твенно контактирующими с молодым человеком. Такие события
могут быть разными по силе воздействия и по характеру отно-
шений молодого человека к этим событиям.
Вторым основанием для классификации может быть степень
активности участия в данном событии молодого человека. В кон-
тексте этой классификации можно выделить следующие группы
событий:
произошедшие с молодым человеком события, на которые
он не может оказать влияния;
в которых молодой человек является активным участни-
ком;
сконструированное самим молодым человеком;
о котором молодой человек имеет только информацию.
В другой классификации событий за основу может быть взято
отношение молодого человека к происходящему событию. В рамках
этой классификации выделяются следующие группы событий:
для молодого человека не значимо;
вызывает ситуативные эмоции;
вызывает достаточно длительные переживания;
вызывает стресс.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
|
|
108
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
Возможна классификация событий по их длительности. Условно
можно выделить такие группы:
краткое по времени (час, день);
среднее по длительности (до 10 дней);
продолжительное (более 10 дней, до месяца);
событие, которое стало текущей жизнью.
Социально-педагогическое сопровождение предполагает не
только помощь и поддержку молодого человека в период события,
но и конструирование событий его жизни, реализацию комплекса
целенаправленных последовательных педагогических действий,
обеспечивающих включенность молодого человека в данное со-
бытие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии
происходящего.
Первой функцией педагогического сопровождения является
обеспечение включенности в событие.
Включенность — личностное состояние по отношению к собы-
тию, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.
Объективным компонентом является участие молодого челове-
ка в событии, субъективным — отношение его к событию. Чем
больше включенность молодого человека в событие, тем больше
его воспитательный потенциал.
Второй функцией является стимулирование саморазвития на
основе рефлексии. В этом плане деятельность организатора работы
с молодежью должна быть направлена на формирование мотивов
как на осознание происходящего, его отражение, так и на поиск
путей самосовершенствования.
Стимулирование саморазвития человека предполагает форми-
рование мотивов самообразования и самовоспитания. Важными
|
|
чертами данного процесса является осознанность и целенап-
равленность процесса самосовершенствования человека, его
самопознание и определение своих потенциалов и направлений
работы над собой. При этом важно обучение воспитанников
способам самопознания, рефлексии, планирования жизненных
событий.
Создание условий для нравственного саморегулирования
предполагает педагогическую помощь молодым людям в осуще-
ствлении нравственной экспертизы происходящих событий на
основе сформированных норм отношений и поведения. Такая
помощь может быть оказана организатором работы с молодежью
совместно с педагогами, психологами, священнослужителями,
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
5. Социально педагогическое сопровождение событий
в жизни молодежи
109
социальными работниками. Эта помощь включает обсуждение
с молодыми людьми норм морали и обучение их нравственному
поведению. Важно при этом стимулировать нравственную само-
оценку и нравственную самокоррекцию поступков.
Психологические барьеры академик РАО Р.Х. Шакуров
определяет как «внешние и внутренние препятствия, сопро-
тивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его
активности»1.
Решение задачи преодоления психологических барьеров требу-
ет обеспечения педагогической помощи в мобилизации ресурсов
воспитанника для проявления активности в достижении своих
целей. При этом цели человека существенно зависят от понима-
ния им смысла своей жизни.
Организаторы работы с молодежью, реализуя эту задачу, долж-
ны создать условия для проявления молодыми людьми волевых
усилий в достижении ими поставленных целей деятельности
и стимулировать позитивное эмоциональное состояние, когда
эти цели достигнуты.
Актуализация ситуации предполагает, что каждое событие
должно содержать ситуационную доминанту (термин Т.В. Ма-
шаровой) — актуализированное внутреннее состояние чело-
века — определяющую в содержании данного события то, что
является для него значимым и выражается в его эмоциональной
оценке. Этот принцип требует оказания помощи молодому
человеку в анализе события, определении в нем главного
и второстепенного. Причем важно в деятельности и общении
выделить ту часть события, которая обладает большим потен-
циалом для решения педагогической задачи. Ситуационная
доминанта тесно связана с эмоциональной оценкой проис-
ходящего и поэтому предполагает развитие эмоциональной
сферы человека.
Перечисленные задачи лишь обозначают общую схему
подходов к педагогической деятельности, осуществляемой
в рамках экзистенциального подхода, и пока их можно рассмат-
ривать как комплекс необходимых, но далеко не достаточных
требований к реализации указанных выше целей обучения
и воспитания.
1 Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (Механизмы психодина-
мики). — Казань, 2001.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
110
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью