

Принцип оптимистической стратегии

Однажды два мудреца проходили мимо горы, к вершине которой

тащил свой камень Сизиф. Один мудрец, глядя на Сизифа, заметил:

— О да, в жизни всегда есть место выбору: делать то, что хочешь,

или то, что не хочешь. Этот человек выбрал второе.

— Его заставили заниматься этой работой обстоятельства, — отве-

тил другой мудрец, — увы, выбора у него не было.

— Был! — воскликнул первый мудрец. — Он мог или подчиниться

обстоятельствам, или нет!


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

2. Принципы социально педагогической деятельности

организатора работы с молодежью

— Но если бы он не подчинился, его бы за это жестоко наказа-

ли! — возразил другой мудрец.


 

 

85


— А разве, следуя чужой воле, он наказан не более ужасно, чем

если бы он не подчинился? — спросил первый.

Этот разговор услыхал Сизиф.

— Эй, вы! — прокричал он мудрецам, — вы это о чем? И не стыдно

вам, бездельникам, лицемерить? Да, жизнь моя тяжела. Однако я ею

доволен. Ибо если не можешь изменить обстоятельства, измени к ним

свое отношение и радуйся тому, что назначено тебе судьбой. Это и есть

мой выбор.

Сказав это, Сизиф дотащил глыбу до вершины, но она в очередной

раз сорвалась и с грохотом полетела вниз.

— Ну и дурак же ты, Сизиф, — сказал ему первый мудрец, — на-

верное, твой отец слишком хорошо приучил тебя к труду. А к любому

делу с умом подходить нужно. Что ты все тащишь и тащишь наверх этот

камень? Неужели еще не понял, что не по силам тебе взгромоздить

его на вершину?

— Это моя Судьба, — ответил Сизиф, спустился вниз и снова покатил

наверх камень.

— А хочешь, я тебе расскажу, что нужно сделать, чтобы камень сам

на гору впрыгнул? — спросил мудрец.

— Сам? Неужели это возможно? — почесал затылок Сизиф, и ка-

мень снова полетел вниз.

— Подойди ко мне, — позвал его мудрец.

Сизиф подошел к мудрецу, и тот что-то прошептал ему на ухо.

Сизиф задумался, глянул на камень, на вершину…

— Эврика! – подпрыгнул Сизиф.

Он побежал к верхушке горы, стал там на четвереньки, быстро-быст-

ро заработал руками. Из-под его рук во все стороны разлетелась земля.

Затем он вернулся к глыбе, покатил ее наверх, докатил до вырытой им

у самой вершины ямки, взгромоздил глыбу в ямку, и глыба останови-

лась. Затем Сизиф начал сбрасывать землю с вершины. Она сравнялась

с уровнем камня, и камень сам скатился на верхушку горы.

Сизиф стукнул себя кулаком в грудь:

— Я сделал это! У меня получилось! Спасибо тебе, мудрец, за совет.

Теперь я знаю, как закатывать камень на вершину!

Сказав это, Сизиф сбросил глыбу вниз, спустился, и, как обычно,

снова покатил ее наверх.

Мудрецы посмотрели ему вслед.

— О да, — вздохнул второй мудрец, — в жизни всегда есть место

выбору…

 

И надо верить в успех этого выбора. В этом и суть принципа опти-

мистической стратегии социально-педагогической деятельности


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

86


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

организатора работы с молодежью. Этот принцип предполагает,

что субъекты социально-педагогической деятельности являются

носителями позитивного социального опыта.

Реализация принципа оптимистической стратегии возможна

при следующих условиях:

 необходима реальная вера в позитивное развитие молодого

человека;

 организатор должен видеть в выборе, сделанном молодыми

людьми, прежде всего позитивную составляющую;

 педагог должен убедить молодых людей, что затруднения

и проблемы, возникшие у них, будут обязательно разрешены

при соответствующих усилиях.

В реализации этого принципа помогут следующие правила:

✓ верьте молодому человеку и верьте в его потенциал;

✓ верьте в себя и в свои возможности помочь молодому че-

ловеку;

✓ прилагайте усилия, чтобы добиться позитивных результа-

тов;

✓ акцентируйте внимание на радости жизни, это поможет

преодолеть трудности.

 

Принцип социального закаливания

Жил-был царь, и всего у него было в достатке, как и у всех царей.

Но вдруг беды начали обрушиваться на него и его царство. Наступила

страшная засуха, соседний царь воспользовался этим, напал на сто-

лицу и осадил ее. Началась эпидемия, в которой погибли вся семья

несчастного царя и половина жителей столицы. Когда войско ослабе-

ло, враг штурмом овладел городом и уничтожил оставшихся в живых.

