Организация работы с учащейся молодежью

Результат деятельности организатора работы с молодежью

1. Целеустремленное и заинтересованное приобретение молодыми людьми

важных для профессиональной деятельности знаний и умений.

2. Освоение молодыми людьми опыта групповой деятельности и реализация

ими своей социальной активности.

3. Удовлетворение молодыми людьми интересов и потребностей в духовной

сфере.

4. Активное участие молодых людей в делах группы, факультета, университе-

та, в деятельности органов самоуправления, в планировании, организации

и анализе воспитательной работы.

5. Участие молодых людей в принятии решений, связанных с профессиональ-

ным развитием, организацией воспитательной работы, стимулированием

деятельности студентов

 

 

11. Социально педагогическое

сопровождение молодых участников

производственно экономической

деятельности и молодых

военнослужащих

1. Каковы особенности социально-педагогического сопро-

вождения участников производства и молодых военнослу-

жащих?

2. Какую роль в социально-педагогическом сопровождении

молодых рабочих играет наставничество?

3. Какие задачи социально-педагогического сопровождения

определяют содержание работы с молодыми военнослу-

жащими?

 

Участники производства

Молодые участники производственной деятельности это мо-

лодые рабочие промышленного и сельскохозяйственного про-

изводства, а также молодые бизнесмены, менеджеры, техники,

инженеры и специалисты сельского хозяйства и торговли. Всех


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

11. Социально педагогическое сопровождение молодых участников


 

 




157


производственно экономической деятельности и молодых военнослужащих

 

их объединяет то, что они являются непосредственными учас-

тниками экономического процесса. За исключением рабочих,

выполняющих неквалифицированный труд (которых становит-

ся все меньше и меньше), все перечисленные категории имеют

различный уровень профессиональной подготовки и реализуют

свою профессиональную компетентность при непосредствен-

ном участии в решении производственно-экономических задач.

Возрастной диапазон этой категории достаточно большой: от

выпускников профессиональных училищ (18—19 лет) до ква-

лифицированных рабочих и инженеров (молодой возраст мы

условно обозначили до 30 лет).

Работая с этой категорией молодежи, организатор деятель-

ности с молодежью должен решать тот же комплекс задач, что

и с другими категориями молодежи. Однако здесь добавляются

еще несколько важных задач:

 социально-педагогическая помощь в адаптации выпускников

образовательных учреждений в новых корпорациях;

 поддержка профессионального успеха и создание условий

для профессионального роста;

 обеспечение включенности молодых людей в творческую

деятельность по совершенствованию производства.

Производственный комплекс включает такие сугубо конкретные

требования, как своевремен ное начало рабочего дня, соблюдение

правил без опасности труда, чистоты и порядка на рабочем месте. Мо-

ральные требования предполагают со блюдение нравственных норм

рабочего коллек тива (уважительное отношение к товарищам по бри-

гаде, взаимопомощь, чуткость и т.д.). В комплекс орга низационных

входят такие требования, выполне ние которых помогает молодому

человеку приоб щиться к общественной жизни коллекти ва, принять

в ней активное участие. Для того что бы целенаправленная деятель-

ность была успеш ной, необходимо сопоставить цели деятельности

с объективными и субъективными возможностя ми. В этом случае

анализируется следующее:

 на какую сферу или качество личности пре имущественно

воздействует тот или иной ме тод, что подвергается активному

формирова нию (сознание, поведение или чувства; воля, вни-

мание, воображение; гуманность, доброта, честность и т.д.);

 какие методы воздействия на личность дают больший эф-

фект;

 на какие действия реагирует мо лодой рабочий;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




158


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

 владеет ли сам организатор всеми тонкостя ми того или иного

метода, научился ли эффек тивно его применять;

 каким другим методом можно заменить в случае, если какой-

либо метод плохо сработает.

Ответы на подобного рода вопросы помогают организатору работы

с молодежью учесть личностный, субъективный фактор в воспи-

тании. Посредством их вскрыва ются такие возможности, которые

мо гут существовать и проявляться исключительно в конкретных,

реальных условиях.

В организации работы с молодежью в ус ловиях производства

имеются определенные трудности. Это, например, разновозрас-

тной со став новых рабочих; большая номенклатура профессий

и ее оперативность в удовлетворе нии нужд производства в кадрах;

построение воспитательной работы в условиях действую щего

производства; педагогическая неподготов ленность самих воспи-

тателей — членов трудо вого коллектива. По существу, речь идет

об определении действенности молодежной рабо ты.

Педагогически рационально организован ная на предприятии

работа с молодежью пре следует цели развития личности на ос-

нове сти мулирования преемственности в трудовом и професси-

ональном воспитании. Социально-пе дагогические особенности

воспитательных средств состоят здесь в следующем:

 воспитательное воздействие осуществляется посредством органи-

зации разнообразной дея тельности самих юношей и девушек;

 необходимо стимулировать активное участие самого молодо-

го человека в жизни коллектива и тем самым в собст венном

воспитании;

 вся система психолого-педагогических средств должна быть

направлена на развитие целостной лич ности;

 способы воздействия на личность рабочего должны до полнять

друг друга и не действовать изолированно.

В целом социально-педагогическая ценность производственных

корпораций обусловлена тем, что достигается:

 конкретизация деятельности молодого человека в со ответствии

с жизненно важными технически ми, экономическими и об-

щественно-политиче скими задачами;

 ориентация молодежи на профес сии в результате ознакомления

как с содержа нием, так и с организацией труда в корпорации;

 приобретение молодежью личного социаль но-трудового

опыта.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

11. Социально педагогическое сопровождение молодых участников


 

 






159


производственно экономической деятельности и молодых военнослужащих

 

Особое значение в организации работы с молодыми рабочими

имеет наставничество, которое представляет собой систему со-

циально-педагогических воздействий более опытных участников

производственной деятельности на молодых его участников

с целью оказания им помощи в профессиональном становлении

и адаптации к условиям производственной деятельности.

Наставничество решает комплекс следующих задач:

 формирование профессиональной идентичности;

 формирование ответственности за результаты производс-

твенной деятельности;

 сокращение сроков профессиональной и социальной адап-

тации;

 воспитание профессионально-этических качеств;

 обучение специальным профессиональным компетенциям.

Наставничество, как правило, имеет характер волонтерской

деятельности и осуществляется на общественных началах. По-

этому в современных условиях важно, чтобы координация этой

деятельности в производственных корпорациях осуществлялась на

профессиональной основе организаторами работы с молодежью.

В условиях производственной корпорации традиционно выде-

ляют следующие формы наставничества: индивидуальная, груп-

повая, бригадная и коллективная формы. Эти формы не являются

изолированными, а взаимосвязаны и проникают одна в другую.

Каждая из них имеет свои преимущества перед другими.

Индивидуальная форма наставничества предполагает при-

крепление одного наставника к одному участнику производс-

твенной деятельности. В этом случае предоставляется большая

возможность наиболее полного изучения молодых участников

производства и оказания им своевременной помощи.

Когда идет речь о групповой форме наставничества, то имеется

в виду следующее: одна группа более опытных людей осуществля-

ет наставническую деятельность по отношению к другим группам

менее опытных. Второй вариант групповой (а также бригадной

и коллективной) формы наставничества — шефство целой группы

(бригады, коллектива) над одним человеком. Задача наставни-

ка в данном случае предполагает активное включение в работу

группы молодых людей и на основе этого оказание им помощи

в социальном и профессиональном становлении.

Выделяют три периода наставничества: вводный, стабилизаци-

онный, заключительный. Причем в каждом периоде выделяют


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




160


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

два аспекта: профессиональный, связанный с формированием

профессиональной идентичности, и связанный с социальной

адаптацией.

Вводный период наставничества характеризуется вхождени-

ем молодого участника производства в коллектив. Наставник

в первый же день должен встретиться с молодым участником

производства, установить с ним контакт, подумать, как оказать на

него социально-педагогическое влияние. Молодой человек, входя

в новую для него среду, не знает специфики общения в данном

коллективе, не знает принципов отношений, многие вещи для

него являются новыми. И в этом случае наставник оказывает ему

соответствующую помощь.

В период стабилизации молодого участника производства

создаются благоприятные условия для постепенного професси-

онального роста молодого человека, организуется работа по ока-

занию помощи в решении тех или иных производственных задач,

одновременно с этим формируется мотивация производственной

деятельности, определяются перспективы профессионального

роста.

В заключительный период наставничества происходит расшире-

ние профессиональной сферы деятельности молодых участников

производства, они полностью овладевают комплексом профес-

сиональных обязанностей, и в данном случае наставник лишь

помогает определить перспективу их деятельности.

Какими же критериями определяется эффективность настав-

ничества? Для вводной ступени характерна готовность молодого

участника производства не только к воздействию наставника,

но и к активному взаимодействию с наставником; поиск своего

собственного становления здесь просматривается через субъ-

ект-субъектный подход. На ступени стабилизации происходят

значительные сдвиги в профессиональной подготовленности

и социальном росте молодого участника производства под

влиянием наставника. На заключительной ступени речь идет

о профессионально-трудовой активности в овладении профес-

сиональным мастерством.

Необходимо отметить, что в нашем понимании деятельность

наставника есть не что иное, как деятельность организатора ра-

боты с молодежью.

Таким образом, одним из специфических направлений деятель-

ности организатора работы с молодежью с молодыми участниками


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

11. Социально педагогическое сопровождение молодых участников


 

 






161


производственно экономической деятельности и молодых военнослужащих

 

производственной деятельности является организация наставни-

чества и оказание помощи молодому участнику производственной

деятельности в профессиональном становлении и социальной

адаптации в новой для него производственной сфере.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: