Основное содержание занятий

1) Боюсь ли я смерти?

2) Что такое смерть?

3) Как пережить смерть близкого человека?


В ходе занятий со старшеклассниками были выявлены следую-

щие основные препятствия, тормозящие процесс осмысления

ими жизненных проблем:

 недостаточное владение старшеклассниками навыками кон-

структивного общения;

 конформизм как избегание старшеклассником ситуаций поис-

ка ввиду непредрешенности результата и ситуаций выбора;

 юношеский максимализм.

Преодоление этих препятствий возможно, если между педаго-

гами и школьниками устанавливаются доверительные отношения

и осуществляется пропедевтическая работа по подготовке стар-

шеклассников к преодолению жизненных трудностей.

И.Р. Конжин в своем исследовании охарактеризовал педаго-

гические ситуации, позитивно влияющие на подготовку стар-

шеклассников к преодолению жизненных трудностей. Было

выделено восемь видов ситуаций, которые, в свою очередь, могут

реализовываться на различных уровнях1.

1. Ситуация поиска предполагает организацию поиска чего-либо

в значимой для старшеклассников деятельности, может характери-

зоваться дополнительными усложняющими показателями, такими

как неполные данные, ограничение во времени. Поиск в данном

случае рассматривается широко: от предметного поиска до поиска

выхода из созданной педагогами ситуации. Данный тип ситуаций

используется на коллективном и индивидуальном уровнях.

2. Ситуация-катализатор. Представляет собой такое педаго-

гическое действие, которое способствует активности ребенка

в познании себя и самореализации. Как правило, такому дейст-

вию предшествует ряд ситуаций, требующих от старшеклассника

приложения некоторых усилий. Ситуация-катализатор не только

активизирует старшеклассника, но и содержит представление

о ценности преодоления жизненных трудностей, затрагивает

 

1 Конжин И.Р. Педагогические условия подготовки старшеклассников

к преодолению сложных жизненных ситуаций: Автореферат диссертации на

соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Кострома, 2003.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




146


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

ценностные и мотивационные сферы личности. Примером ситуа-

ции-катализатора может быть беседа, проведенная с конкретным

ребенком, и организация агитбригады, участие в которой касается

всех участников лагерной смены.

3. Ситуация неожиданности и новизны. Для педагога является

важным, чтобы новые ситуации становились значимыми для

старшеклассников, стимулировали интерес к освоению новой

деятельности, формировали новые знания и умения. Кроме того,

возможность введения новых условий деятельности в привычные

обстоятельства, нестандартные обстоятельства использования

уже сформированных умений и навыков позволяют формировать

сложные жизненные ситуации в знакомой для старшеклассников

деятельности.

4. Ситуация ответственности и значимости. В этом случае

используется прием создания особого отношения к какой-ли-

бо ситуации или деятельности. Ощущение ответственности за

выполняемую работу, значимость деятельности для коллектива,

оценка со стороны референтной группы и взрослых многократно

повышают значимость ситуаций и преодоления затруднений,

возникающих при их решении.

5. Ситуация ограничения возможностей. Деятельность в услови-

ях, когда реализация потребностей затруднена, всегда вызывает

сложности в использовании ресурсов личности. В частности,

ограничение способов достижения цели создает условия для

поиска новых средств, создает направленность на преодоление

преград, способствует формированию конкретных способов

деятельности. Данный вид ситуаций достаточно широко исполь-

зуется в творческой деятельности старшеклассника и в работе

с ребятами-лидерами.

6. Ситуация преграды является наиболее распространенным ви-

дом. То, что в том или ином виде деятельности перед старшеклас-

сниками встает преграда, — затруднение. Такой преградой могут

стать интеллектуальные затруднения, необходимость принятия

решений, сложные отношения с товарищами или взрослыми,

необходимость преодоления личного комплекса. Такие ситуации

можно создавать спонтанно или заранее готовить старшеклассни-

ка к необходимости преодоления такой преграды.

7. Ситуация альтернатив. Наблюдения показывают, что выбор

и принятие решения для старшеклассников зачастую становятся

сложными явлениями. Ситуация альтернатив используется в основ-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

10. Социально педагогическое сопровождение учащихся

профессиональных учебных заведений


 

 






147


 

ном в индивидуальной работе, поскольку даже коллективно прини-

маемые решения сопровождаются личным выбором каждого.

8. Ситуация-провокация. Использование провокаций доста-

точно хорошо известно в психотерапии, и их успешно можно

использовать в педагогической практике. Суть приема заключа-

ется в стимулировании активности старшеклассника в ситуации,

заведомо имеющей противоречивый характер. Именно в таких

ситуациях, как правило, проверяются морально-волевые, нравс-

твенные качества личности. Использование ситуации-провока-

ции требует от педагога не только организации самой ситуации,

но и последействия, когда происходит демонстрация последствий

поведения в ситуации, ее рефлексия.

Выбор того или иного приема зависит от типа сложной жизненной

ситуации, типа переживаний, которые необходимо создать для дан-

ного старшеклассника, от индивидуальных особенностей ребенка,

в частности, от его подготовленности к преодолению сложностей.

Роль организаторов работы со старшеклассниками выполняют

члены педагогического коллектива, и в первую очередь классные

руководители старших классов. Но все большее влияние на жизнь

старшеклассников оказывают руководители молодежных органи-

заций, профессиональные организаторы работы с молодежью.

Таким образом, старшеклассники вместе с другими категориями

молодежи являются объектом социально-педагогической деятельнос-

ти. Но при этом необходимо учитывать особенности этой категории

молодежи и особенности данного этапа их жизни, ориентируясь на

их интересы, потребности. При этом очень важно оказать поддержку

старшеклассникам в разрешении их жизненных проблем.

 

 

10. Социально педагогическое

сопровождение учащихся

профессиональных учебных заведений

1. Каковы особенности работы организатора работы с мо-

лодежью с учащимися и студентами профессиональных

учебных заведений?

2. Как учитывать интересы различных групп учащейся моло-

дежи?

3. Каковы особенности работы с учащимися профессиональ-

ных училищ и техникумов?

4. Как лучше организовать работу со студентами вузов?


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




148


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


Учащиеся образовательных учреждений начального

и среднего профессионального образования

 

Поступив в профессиональное училище или в среднее про-

фессиональное учебное заведение, техникум или колледж,

молодой человек приобретает уже новый социальный статус,

и в соответствии с эти изменяется его собственное отношение

к себе. В этих образовательных учреждениях организатор рабо-

ты с молодежью сталкивается со сложным и, по существу, еще

недостаточно изученным процессом ускоренной социализации.

За сравнительно короткий срок в профессиональном училище

у молодых людей происходит достаточно серьезный психологи-

ческий скачок в сознании, зависящий во многом от окружающих

его людей. Необходимо отметить качества личности, которые

появляются у учащихся профессиональных училищ или техни-

кумов. Став учащимися профессиональных учебных заведений,

ребята считают себя достаточно взрослыми и требуют опреде-

ленного уважения и понимания их нового социального стату-

са. Дело в том, что в профессиональном училище происходит

формирование профессиональной идентичности, понимания

себя в будущей профессии, понимания своего собственного

значения в решении производственных и экономических задач.

В профессиональном учебном заведении, в образовательном

учреждении начального и среднего профессионального образо-

вания происходит понимание молодым человеком собственных

возможностей и возможностей реализации своих потенциалов.

Приход в профессиональное училище, выбор профессиональ-

ной деятельности во многом способствуют тому, что человек,

выбравший это направление в жизни, стремится к определенной

самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой

для себя деятельности.

Если проанализировать данные о том, что лежит в основе выбо-

ра учащимися своей конкретной профессии, то выясняется, что

это прежде всего причины экономического характера: желание

иметь в будущем хороший заработок – для 42% опрошенных,

возможность устроиться на работу — для 31%, социальная пре-

стижность профессии – для 18%. Весьма привлекательным ас-

пектом в выбранной профессии учащиеся назвали возможность

развивать свои способности и интересы — 28% опрошенных,

творческий характер труда по профессии привлекает 8%, решили


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

10. Социально педагогическое сопровождение учащихся

профессиональных учебных заведений


 

 






149


 

продолжать профессиональную деятельность своих родителей

9% опрошенных.

Как показывает анализ полученных данных, каких-либо сущес-

твенных гендерных различий между причинами, побудившими

как юношей, так и девушек избрать конкретную профессию для

обучения, не обнаружено, за исключением лишь того, что не-

сколько больше юношей, по сравнению с девушками, отметили

такую причину, как желание в будущем иметь более высокий

заработок (соответственно 38 и 24%).

В свою очередь, большинство девушек указывает такую при-

чину выбора своей профессии, как творческий характер труда по

профессии, возможность развивать свои способности и интересы

(соответственно 32,2 и 21,5%).

О серьезности профессиональной ориентации, целях

и планах учащихся, их ответственности за свое решение идти

обучаться в профессиональное училище (ПУ) говорит то, что

решающее влияние на их жизненно важный выбор оказало со-

циальное окружение: родители — 47%, приятели, друзья — 34%,

близкие родственники — 12%, а почти четвертая часть опро-

шенных утверждает, что сама приняла это решение, что в целом

можно оценивать как высокую мотивационную устойчивость

в ориентации на конкретное профессиональное обучение.

Положительное влияние на принятие решения обучаться в ПУ

(20% опрошенных) оказали средства массовой информации,

учителя школы.

Необходимо отметить наличие выраженной преемственности

социального положения, которая способствует воспроизводству

социальной структуры региона и обеспечивает лучшее вхождение

молодежи в социальную группу высокооплачиваемых рабочих,

поскольку среда воспитания и развития формирует личностные

представления и профессиональную направленность. ПУ вы-

ступает как канал включения молодежи в социальную структуру

общества, рыночные отношения.

Исследование показало, что 14—15-летние девушки и юноши,

поступая в ПУ, выпадают из привычной им среды общения, где

они находились под опекой родителей, родственников, под кон-

тролем общественного мнения, близкого им круга друзей, това-

рищей, учителей, и получают большую относительную свободу

в стенах профессионального училища или техникума в условиях

новой для них среды.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




150


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

Молодые люди попадают в маргинальное положение, им

приходится адаптироваться к непривычным условиям обуче-

ния, а значительной части — к самостоятельному образу жизни

и обстановке другого типа поселения. Потеря привычной для

учащихся среды обучения и общения, а для некоторых и про-

живания — опасное состояние для юной личности, только что

вступившей в общественную жизнь.

Отсутствие привычного для молодежи устойчивого социального

контроля, неопределенность взглядов, несформированность норм

поведения, распространенность примитивных стереотипов – все

это создает сложную социальную проблему. К сожалению, слож-

ные социально-психологические и педагогические процессы,

специфика становления новой среды взросления еще не всегда

учитываются в работе с учащимися профессиональных училищ

и техникумов. Следствием этих объективных и субъективных

факторов становится появление ряда проблем и нежелательных

последствий, негативно влияющих на социальную адаптацию

молодежи к обучению и профессиональной деятельности.

Организатору работы с молодежью в условиях профессио-

нального обучения следует внимательно изучать особенности

формирования личности молодого человека, попавшего в новые

социальные условия, для того чтобы оказывать ему существенную

профессиональную поддержку в процессе адаптации.

 

Студенты вузов

Организация работы со студентами вузов имеет свою специфи-

ку, обусловленную характерными чертами представителей этой

группы молодежи, которые всегда отличались наибольшей ак-

тивностью и самостоятельностью мышления.

 С позиции специалистов, работающих со студенческой мо-

лодежью, отношение к студенту представляет собой отношение

к нему как к субъекту собственного развития, нацеленного на

поиск личностных смыслов. В связи с этим основной задачей

организатора работы с молодежью является создание условий для

реализации субъектности студента и формирования у него на этой

основе социальной ответственности, нравственных убеждений

и готовности к профессиональной деятельности. В русле данной

стратегии важной задачей организатора работы с молодежью в ву-

зе является со действие в самореализации личностно-творческого


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

10. Социально педагогическое сопровождение учащихся

профессиональных учебных заведений


 

 






151


 

потенциала студента. Необходимо создать условия для того, чтобы

студенты стремились к следующему:

 целеустремленно и заинтересованно приобретать важные для

профессиональной деятельности знания и умения;

 осваивать опыт групповой деятельности и реализовывать

свою социальную активность;

 удовлетворять свои интересы и потребно сти в духовной

сфере;

 активно участвовать в делах группы, факультета, университе-

та, в дея тельности органов самоуправления, в планировании,

организации и анализе воспитательной работы;

 участвовать в принятии решений, связанных с профессио-

нальным развитием, с организацией воспитательной работы,

стимулированием деятельности сту дентов.

Организатор работы с молодежью должен стремиться к тому,

чтобы студенческая группа стала благоприятной средой не только

для обучения, но и для развития профессионально важных качеств

будущего педагога. Создание благоприятного психологического

климата в группе, развитие студенческого коллектива являются

важными условиями воспитания студента. В учебной и внеучеб-

ной деятельности необходимо использовать педагогические

средства, которые развивают отношения между студентами, учат

их сотрудничеству, формируя у них коммуникативные умения

и навыки, организаторские способности, способствуют их ин-

дивидуальному развитию в групповой дея тельности.

Руководство факультета должно стимулировать становление

группы как субъекта воспитательного процесса. В связи с этим

целесообразно предос тавить студенческой группе возможность

принимать решения по вопросам жизнедеятельности факультета

и своего коллектива, возлагать на группу от ветственность за оп-

ределенные участки деятельности на факультете. Студен ческая

группа, как целостность и общность людей, должна осознать

необхо димость и полезность взаимодействия и сотрудничества

с другими группами, иметь возможность оценивать свои коллек-

тивные достижения.

Одной из задач организатора работы с молодежью является

организация быта студентов – это деятельность, связанная с удов-

летворением по требности людей в пище, одежде, жилище, под-

держании здоровья, а также деятельность, связанная с усвоением

духовных благ, культурного общения, отдыха и развлечений.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




152


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

Она включает в себя следующее:

 труд по самообслуживанию — благоустройство жилища,

учебных ауди торий и прилегающей к учебным корпусам

территории;

 соблюдение режима труда и отдыха;

 трудоустройство (временное и постоянное);

 организацию досуга.

Характер труда, его качество и произведенные усилия, мотивы

труда и его место в режиме существования – все это можно рас-

сматривать в качестве проекции отношений молодого человека

к своему университету, людям, об ществу, родине, к жизни как

таковой и своему «Я». В связи с этим в педагогиче ском вузе необ-

ходимо создать такие условия, чтобы студент превратился в homo

faber — человека «делающего», в том числе и самого себя.

Труд по самообслуживанию требует прежде всего бережного

отноше ния к своим личным вещам и регулярного ухода за ними

(одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), а также

за предметами общего пользо вания в учебных корпусах универси-

тета и общежитиях (необходимо производить уборку помещений

и их эстетическое оформление, ремонт мебели и учебного обо-

рудования и т.п.). Он требует также разумной самоорганизации

своего личного простран ства и времени, становления индивиду-

ального уклада жизни.

Быт предусматривает осознание необходимости использования

в прак тике рекомендаций по планированию и организации учеб-

ной и другой на грузки, чередованию умственного и физического

труда, соблюдению режима труда и отдыха с учетом индивиду-

альных психофизиологических особенно стей человека. Студенты

должны сознательно соблюдать установленные в вузе нормы

«общего жития», подчиняясь принятым правилам внутреннего

распорядка и правилам проживания в общежитии.

Традиционная форма организации быта студента – досуг – та

часть сво бодного времени, которая связана с личным потребле-

нием материальных и духовных благ, самоценная деятельность,

составляющая органичный эле мент быта и направленная на удов-

летворение потребностей в отдыхе, развле чении, саморазвитии.

Досуг рассматривается как одно из средств по гружения человека

в культуру, способ превращения свободного времени в средство

активного отдыха и дальнейшего физического, духовного, нравст-

венного развития, стимул для самосовершенствования, арена для


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

10. Социально педагогическое сопровождение учащихся

профессиональных учебных заведений


 

 






153


 

самовы ражения и самореализации. Участвуя в различного рода

досуговых меро приятиях (фестивалях, конкурсах, эстафетах, праз-

дниках, олимпиадах и пр.), студенты удовлетворяют потребности

в общении и познании, подготавли вают себя к профессиональной

деятельности, восстанавливают силы и энер гию, затраченные

в процессе учебы, труда и общественной деятельности.

В структуре культурно-досуговой деятельности выделяется ряд

разно видностей:

 активная творческая деятельность (индивидуальная,

коллектив ная и общественная);

 самообразование;

 любительский труд (хобби);

 различные виды культурного потребления (развлечения,

носящие об щественный характер и лично регулируемые,

индивидуальное культурное потребление);

 физические занятия (самостоятельные и в специальных

спортивных социальных институтах);

 участие в профессионально-ориентированной благотвори-

тельной дея тельности в рядах волонтерских отрядов различ-

ной направленности (социально-педагогической, экологи-

ческой, трудовой и др.);

 дружеские встречи.

Отдельно выделяется квазидосуг как вид деятельности, вы-

полняемый в свободное время, которому присуща определенная

вынужденность (напри мер, участие в дежурстве по общежитию

или в субботнике).

Решение проблем организации быта и отдыха студентов нужда-

ется в педагогическом сопровождении, которое состоит в раскры-

тии перед ними поля выбора содержания и форм самореализации

в свободное от учебы время, организации социальных проб на

основе рефлексивной оценки проис ходящих событий.

Социально-педагогическое сопровождение быта и отдыха

предполагает решения следующих задач:

 создание «поля самореализации», организацию, моделиро-

вание соци альных ситуаций, способствующих максималь-

ному проявлению ин дивидуального (личного) потенциала

студентов;

 оптимизацию их жизнедеятельности; создание обстановки

сотрудниче ства и взаимопонимания в условиях профессио-

нально-ориентиро ванной креативной среды;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




154


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

 предоставление возможности выбора сферы деятельности

и общения с учетом возраста, гендерных отличий, профес-

сиональной направленно сти, диапазона индивидуальных

интересов и потребностей, обеспечи вающих повышение

инициативности, активности, творческой направленности

в деятельно сти, расширение социальных контактов моло-

дежи;

 организацию социальных проб: совокупность последова-

тельных дейст вий, связанных с выполнением студентами

специально и само стоятельно организованной социальной

деятельности на основе выбора способа поведения в этой

деятельности, являющихся средством соотне сения самопоз-

нания и анализа своих возможностей в спектре реали зуемых

социальных функций.

Все формы социально-педагогического сопровождения быта

и отдыха предполагают создание условий для:

✓ социально-экономической поддержки и защиты студенчес-

кой мо лодежи;

✓ деятельности различного рода творческих студенческих

объедине ний;

✓ оздоровления и отдыха студентов, пропаганды здорового

образа жизни, развития спорта;

✓ профилактики асоциальных проявлений в студенческой

среде;

✓ развития творческого потенциала студентов, поддержки

различ ных студенческих объединений.

Важное место в организации работы со студентами имеет раз-

витие их научного творчества, которое включает их в реше ние

реальных научных проблем. Научное творчество — это реаль ная

деятельность, направленная на создание научного продукта,

отличающе гося новизной, оригинальностью, нестандартностью.

Для того чтобы студенты активно включались в научно-исследо-

вательскую деятельность, необходимо, чтобы организаторы

работы с молодежью совместно с преподавателями вуза формиро-

вали у них мотивационную основу этой деятельности. Это мо-

тивы творче ского усвоения и мотивы овладения, стремление

к самообразованию, творче скому усвоению системно-научных

знаний, умений; стремление к успеху, творческим достижени-

ям; стремление к лидерству, получению высокой оценки своей

деятельности.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

10. Социально педагогическое сопровождение учащихся

профессиональных учебных заведений


 

 






155


 

Творческая активность студентов в научно-исследовательской

дея тельности обусловлена также сформированной у них эмоци-

онально-волевой устойчивостью. Настойчивость в достижении

цели и эмоции, связанные с успехами и неудачами, играют важ-

ную роль в научной работе студентов. Сту дент, участвующий

в научной работе должен быть способен преодолеть чув ство бо-

язни; четко организовывать свою деятельность и управлять своим

по ведением, контролировать свою деятельность и направлять ее

на достижение целей.

Для участия в научно-исследовательской деятельности необ-

ходимо, с одной стороны, специально готовить студента к этой

деятельности, с другой — шире включать исследовательский

компонент в его профессиональную под готовку. Для этого необ-

ходимо серьезное внимание уделять формированию таких интел-

лектуальных умений, как умение анализировать, синтези ровать,

сравнивать, обобщать и абстрагировать; умение выделять глав ное,

отбрасывать второстепенное; умение комплексно оценивать обста-

новку, делать краткие выводы и принимать оптимальное решение;

умение генерировать идеи, выдвигать гипотезы, формировать

независимые суждения; умение предвидеть и прогнозировать

результат деятельности и т.п.

Организация научного творчества тесно связана с двумя важ-

нейшими факторами, о которых говорилось выше: профессио-

нальной направленно стью воспитания и развитием студенческого

самоуправления в научной дея тельности.

Организация научной творческой деятельности студентов мо-

жет быть направлена на стимулирование как индивидуальной, так

и групповой работы над решением различных научных проблем.

Как показывает практика, в групповой научной деятельности

присутствует элемент взаимного стимули рования. Функцию

стимулирования могут выполнять научные кружки, проектные

группы, научно-иссле довательские лаборатории студентов.

Для того чтобы студент мог успешно участвовать в научной

деятель ности, необходимо:

 помочь ему освоить новую для него научно-исследователь-

скую деятельность;

 сформировать мотивы достижений в научной деятельности;

 обучить его основам творчества;

 сформировать в вузе поле самореализации в научной

деятельно сти;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




156


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

 помочь определить круг интересов;

 создать условия для реализации его творческого потенциала.

Таким образом, деятельность организатора работы с молодежью

в вузе может охватывать широкий круг задач, учитывающих спе-

цифику студенчества и вузовской среды.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: