Вторая группа — события, произошедшие с людьми, непосредс-

твенно контактирующими с молодым человеком. Такие события

могут быть разными по силе воздействия и по характеру отно-

шений молодого человека к этим событиям.

Вторым основанием для классификации может быть степень

активности участия в данном событии молодого человека. В кон-

тексте этой классификации можно выделить следующие группы

событий:

 произошедшие с молодым человеком события, на которые

он не может оказать влияния;

 в которых молодой человек является активным участни-

ком;

 сконструированное самим молодым человеком;

 о котором молодой человек имеет только информацию.

В другой классификации событий за основу может быть взято

отношение молодого человека к происходящему событию. В рамках

этой классификации выделяются следующие группы событий:

 для молодого человека не значимо;

 вызывает ситуативные эмоции;

 вызывает достаточно длительные переживания;

вызывает стресс.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 



108


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

Возможна классификация событий по их длительности. Условно

можно выделить такие группы:

 краткое по времени (час, день);

 среднее по длительности (до 10 дней);

 продолжительное (более 10 дней, до месяца);

 событие, которое стало текущей жизнью.

Социально-педагогическое сопровождение предполагает не

только помощь и поддержку молодого человека в период события,

но и конструирование событий его жизни, реализацию комплекса

целенаправленных последовательных педагогических действий,

обеспечивающих включенность молодого человека в данное со-

бытие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии

происходящего.

Первой функцией педагогического сопровождения является

обеспечение включенности в событие.

Включенность — личностное состояние по отношению к собы-

тию, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является участие молодого челове-

ка в событии, субъективным — отношение его к событию. Чем

больше включенность молодого человека в событие, тем больше

его воспитательный потенциал.

Второй функцией является стимулирование саморазвития на

основе рефлексии. В этом плане деятельность организатора работы

с молодежью должна быть направлена на формирование мотивов

как на осознание происходящего, его отражение, так и на поиск

путей самосовершенствования.

 Стимулирование саморазвития человека предполагает форми-

рование мотивов самообразования и самовоспитания. Важными

чертами данного процесса является осознанность и целенап-

равленность процесса самосовершенствования человека, его

самопознание и определение своих потенциалов и направлений

работы над собой. При этом важно обучение воспитанников

способам самопознания, рефлексии, планирования жизненных

событий.

Создание условий для нравственного саморегулирования

предполагает педагогическую помощь молодым людям в осуще-

ствлении нравственной экспертизы происходящих событий на

основе сформированных норм отношений и поведения. Такая

помощь может быть оказана организатором работы с молодежью

совместно с педагогами, психологами, священнослужителями,


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

5. Социально педагогическое сопровождение событий

в жизни молодежи


 

 






109


 

социальными работниками. Эта помощь включает обсуждение

с молодыми людьми норм морали и обучение их нравственному

поведению. Важно при этом стимулировать нравственную само-

оценку и нравственную самокоррекцию поступков.

Психологические барьеры академик РАО Р.Х. Шакуров

определяет как «внешние и внутренние препятствия, сопро-

тивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его

активности»1.

Решение задачи преодоления психологических барьеров требу-

ет обеспечения педагогической помощи в мобилизации ресурсов

воспитанника для проявления активности в достижении своих

целей. При этом цели человека существенно зависят от понима-

ния им смысла своей жизни.

Организаторы работы с молодежью, реализуя эту задачу, долж-

ны создать условия для проявления молодыми людьми волевых

усилий в достижении ими поставленных целей деятельности

и стимулировать позитивное эмоциональное состояние, когда

эти цели достигнуты.

Актуализация ситуации предполагает, что каждое событие

должно содержать ситуационную доминанту (термин Т.В. Ма-

шаровой) — актуализированное внутреннее состояние чело-

века — определяющую в содержании данного события то, что

является для него значимым и выражается в его эмоциональной

оценке. Этот принцип требует оказания помощи молодому

человеку в анализе события, определении в нем главного

и второстепенного. Причем важно в деятельности и общении

выделить ту часть события, которая обладает большим потен-

циалом для решения педагогической задачи. Ситуационная

доминанта тесно связана с эмоциональной оценкой проис-

ходящего и поэтому предполагает развитие эмоциональной

сферы человека.

Перечисленные задачи лишь обозначают общую схему

подходов к педагогической деятельности, осуществляемой

в рамках экзистенциального подхода, и пока их можно рассмат-

ривать как комплекс необходимых, но далеко не достаточных

требований к реализации указанных выше целей обучения

и воспитания.

 

1 Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (Механизмы психодина-

мики). — Казань, 2001.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




110


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: