1) Боюсь ли я смерти?
2) Что такое смерть?
3) Как пережить смерть близкого человека?
В ходе занятий со старшеклассниками были выявлены следую-
щие основные препятствия, тормозящие процесс осмысления
ими жизненных проблем:
недостаточное владение старшеклассниками навыками кон-
структивного общения;
конформизм как избегание старшеклассником ситуаций поис-
ка ввиду непредрешенности результата и ситуаций выбора;
юношеский максимализм.
Преодоление этих препятствий возможно, если между педаго-
гами и школьниками устанавливаются доверительные отношения
и осуществляется пропедевтическая работа по подготовке стар-
шеклассников к преодолению жизненных трудностей.
И.Р. Конжин в своем исследовании охарактеризовал педаго-
гические ситуации, позитивно влияющие на подготовку стар-
шеклассников к преодолению жизненных трудностей. Было
выделено восемь видов ситуаций, которые, в свою очередь, могут
реализовываться на различных уровнях1.
1. Ситуация поиска предполагает организацию поиска чего-либо
в значимой для старшеклассников деятельности, может характери-
зоваться дополнительными усложняющими показателями, такими
как неполные данные, ограничение во времени. Поиск в данном
случае рассматривается широко: от предметного поиска до поиска
выхода из созданной педагогами ситуации. Данный тип ситуаций
используется на коллективном и индивидуальном уровнях.
2. Ситуация-катализатор. Представляет собой такое педаго-
гическое действие, которое способствует активности ребенка
в познании себя и самореализации. Как правило, такому дейст-
вию предшествует ряд ситуаций, требующих от старшеклассника
приложения некоторых усилий. Ситуация-катализатор не только
активизирует старшеклассника, но и содержит представление
о ценности преодоления жизненных трудностей, затрагивает
1 Конжин И.Р. Педагогические условия подготовки старшеклассников
к преодолению сложных жизненных ситуаций: Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Кострома, 2003.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
146
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
ценностные и мотивационные сферы личности. Примером ситуа-
ции-катализатора может быть беседа, проведенная с конкретным
ребенком, и организация агитбригады, участие в которой касается
всех участников лагерной смены.
3. Ситуация неожиданности и новизны. Для педагога является
важным, чтобы новые ситуации становились значимыми для
старшеклассников, стимулировали интерес к освоению новой
деятельности, формировали новые знания и умения. Кроме того,
возможность введения новых условий деятельности в привычные
обстоятельства, нестандартные обстоятельства использования
уже сформированных умений и навыков позволяют формировать
сложные жизненные ситуации в знакомой для старшеклассников
деятельности.
4. Ситуация ответственности и значимости. В этом случае
используется прием создания особого отношения к какой-ли-
бо ситуации или деятельности. Ощущение ответственности за
выполняемую работу, значимость деятельности для коллектива,
оценка со стороны референтной группы и взрослых многократно
повышают значимость ситуаций и преодоления затруднений,
возникающих при их решении.
5. Ситуация ограничения возможностей. Деятельность в услови-
ях, когда реализация потребностей затруднена, всегда вызывает
сложности в использовании ресурсов личности. В частности,
ограничение способов достижения цели создает условия для
поиска новых средств, создает направленность на преодоление
преград, способствует формированию конкретных способов
деятельности. Данный вид ситуаций достаточно широко исполь-
зуется в творческой деятельности старшеклассника и в работе
с ребятами-лидерами.
6. Ситуация преграды является наиболее распространенным ви-
дом. То, что в том или ином виде деятельности перед старшеклас-
сниками встает преграда, — затруднение. Такой преградой могут
стать интеллектуальные затруднения, необходимость принятия
решений, сложные отношения с товарищами или взрослыми,
необходимость преодоления личного комплекса. Такие ситуации
можно создавать спонтанно или заранее готовить старшеклассни-
ка к необходимости преодоления такой преграды.
7. Ситуация альтернатив. Наблюдения показывают, что выбор
и принятие решения для старшеклассников зачастую становятся
сложными явлениями. Ситуация альтернатив используется в основ-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
10. Социально педагогическое сопровождение учащихся
профессиональных учебных заведений
147
ном в индивидуальной работе, поскольку даже коллективно прини-
маемые решения сопровождаются личным выбором каждого.
8. Ситуация-провокация. Использование провокаций доста-
точно хорошо известно в психотерапии, и их успешно можно
использовать в педагогической практике. Суть приема заключа-
ется в стимулировании активности старшеклассника в ситуации,
заведомо имеющей противоречивый характер. Именно в таких
ситуациях, как правило, проверяются морально-волевые, нравс-
твенные качества личности. Использование ситуации-провока-
ции требует от педагога не только организации самой ситуации,
но и последействия, когда происходит демонстрация последствий
поведения в ситуации, ее рефлексия.
Выбор того или иного приема зависит от типа сложной жизненной
ситуации, типа переживаний, которые необходимо создать для дан-
ного старшеклассника, от индивидуальных особенностей ребенка,
в частности, от его подготовленности к преодолению сложностей.
Роль организаторов работы со старшеклассниками выполняют
члены педагогического коллектива, и в первую очередь классные
руководители старших классов. Но все большее влияние на жизнь
старшеклассников оказывают руководители молодежных органи-
заций, профессиональные организаторы работы с молодежью.
Таким образом, старшеклассники вместе с другими категориями
молодежи являются объектом социально-педагогической деятельнос-
ти. Но при этом необходимо учитывать особенности этой категории
молодежи и особенности данного этапа их жизни, ориентируясь на
их интересы, потребности. При этом очень важно оказать поддержку
старшеклассникам в разрешении их жизненных проблем.
10. Социально педагогическое
сопровождение учащихся
профессиональных учебных заведений
1. Каковы особенности работы организатора работы с мо-
лодежью с учащимися и студентами профессиональных
учебных заведений?
2. Как учитывать интересы различных групп учащейся моло-
дежи?
3. Каковы особенности работы с учащимися профессиональ-
ных училищ и техникумов?
4. Как лучше организовать работу со студентами вузов?
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
148
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
Учащиеся образовательных учреждений начального
и среднего профессионального образования
Поступив в профессиональное училище или в среднее про-
фессиональное учебное заведение, техникум или колледж,
молодой человек приобретает уже новый социальный статус,
и в соответствии с эти изменяется его собственное отношение
к себе. В этих образовательных учреждениях организатор рабо-
ты с молодежью сталкивается со сложным и, по существу, еще
недостаточно изученным процессом ускоренной социализации.
За сравнительно короткий срок в профессиональном училище
у молодых людей происходит достаточно серьезный психологи-
ческий скачок в сознании, зависящий во многом от окружающих
его людей. Необходимо отметить качества личности, которые
появляются у учащихся профессиональных училищ или техни-
кумов. Став учащимися профессиональных учебных заведений,
ребята считают себя достаточно взрослыми и требуют опреде-
ленного уважения и понимания их нового социального стату-
са. Дело в том, что в профессиональном училище происходит
формирование профессиональной идентичности, понимания
себя в будущей профессии, понимания своего собственного
значения в решении производственных и экономических задач.
В профессиональном учебном заведении, в образовательном
учреждении начального и среднего профессионального образо-
вания происходит понимание молодым человеком собственных
возможностей и возможностей реализации своих потенциалов.
Приход в профессиональное училище, выбор профессиональ-
ной деятельности во многом способствуют тому, что человек,
выбравший это направление в жизни, стремится к определенной
самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой
для себя деятельности.
Если проанализировать данные о том, что лежит в основе выбо-
ра учащимися своей конкретной профессии, то выясняется, что
это прежде всего причины экономического характера: желание
иметь в будущем хороший заработок – для 42% опрошенных,
возможность устроиться на работу — для 31%, социальная пре-
стижность профессии – для 18%. Весьма привлекательным ас-
пектом в выбранной профессии учащиеся назвали возможность
развивать свои способности и интересы — 28% опрошенных,
творческий характер труда по профессии привлекает 8%, решили
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
10. Социально педагогическое сопровождение учащихся
профессиональных учебных заведений
149
продолжать профессиональную деятельность своих родителей
9% опрошенных.
Как показывает анализ полученных данных, каких-либо сущес-
твенных гендерных различий между причинами, побудившими
как юношей, так и девушек избрать конкретную профессию для
обучения, не обнаружено, за исключением лишь того, что не-
сколько больше юношей, по сравнению с девушками, отметили
такую причину, как желание в будущем иметь более высокий
заработок (соответственно 38 и 24%).
В свою очередь, большинство девушек указывает такую при-
чину выбора своей профессии, как творческий характер труда по
профессии, возможность развивать свои способности и интересы
(соответственно 32,2 и 21,5%).
О серьезности профессиональной ориентации, целях
и планах учащихся, их ответственности за свое решение идти
обучаться в профессиональное училище (ПУ) говорит то, что
решающее влияние на их жизненно важный выбор оказало со-
циальное окружение: родители — 47%, приятели, друзья — 34%,
близкие родственники — 12%, а почти четвертая часть опро-
шенных утверждает, что сама приняла это решение, что в целом
можно оценивать как высокую мотивационную устойчивость
в ориентации на конкретное профессиональное обучение.
Положительное влияние на принятие решения обучаться в ПУ
(20% опрошенных) оказали средства массовой информации,
учителя школы.
Необходимо отметить наличие выраженной преемственности
социального положения, которая способствует воспроизводству
социальной структуры региона и обеспечивает лучшее вхождение
молодежи в социальную группу высокооплачиваемых рабочих,
поскольку среда воспитания и развития формирует личностные
представления и профессиональную направленность. ПУ вы-
ступает как канал включения молодежи в социальную структуру
общества, рыночные отношения.
Исследование показало, что 14—15-летние девушки и юноши,
поступая в ПУ, выпадают из привычной им среды общения, где
они находились под опекой родителей, родственников, под кон-
тролем общественного мнения, близкого им круга друзей, това-
рищей, учителей, и получают большую относительную свободу
в стенах профессионального училища или техникума в условиях
новой для них среды.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
150
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
Молодые люди попадают в маргинальное положение, им
приходится адаптироваться к непривычным условиям обуче-
ния, а значительной части — к самостоятельному образу жизни
и обстановке другого типа поселения. Потеря привычной для
учащихся среды обучения и общения, а для некоторых и про-
живания — опасное состояние для юной личности, только что
вступившей в общественную жизнь.
Отсутствие привычного для молодежи устойчивого социального
контроля, неопределенность взглядов, несформированность норм
поведения, распространенность примитивных стереотипов – все
это создает сложную социальную проблему. К сожалению, слож-
ные социально-психологические и педагогические процессы,
специфика становления новой среды взросления еще не всегда
учитываются в работе с учащимися профессиональных училищ
и техникумов. Следствием этих объективных и субъективных
факторов становится появление ряда проблем и нежелательных
последствий, негативно влияющих на социальную адаптацию
молодежи к обучению и профессиональной деятельности.
Организатору работы с молодежью в условиях профессио-
нального обучения следует внимательно изучать особенности
формирования личности молодого человека, попавшего в новые
социальные условия, для того чтобы оказывать ему существенную
профессиональную поддержку в процессе адаптации.
Студенты вузов
Организация работы со студентами вузов имеет свою специфи-
ку, обусловленную характерными чертами представителей этой
группы молодежи, которые всегда отличались наибольшей ак-
тивностью и самостоятельностью мышления.
С позиции специалистов, работающих со студенческой мо-
лодежью, отношение к студенту представляет собой отношение
к нему как к субъекту собственного развития, нацеленного на
поиск личностных смыслов. В связи с этим основной задачей
организатора работы с молодежью является создание условий для
реализации субъектности студента и формирования у него на этой
основе социальной ответственности, нравственных убеждений
и готовности к профессиональной деятельности. В русле данной
стратегии важной задачей организатора работы с молодежью в ву-
зе является со действие в самореализации личностно-творческого
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
10. Социально педагогическое сопровождение учащихся
профессиональных учебных заведений
151
потенциала студента. Необходимо создать условия для того, чтобы
студенты стремились к следующему:
целеустремленно и заинтересованно приобретать важные для
профессиональной деятельности знания и умения;
осваивать опыт групповой деятельности и реализовывать
свою социальную активность;
удовлетворять свои интересы и потребно сти в духовной
сфере;
активно участвовать в делах группы, факультета, университе-
та, в дея тельности органов самоуправления, в планировании,
организации и анализе воспитательной работы;
участвовать в принятии решений, связанных с профессио-
нальным развитием, с организацией воспитательной работы,
стимулированием деятельности сту дентов.
Организатор работы с молодежью должен стремиться к тому,
чтобы студенческая группа стала благоприятной средой не только
для обучения, но и для развития профессионально важных качеств
будущего педагога. Создание благоприятного психологического
климата в группе, развитие студенческого коллектива являются
важными условиями воспитания студента. В учебной и внеучеб-
ной деятельности необходимо использовать педагогические
средства, которые развивают отношения между студентами, учат
их сотрудничеству, формируя у них коммуникативные умения
и навыки, организаторские способности, способствуют их ин-
дивидуальному развитию в групповой дея тельности.
Руководство факультета должно стимулировать становление
группы как субъекта воспитательного процесса. В связи с этим
целесообразно предос тавить студенческой группе возможность
принимать решения по вопросам жизнедеятельности факультета
и своего коллектива, возлагать на группу от ветственность за оп-
ределенные участки деятельности на факультете. Студен ческая
группа, как целостность и общность людей, должна осознать
необхо димость и полезность взаимодействия и сотрудничества
с другими группами, иметь возможность оценивать свои коллек-
тивные достижения.
Одной из задач организатора работы с молодежью является
организация быта студентов – это деятельность, связанная с удов-
летворением по требности людей в пище, одежде, жилище, под-
держании здоровья, а также деятельность, связанная с усвоением
духовных благ, культурного общения, отдыха и развлечений.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
152
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
Она включает в себя следующее:
труд по самообслуживанию — благоустройство жилища,
учебных ауди торий и прилегающей к учебным корпусам
территории;
соблюдение режима труда и отдыха;
трудоустройство (временное и постоянное);
организацию досуга.
Характер труда, его качество и произведенные усилия, мотивы
труда и его место в режиме существования – все это можно рас-
сматривать в качестве проекции отношений молодого человека
к своему университету, людям, об ществу, родине, к жизни как
таковой и своему «Я». В связи с этим в педагогиче ском вузе необ-
ходимо создать такие условия, чтобы студент превратился в homo
faber — человека «делающего», в том числе и самого себя.
Труд по самообслуживанию требует прежде всего бережного
отноше ния к своим личным вещам и регулярного ухода за ними
(одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), а также
за предметами общего пользо вания в учебных корпусах универси-
тета и общежитиях (необходимо производить уборку помещений
и их эстетическое оформление, ремонт мебели и учебного обо-
рудования и т.п.). Он требует также разумной самоорганизации
своего личного простран ства и времени, становления индивиду-
ального уклада жизни.
Быт предусматривает осознание необходимости использования
в прак тике рекомендаций по планированию и организации учеб-
ной и другой на грузки, чередованию умственного и физического
труда, соблюдению режима труда и отдыха с учетом индивиду-
альных психофизиологических особенно стей человека. Студенты
должны сознательно соблюдать установленные в вузе нормы
«общего жития», подчиняясь принятым правилам внутреннего
распорядка и правилам проживания в общежитии.
Традиционная форма организации быта студента – досуг – та
часть сво бодного времени, которая связана с личным потребле-
нием материальных и духовных благ, самоценная деятельность,
составляющая органичный эле мент быта и направленная на удов-
летворение потребностей в отдыхе, развле чении, саморазвитии.
Досуг рассматривается как одно из средств по гружения человека
в культуру, способ превращения свободного времени в средство
активного отдыха и дальнейшего физического, духовного, нравст-
венного развития, стимул для самосовершенствования, арена для
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
10. Социально педагогическое сопровождение учащихся
профессиональных учебных заведений
153
самовы ражения и самореализации. Участвуя в различного рода
досуговых меро приятиях (фестивалях, конкурсах, эстафетах, праз-
дниках, олимпиадах и пр.), студенты удовлетворяют потребности
в общении и познании, подготавли вают себя к профессиональной
деятельности, восстанавливают силы и энер гию, затраченные
в процессе учебы, труда и общественной деятельности.
В структуре культурно-досуговой деятельности выделяется ряд
разно видностей:
активная творческая деятельность (индивидуальная,
коллектив ная и общественная);
самообразование;
любительский труд (хобби);
различные виды культурного потребления (развлечения,
носящие об щественный характер и лично регулируемые,
индивидуальное культурное потребление);
физические занятия (самостоятельные и в специальных
спортивных социальных институтах);
участие в профессионально-ориентированной благотвори-
тельной дея тельности в рядах волонтерских отрядов различ-
ной направленности (социально-педагогической, экологи-
ческой, трудовой и др.);
дружеские встречи.
Отдельно выделяется квазидосуг как вид деятельности, вы-
полняемый в свободное время, которому присуща определенная
вынужденность (напри мер, участие в дежурстве по общежитию
или в субботнике).
Решение проблем организации быта и отдыха студентов нужда-
ется в педагогическом сопровождении, которое состоит в раскры-
тии перед ними поля выбора содержания и форм самореализации
в свободное от учебы время, организации социальных проб на
основе рефлексивной оценки проис ходящих событий.
Социально-педагогическое сопровождение быта и отдыха
предполагает решения следующих задач:
создание «поля самореализации», организацию, моделиро-
вание соци альных ситуаций, способствующих максималь-
ному проявлению ин дивидуального (личного) потенциала
студентов;
оптимизацию их жизнедеятельности; создание обстановки
сотрудниче ства и взаимопонимания в условиях профессио-
нально-ориентиро ванной креативной среды;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
154
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
предоставление возможности выбора сферы деятельности
и общения с учетом возраста, гендерных отличий, профес-
сиональной направленно сти, диапазона индивидуальных
интересов и потребностей, обеспечи вающих повышение
инициативности, активности, творческой направленности
в деятельно сти, расширение социальных контактов моло-
дежи;
организацию социальных проб: совокупность последова-
тельных дейст вий, связанных с выполнением студентами
специально и само стоятельно организованной социальной
деятельности на основе выбора способа поведения в этой
деятельности, являющихся средством соотне сения самопоз-
нания и анализа своих возможностей в спектре реали зуемых
социальных функций.
Все формы социально-педагогического сопровождения быта
и отдыха предполагают создание условий для:
✓ социально-экономической поддержки и защиты студенчес-
кой мо лодежи;
✓ деятельности различного рода творческих студенческих
объедине ний;
✓ оздоровления и отдыха студентов, пропаганды здорового
образа жизни, развития спорта;
✓ профилактики асоциальных проявлений в студенческой
среде;
✓ развития творческого потенциала студентов, поддержки
различ ных студенческих объединений.
Важное место в организации работы со студентами имеет раз-
витие их научного творчества, которое включает их в реше ние
реальных научных проблем. Научное творчество — это реаль ная
деятельность, направленная на создание научного продукта,
отличающе гося новизной, оригинальностью, нестандартностью.
Для того чтобы студенты активно включались в научно-исследо-
вательскую деятельность, необходимо, чтобы организаторы
работы с молодежью совместно с преподавателями вуза формиро-
вали у них мотивационную основу этой деятельности. Это мо-
тивы творче ского усвоения и мотивы овладения, стремление
к самообразованию, творче скому усвоению системно-научных
знаний, умений; стремление к успеху, творческим достижени-
ям; стремление к лидерству, получению высокой оценки своей
деятельности.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
10. Социально педагогическое сопровождение учащихся
профессиональных учебных заведений
155
Творческая активность студентов в научно-исследовательской
дея тельности обусловлена также сформированной у них эмоци-
онально-волевой устойчивостью. Настойчивость в достижении
цели и эмоции, связанные с успехами и неудачами, играют важ-
ную роль в научной работе студентов. Сту дент, участвующий
в научной работе должен быть способен преодолеть чув ство бо-
язни; четко организовывать свою деятельность и управлять своим
по ведением, контролировать свою деятельность и направлять ее
на достижение целей.
Для участия в научно-исследовательской деятельности необ-
ходимо, с одной стороны, специально готовить студента к этой
деятельности, с другой — шире включать исследовательский
компонент в его профессиональную под готовку. Для этого необ-
ходимо серьезное внимание уделять формированию таких интел-
лектуальных умений, как умение анализировать, синтези ровать,
сравнивать, обобщать и абстрагировать; умение выделять глав ное,
отбрасывать второстепенное; умение комплексно оценивать обста-
новку, делать краткие выводы и принимать оптимальное решение;
умение генерировать идеи, выдвигать гипотезы, формировать
независимые суждения; умение предвидеть и прогнозировать
результат деятельности и т.п.
Организация научного творчества тесно связана с двумя важ-
нейшими факторами, о которых говорилось выше: профессио-
нальной направленно стью воспитания и развитием студенческого
самоуправления в научной дея тельности.
Организация научной творческой деятельности студентов мо-
жет быть направлена на стимулирование как индивидуальной, так
и групповой работы над решением различных научных проблем.
Как показывает практика, в групповой научной деятельности
присутствует элемент взаимного стимули рования. Функцию
стимулирования могут выполнять научные кружки, проектные
группы, научно-иссле довательские лаборатории студентов.
Для того чтобы студент мог успешно участвовать в научной
деятель ности, необходимо:
помочь ему освоить новую для него научно-исследователь-
скую деятельность;
сформировать мотивы достижений в научной деятельности;
обучить его основам творчества;
сформировать в вузе поле самореализации в научной
деятельно сти;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
156
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
помочь определить круг интересов;
создать условия для реализации его творческого потенциала.
Таким образом, деятельность организатора работы с молодежью
в вузе может охватывать широкий круг задач, учитывающих спе-
цифику студенчества и вузовской среды.