Результат деятельности организатора работы с молодежью
1. Целеустремленное и заинтересованное приобретение молодыми людьми
важных для профессиональной деятельности знаний и умений.
2. Освоение молодыми людьми опыта групповой деятельности и реализация
ими своей социальной активности.
3. Удовлетворение молодыми людьми интересов и потребностей в духовной
сфере.
4. Активное участие молодых людей в делах группы, факультета, университе-
та, в деятельности органов самоуправления, в планировании, организации
и анализе воспитательной работы.
5. Участие молодых людей в принятии решений, связанных с профессиональ-
ным развитием, организацией воспитательной работы, стимулированием
деятельности студентов
11. Социально педагогическое
сопровождение молодых участников
производственно экономической
деятельности и молодых
военнослужащих
1. Каковы особенности социально-педагогического сопро-
вождения участников производства и молодых военнослу-
жащих?
2. Какую роль в социально-педагогическом сопровождении
молодых рабочих играет наставничество?
3. Какие задачи социально-педагогического сопровождения
определяют содержание работы с молодыми военнослу-
жащими?
Участники производства
Молодые участники производственной деятельности — это мо-
лодые рабочие промышленного и сельскохозяйственного про-
изводства, а также молодые бизнесмены, менеджеры, техники,
инженеры и специалисты сельского хозяйства и торговли. Всех
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
11. Социально педагогическое сопровождение молодых участников
157
производственно экономической деятельности и молодых военнослужащих
их объединяет то, что они являются непосредственными учас-
тниками экономического процесса. За исключением рабочих,
выполняющих неквалифицированный труд (которых становит-
ся все меньше и меньше), все перечисленные категории имеют
различный уровень профессиональной подготовки и реализуют
свою профессиональную компетентность при непосредствен-
ном участии в решении производственно-экономических задач.
Возрастной диапазон этой категории достаточно большой: от
выпускников профессиональных училищ (18—19 лет) до ква-
лифицированных рабочих и инженеров (молодой возраст мы
условно обозначили до 30 лет).
Работая с этой категорией молодежи, организатор деятель-
ности с молодежью должен решать тот же комплекс задач, что
и с другими категориями молодежи. Однако здесь добавляются
еще несколько важных задач:
социально-педагогическая помощь в адаптации выпускников
образовательных учреждений в новых корпорациях;
поддержка профессионального успеха и создание условий
для профессионального роста;
обеспечение включенности молодых людей в творческую
деятельность по совершенствованию производства.
Производственный комплекс включает такие сугубо конкретные
требования, как своевремен ное начало рабочего дня, соблюдение
правил без опасности труда, чистоты и порядка на рабочем месте. Мо-
ральные требования предполагают со блюдение нравственных норм
рабочего коллек тива (уважительное отношение к товарищам по бри-
гаде, взаимопомощь, чуткость и т.д.). В комплекс орга низационных
входят такие требования, выполне ние которых помогает молодому
человеку приоб щиться к общественной жизни коллекти ва, принять
в ней активное участие. Для того что бы целенаправленная деятель-
ность была успеш ной, необходимо сопоставить цели деятельности
с объективными и субъективными возможностя ми. В этом случае
анализируется следующее:
на какую сферу или качество личности пре имущественно
воздействует тот или иной ме тод, что подвергается активному
формирова нию (сознание, поведение или чувства; воля, вни-
мание, воображение; гуманность, доброта, честность и т.д.);
какие методы воздействия на личность дают больший эф-
фект;
на какие действия реагирует мо лодой рабочий;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
158
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
владеет ли сам организатор всеми тонкостя ми того или иного
метода, научился ли эффек тивно его применять;
каким другим методом можно заменить в случае, если какой-
либо метод плохо сработает.
Ответы на подобного рода вопросы помогают организатору работы
с молодежью учесть личностный, субъективный фактор в воспи-
тании. Посредством их вскрыва ются такие возможности, которые
мо гут существовать и проявляться исключительно в конкретных,
реальных условиях.
В организации работы с молодежью в ус ловиях производства
имеются определенные трудности. Это, например, разновозрас-
тной со став новых рабочих; большая номенклатура профессий
и ее оперативность в удовлетворе нии нужд производства в кадрах;
построение воспитательной работы в условиях действую щего
производства; педагогическая неподготов ленность самих воспи-
тателей — членов трудо вого коллектива. По существу, речь идет
об определении действенности молодежной рабо ты.
Педагогически рационально организован ная на предприятии
работа с молодежью пре следует цели развития личности на ос-
нове сти мулирования преемственности в трудовом и професси-
ональном воспитании. Социально-пе дагогические особенности
воспитательных средств состоят здесь в следующем:
воспитательное воздействие осуществляется посредством органи-
зации разнообразной дея тельности самих юношей и девушек;
необходимо стимулировать активное участие самого молодо-
го человека в жизни коллектива и тем самым в собст венном
воспитании;
вся система психолого-педагогических средств должна быть
направлена на развитие целостной лич ности;
способы воздействия на личность рабочего должны до полнять
друг друга и не действовать изолированно.
В целом социально-педагогическая ценность производственных
корпораций обусловлена тем, что достигается:
конкретизация деятельности молодого человека в со ответствии
с жизненно важными технически ми, экономическими и об-
щественно-политиче скими задачами;
ориентация молодежи на профес сии в результате ознакомления
как с содержа нием, так и с организацией труда в корпорации;
приобретение молодежью личного социаль но-трудового
опыта.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
11. Социально педагогическое сопровождение молодых участников
159
производственно экономической деятельности и молодых военнослужащих
Особое значение в организации работы с молодыми рабочими
имеет наставничество, которое представляет собой систему со-
циально-педагогических воздействий более опытных участников
производственной деятельности на молодых его участников
с целью оказания им помощи в профессиональном становлении
и адаптации к условиям производственной деятельности.
Наставничество решает комплекс следующих задач:
формирование профессиональной идентичности;
формирование ответственности за результаты производс-
твенной деятельности;
сокращение сроков профессиональной и социальной адап-
тации;
воспитание профессионально-этических качеств;
обучение специальным профессиональным компетенциям.
Наставничество, как правило, имеет характер волонтерской
деятельности и осуществляется на общественных началах. По-
этому в современных условиях важно, чтобы координация этой
деятельности в производственных корпорациях осуществлялась на
профессиональной основе организаторами работы с молодежью.
В условиях производственной корпорации традиционно выде-
ляют следующие формы наставничества: индивидуальная, груп-
повая, бригадная и коллективная формы. Эти формы не являются
изолированными, а взаимосвязаны и проникают одна в другую.
Каждая из них имеет свои преимущества перед другими.
Индивидуальная форма наставничества предполагает при-
крепление одного наставника к одному участнику производс-
твенной деятельности. В этом случае предоставляется большая
возможность наиболее полного изучения молодых участников
производства и оказания им своевременной помощи.
Когда идет речь о групповой форме наставничества, то имеется
в виду следующее: одна группа более опытных людей осуществля-
ет наставническую деятельность по отношению к другим группам
менее опытных. Второй вариант групповой (а также бригадной
и коллективной) формы наставничества — шефство целой группы
(бригады, коллектива) над одним человеком. Задача наставни-
ка в данном случае предполагает активное включение в работу
группы молодых людей и на основе этого оказание им помощи
в социальном и профессиональном становлении.
Выделяют три периода наставничества: вводный, стабилизаци-
онный, заключительный. Причем в каждом периоде выделяют
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
160
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
два аспекта: профессиональный, связанный с формированием
профессиональной идентичности, и связанный с социальной
адаптацией.
Вводный период наставничества характеризуется вхождени-
ем молодого участника производства в коллектив. Наставник
в первый же день должен встретиться с молодым участником
производства, установить с ним контакт, подумать, как оказать на
него социально-педагогическое влияние. Молодой человек, входя
в новую для него среду, не знает специфики общения в данном
коллективе, не знает принципов отношений, многие вещи для
него являются новыми. И в этом случае наставник оказывает ему
соответствующую помощь.
В период стабилизации молодого участника производства
создаются благоприятные условия для постепенного професси-
онального роста молодого человека, организуется работа по ока-
занию помощи в решении тех или иных производственных задач,
одновременно с этим формируется мотивация производственной
деятельности, определяются перспективы профессионального
роста.
В заключительный период наставничества происходит расшире-
ние профессиональной сферы деятельности молодых участников
производства, они полностью овладевают комплексом профес-
сиональных обязанностей, и в данном случае наставник лишь
помогает определить перспективу их деятельности.
Какими же критериями определяется эффективность настав-
ничества? Для вводной ступени характерна готовность молодого
участника производства не только к воздействию наставника,
но и к активному взаимодействию с наставником; поиск своего
собственного становления здесь просматривается через субъ-
ект-субъектный подход. На ступени стабилизации происходят
значительные сдвиги в профессиональной подготовленности
и социальном росте молодого участника производства под
влиянием наставника. На заключительной ступени речь идет
о профессионально-трудовой активности в овладении профес-
сиональным мастерством.
Необходимо отметить, что в нашем понимании деятельность
наставника есть не что иное, как деятельность организатора ра-
боты с молодежью.
Таким образом, одним из специфических направлений деятель-
ности организатора работы с молодежью с молодыми участниками
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
11. Социально педагогическое сопровождение молодых участников
161
производственно экономической деятельности и молодых военнослужащих
производственной деятельности является организация наставни-
чества и оказание помощи молодому участнику производственной
деятельности в профессиональном становлении и социальной
адаптации в новой для него производственной сфере.