Царю удалось бежать. Он отправился к своему другу, царю-союзнику,

с которым они вместе выросли, но по дороге его захватила в плен

шайка разбойников и продала в рабство. Три долгих и мучительных

года он провел на дальних плантациях и, наконец, бежал. Когда же он

достиг столицы своего друга, то его просто не пустили во дворец, так

как стража не поверила, что он царь, увидев его лохмотья. Тогда ему

пришлось устроиться на работу в городе, и целый год он трудился,

чтобы заработать себе на приличную одежду.

Только потом он предстал перед своим другом. Тот с состраданием

и пониманием отнесся к рассказу гостя и, подумав, сказал:

— Я помогу тебе. Дайте ему стадо овец в 100 голов, пусть пасет, —

приказал он.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

2. Принципы социально педагогической деятельности

организатора работы с молодежью


 

 

87


Убитый «дружеским» отношением царь-горемыка, все еще не веря,

что старая дружба забыта, поплелся пасти овец, ибо другого выхода

у него не было. Когда он пас овец, проклиная судьбу, на его стадо

напали волки и уничтожили всех овец. Придя с понурой головой во

дворец, он рассказал о случившемся. Друг приказал:

— Ну, хорошо, дайте ему 50 овец!

Но и это стадо погибло, бросившись в пропасть вслед за вожаком.

— Дайте ему 25 овец! — был следующий приговор.

В этот раз ничего не случилось, все овцы мирно паслись и плодились,

и через какое-то время у него было стадо в 1000 овец. Царь пришел

во дворец и сказал:

— Вот, у меня 1000 овец и через год будет вдвое больше!

Тогда его друг, обрадованный этой новостью, обняв его, громко

приказал:

— Заберите у него овец!

Вместо овец он отдал ему соседнее государство. Но наш царь, уже

давно разочаровавшийся в дружеских отношениях, спросил:

— Что же ты сразу не дал мне царство!?

— От него не осталось бы камня на камне, — ответствовал его муд-

рый друг. — Я просто подождал, когда кончится твоя черная полоса

жизни и наступит следующий этап. Теперь же он наступил. Овцы были

лишь показателем твоей судьбы.

Можно по-разному понимать смысл этой притчи, но она явно об

испытаниях человека, которые его закалили.

Принцип социального закаливания одновременно является

и принципом воспитания, предполагает включение воспитанни-

ков в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоле-

ния негативного воздействия социума, овладения определенными

способами этого преодоления, адекватными индивидуальным

особенностям человека, формирования социального иммунитета,

стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Существуют различные мнения об отношении к ученикам

в процессе воспитания. Несомненно, педагоги должны заботить-

ся о благополучии ученика, стремиться к тому, чтоб он был удов-

летворен своим статусом, своей деятельностью, мог реализовать

себя в системе социальных отношений в наибольшей степени.

При этом решение данных задач осуществляется по-разному,

в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на

авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от ре-

гулирования отношений воспитанника с окружающей средой.

Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что

человек не может приспособиться к отношениям более слож-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

88


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

ным, менее для него благоприятным, при этом некоторые

референтные отношения воспринимаются им как должное,

как типичное, как обязательное. Формируется так называемое

социальное ожидание благоприятных отношений как нормы.

Однако в обществе, в системе социальных отношений неблаго-

приятные факторы, воздействующие на человека, существуют

или в равном количестве, или даже в преобладании. (Напри-

мер, подростки могут попасть под влияние преступного мира,

не зная, как сопротивляться тому влиянию, которое этот мир

оказывает на них.)

В работах Махатмы Ганди есть термин «социальные прививки»,

которые понимаются им как постепенное познание ребенком от-

рицательных сторон жизни общества и выработка своеобразного

иммунитета к негативным явлениям. Они предполагают познание

физического страдания, духовной опустошенности, преодоление

болезни, страха, непротивление злу насилием1.

Условиями  реализации принципа социального закаливания

являются:

 включение детей в решение различных проблем социальных

отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные

пробы);

 диагностирование волевой готовности к системе социальных

отношений;

 стимулирование самопознания детей в различных социаль-

ных ситуациях, определения своей позиции и способа адек-

ватного поведения в различных ситуациях;

 оказание помощи детям в анализе проблем социальных от-

ношений и вариативном проектировании своего поведения

в сложных жизненных ситуациях;

В педагогической деятельности организатора работы с моло-

дежью этот принцип реализуется в следующих правилах:

✓ проблемы молодых людей надо решать с ними, а не за-

них;

✓ молодой человек не всегда должен легко добиваться успеха

в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог

успешной жизни в дальнейшем;

✓ не только радость, но и страдания, переживания воспиты-

вают человека;

 

1 См.: Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение М. К. Ганди. — М., 1969.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Формирование социальной компетентности молодежи


 

 

89


 

✓ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не

будет завтра, если их нет сегодня;

✓ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо

быть готовым к их преодолению.















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: