Работа с молодыми военнослужащими

Задачи

 построение оптимального стиля взаимоотношений в воинском подразде-

лении;

 организация, конструирование ситуаций жизнедеятельности воинского

подразделения, способствующих максимальному проявлению творческого

потенциала у молодых военных;

 создание в воинском подразделении обстановки сотрудничества, сотвор-

чества

 

 

12. Социально педагогическое

сопровождение молодой семьи

1. Каковы особенности создания и функционирования моло-

дой семьи?

2. Какие проблемы возникают у молодой семьи?

3. Какие семьи можно назвать конфликтными?

4. Какую помощь организатор работы с молодежью может

оказать молодой семье?

 

Опыт социально-педагогической поддержки молодых семей

показывает, что для каждой молодой семьи характерны особые

структура отношений, уклад и образ жизни. Прежде всего каждый

период характеризуется своими задачами, с которыми члены се-

мьи должны справиться, и типичными проблемами, требующими

своего решения. Трудности чаще всего возникают при переходе от

одной стадии к другой, когда супруги в силу различных причин,

чаще всего психологического плана, не могут сразу перестроиться

и сохраняют прежние принципы и поведение, характерное для

предыдущей стадии. Необходимо помочь членам семьи быстрее,

эффективнее и психологически корректнее адаптироваться к ус-

ловиям, задачам и потребностям нового этапа развития семьи.

Организатору работы с молодежью необходимо выделять

совокупность специфичных задач и характерные проблемы для


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 



164


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

каждого этапа развития семьи. Возьмем для примера две произ-

вольные молодые семьи. Беременность супруги в одной из таких

семей может случиться на первом году существования семьи,

а в другой семье — на пятом. Однако эти две семьи имеют больше

общего, чем две семьи с одинаковым стажем брака, но в одной из

которых супруга беременна, а в другой — рождение ребенка еще

в отдаленной перспективе.

Комплекс задач, стоящих перед супругами на каждой стадии,

сосредоточивает на себе все внимание членов семьи и объединяет

все их усилия для своего решения. И этот очевидный факт делает

классификацию стадий жизненного цикла семьи на основе вы-

деления ведущих задач каждой стадии наиболее логичной и при-

емлемой для целей осуществления социально-педагогического

сопровождения молодых семей.

Подавляющее большинство молодых семей в своем семейном

цикле должны осознать и благополучно решить следующие зада-

чи: преодоление стрессовых ситуаций, связанных с ожиданием

и рождением ребенка; овладение основными навыками семейно-

го воспитания; приобретение информированности по различным

аспектам функционирования семьи; достижение экономического

благосостояния и стабильности и, наконец, формирование актив-

ности и субъектности как во внутрисемейных отношениях, так

и в отношениях молодой семьи с другими семьями и обществом

в целом.

Соответственно должны быть выстроены направления и со-

держание социально-педагогического сопровождения молодой

семьи: информирование по всем важным для молодой семьи

вопросам, помощь молодым людям в оценке брачного партнера

и принятии решения о вступлении в брак, создании мотивации

на сознательное родительство (помощь в планировании семьи,

преодоление проблем, связанных с ожиданием ребенка); кон-

сультирование по вопросам семейного воспитания, помощь

конфликтным семьям.

Кратко охарактеризуем каждую стадию развития молодой семьи

с указанием ее временных рамок, основных задач, типичных

проблем и возможных путей коррекции этих проблем средствами

социально-педагогического сопровождения.

1. Добрачные отношения. Данная стадия, формально не явля-

ясь стадией развития семейных отношений, чрезвычайно важна

для становления семьи, так как на этой стадии закладывается


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

12. Социально педагогическое сопровождение молодой семьи


 

 






165


 

 

ее фундамент. Учет добрачных отношений редко используется

при анализе супружеских проблем. Однако практика семейного

консультирования и групповой работы с молодыми семьями пока-

зывает, что в добрачном периоде нередко зарождаются трудности,

которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в браке.

В связи с этим очевидна необходимость выделения этого периода

как самостоятельной стадии семейного цикла.

Условными границами этой стадии являются знакомство бу-

дущих супругов и начало совместной жизни.

Основные задачи этого периода:

 Формирование брачного имиджа будущих супругов. Под

этим понимается комплекс сознательно предпринимаемых

будущими супругами мер по усилению собственной привле-

кательности в глазах потенциального партнера. Обычно это

определенная коррекция внешности и манер поведения.

 Знакомство с будущей ролью супруга(и). В этом случае име-

ется в виду ознакомление партнеров с будущими правами,

обязанностями, допустимыми нормами в браке по различным

аспектам семейной жизни.

 Сбор информации о партнере. Успешное решение этой за-

дачи зачастую является залогом успешности брака в целом.

Но обычно она решается только наполовину: тщательно ис-

следуются внешность и финансовые возможности партнера,

наиболее очевидные черты характера, досуговые предпочте-

ния. При этом из поля зрения выпадают психологические

и личностные особенности будущего партнера, его ценнос-

тные ориентации, ролевые установки в браке, традиции его

родительской семьи и т.д.

 Принятие решения о регистрации брака. Решение этой задачи

требует определенной ответственности, так как переводит

семью на следующую стадию семейного цикла.

Для периода добрачных отношений характерны проблемы,

часть из которых порождается независимыми обстоятельствами.

Так, на судьбе последующего брака отражаются следующие ха-

рактеристики: место и ситуация знакомства, первое впечатление

друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное,

индифферентное), продолжительность периода ухаживания,

инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие

заинтересованные лица), время обдумывания брачного предложе-

ния, ситуация оформления брака. Данные обстоятельства невоз-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




166


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

можно контролировать средствами социально-педагогического

сопровождения, но возможны специальные компенсирующие

меры в ходе работы специалистов с семьей.

Другая часть проблем, характерных для данного периода,

вполне поддается коррекции в ходе социально-педагогического

сопровождения. К ним относятся следующие проблемы:

✓ недостаток информированности о потенциальном супруге,

о закономерностях семейной жизни, развитии взаимоотно-

шений, по хозяйственно-бытовым вопросам и т.д.;

✓ несовместимость будущих супругов (ценностная, поло-ро-

левая, психологическая);

✓ отсутствие навыков бесконфликтного общения, умения

показать свои лучшие качества, недостаток толерантности,

эмпатии и др.

2. Создание семьи, ожидание и рождение ребенка. Эта стадия

жизненного цикла молодой семьи начинается с регистрации

брака и завершается фактом рождения ребенка.

Основные задачи этой стадии:

 Планирование семьи. Эта задача подразумевает принятие

молодыми супругами решения о рождении ребенка. Наиболее

естественно решение иметь ребенка, если оно принимается

до брака и закрепляется фактом регистрации отношений.

В случае незапланированной беременности необходимость

принять решение завести ребенка часто сопряжена с немалым

стрессом для супругов. Иногда требуется не столько принять

это решение, сколько смириться с ним, что в психологичес-

ком плане очень тяжело и требует помощи специалистов.

В любом случае супруги должны быть ознакомлены с теми

переменами, которые повлечет за собой факт рождения ре-

бенка, должны быть подготовлены к изменениям ролевой

структуры и всего жизненного уклада.

 Адаптация супругов к периоду беременности. Период ожида-

ния ребенка достаточно продолжителен и насыщен измене-

ниями в характере отношений между супругами. Перемены

в самоощущении и поведении женщины дестабилизируют

сложившееся равновесие в молодой семье, часто настолько,

что мужчина может пребывать в состоянии психологической

дезориентации. Это, в свою очередь, оказывает обратное

негативное воздействие на супругу, которая ожидает опре-

деленного понимания и поддержки.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

12. Социально педагогическое сопровождение молодой семьи


 

 






167


 

 

В этот период супругам необходимо проявить терпение, мак-

симально бережно относиться друг к другу, адаптироваться на

всех уровнях:

 бытовом (супруга нуждается в правильном питании, отдыхе,

прогулках и т.д.);

 психологическом;

 ценностном (меняются смысловые приоритеты в семье);

 ролевом (принятие на себя роли будущих родителей).

Периоду планирования семьи и ожидания ребенка свойствен-

ны следующие проблемы:

✓ недостаток информированности о сущности и характере воз-

можных психологических проблем периода беременности;

✓ отсутствие навыков разрешения критических ситуаций во

взаимоотношениях между супругами;

✓ отсутствие навыков самоконтроля, оказания психологичес-

кой поддержки партнера, коррекции своего эмоционального

состояния и др.

Эти проблемы поддаются воздействию в ходе социально-пе-

дагогического сопровождения молодых семей.

3. Воспитание ребенка. Это самая продолжительная стадия се-

мейного цикла. В жизни молодой семьи она охватывает период

с момента рождения ребенка до поступления его в школу. В пе-

дагогике и психологии период дошкольного детства единодушно

считается наиболее сензитивным к воспитательным воздейс-

твиям, а следовательно, предъявляет к родителям повышенные

требования.

Основные задачи этого периода:

 Адаптация супругов к новой ролевой структуре в семье.

С рождением ребенка начинается практическое освоение

супругами родительской роли. В молодой семье изменяется

характер проведения свободного времени, появляются новые

особенности. Не во всех семьях это происходит благопо-

лучно. Ломка непосредственных отношений мужа и жены,

появление новых отношений, связанных с уходом за ребен-

ком — отношений матери и отца, кардинально перестраивают

взаимоотношения и весь уклад жизни в молодой семье.

 Формирование системы семейного воспитания. Это основная

задача третьей стадии семейного цикла, эффективность реше-

ния которой сказывается не только на стабильности молодой

семьи, но и выходит за рамки конкретной семейной системы,


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




168


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

приобретая общегосударственное значение. Под семейным

воспитанием мы понимаем процесс и результат совместных

воспитательных воздействий на ребенка со стороны родите-

лей, а также всех других родственников, вступающих с ним

в контакт. Семейное воспитание включает в себя и обратное

воздействие ребенка на всех членов семьи, заставляющее их

самосовершенствоваться. Ребенок дает возможность вернуть-

ся к пройденным этапам жизни, как бы заново пересмотреть

ее ценности, глубже понять ее смысл; расширить круг личных

и семейных интересов, обогатить и укрепить семейные связи,

получить глубокое эмоциональное удовлетворение от участия

в формировании новой человеческой жизни.

Многочисленные исследования и факты обыденной жизни

показывают, что семейная атмосфера, отношения родителей

формируют качества личности ребенка. Ребенок, особенно ес-

ли он единственный, попадает в сложную систему отношений

взрослых людей, каждый из которых каким-то образом влияет

на процесс его становления. Отсутствие в семье отца в значи-

тельной мере сказывается на развитии мальчика, что связано

с отсутствием эталона для подражания, образца «мужского»

поведения.

 В семье, где доминирует мать, дети малоинициативны,

ждут указаний от других. Чувство ответственности и самосто-

ятельности формируется у ребенка в том случае, когда в семье

лидирует родитель того же пола. Самостоятельность детей

обоих полов выше при одинаково высокой воспитательной

активности обоих родителей, причем они распределяют свои

функции: один выполняет дисциплинарную, другой – поддер-

живающую функцию. Сходство личностных черт родителей

положительно влияет на формирование у ребенка активной

жизненной позиции.

Таким образом, мы видим, насколько разнообразны факторы,

определяющие развитие личности ребенка, формирование его

интересов и склонностей, выявление способностей, развитие

познавательной сферы.

В период воспитания ребенка можно выделить ряд возможных

проблем, с которым сталкиваются молодые родители:

1) низкая информированность по вопросам воспитания и обу-

чения ребенка (содержание, методы и формы, знание и учет

возрастных особенностей ребенка);


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

12. Социально педагогическое сопровождение молодой семьи


 

 






169


 

 

2) отсутствие навыков наблюдения за ребенком, анализа собс-

твенных воспитательных воздействий, противоречивость воспи-

тательных воздействий со стороны разных членов семьи;

3) отдельные недостатки системы семейного воспитания (ги-

перопека, попустительство, формализм, бессистемность и т.д.);

4) недостаток знаний и практических умений по организации

семейного досуга.

Рассмотренные нами три предыдущие стадии логично следова-

ли одна за другой, так как возникали вследствие необходимости

решения последовательно сменяющих друг друга задач (создание

семьи, ожидание и рождение ребенка, воспитание ребенка). Од-

нако на каждой из описанных стадий возможно возникновение

конфликтных ситуаций, которые могут привести к разрушению

семьи. В данном случае к основным задачам текущей стадии до-

бавляются задачи преодоления конфликтных взаимоотношений

между членами семьи.

В литературе имеются многочисленные попытки выявить на-

иболее критические периоды возникновения серьезных конфлик-

тов в семье, ведущих к ее распаду. Социология при этом опирается

на данные о частоте разводов при том или ином стаже брака, что,

однако, не отражает полной картины явления, так как указанные

при разводе причины формальны, к тому же факт расторжения

брака часто не совпадает с периодом прекращения отношений.

Выделяют критический период между 3-м и 7-м годами супружес-

кой жизни, который продолжается в благоприятном случае около

года. Его возникновению способствуют следующие факторы:

✓ исчезновение романтических настроений;

✓ активное неприятие контраста в поведении партнера в пе-

риод влюбленности в повседневном семейном быту;

✓ рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают раз-

ные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

✓ учащение появлений отрицательных эмоций, возрастание

напряженности в отношениях между партнерами вследствие

частых столкновений.

Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-

либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономи-

ческое положение семьи, без вмешательства родителей супругов,

измены или каких-либо патологических черт личности одного из

супругов. Но присутствие указанных факторов ускоряет создание

кризисной ситуации и усугубляет ее.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




170


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

Мы вправе отметить, что любое нарушение благоприятного

течения стадий семейного цикла с неизбежностью ведет к воз-

никновению кризисной ситуации. Специфические задачи стадий

должны быть решены своевременно и в полном объеме. Только

тогда семейная система плавно перейдет на следующий этап

своего развития. В реальной жизни молодые семьи, не получая

соответствующей квалифицированной поддержки, испытывают

в кризисных ситуациях дезориентацию, не понимая закономерного

характера кризисов в момент смены стадий. Супруги обвиняют друг

друга, что порождает конфликты, усугубляющие ситуацию.

Основные задачи, которые должны решать конфликтные семьи:

1. Преодоление кризисной ситуации. Супруги должны осознать,

что проблемы и кризисы в семейной жизни имеют определенные

закономерности, лежащие в основе супружеских отношений, и не

следует искать вину за создавшуюся ситуацию лишь в поведении

кого-то из партнеров. Необходимо знать и учитывать эти зако-

номерности, корректируя в соответствии с ними свое поведение.

В критической ситуации прежде всего необходимо проявлять

терпение, избегать опрометчивых поступков и решений.

2. Корректный развод в случае недейственности других спосо-

бов построения отношений. Если же проявившиеся разногласия

супругов непримиримы и прогноз специалистов о сохранении

семьи неблагоприятный, то встает задача расторгнуть брак

максимально психологически щадяще, особенно при наличии

в семье детей.

Конфликтные и разводящиеся семьи, несмотря на многообра-

зие причин конфликтов, имеют характерные для этой категории

семей проблемы:

✓ низкая информированность о закономерностях супружеских

отношений, межличностном общении, теории конфлик-

тов;

✓ отсутствие навыков бесконфликтного общения, умения

конструктивно разрешать конфликты;

✓ недостаточная информированность об услугах служб для

молодых семей.

Задача организатора работы с молодежью заключается в том,

чтобы выбрать необходимые методы и техники и выстроить их во

временной перспективе. Такую последовательность методов, тесно

увязанную с целями и содержанием сопровождения можно назвать

организационной формой работы с семьями. Сюда можно отнести


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

12. Социально педагогическое сопровождение молодой семьи


 

 






171


 

 

добрачное консультирование, помощь в планировании семьи, дет-

ско-родительские программы работы с молодыми семьями.

Эффективной формой социально-педагогического сопровож-

дения может быть специально организованный родительский

клуб. Такой клуб является эффективным способом оптимизации

внутрисемейного общения и решения некоторых психологичес-

ких проблем детей и родителей. Занятия родительского клуба

могут идти параллельно с детскими занятиями. Основная идея

такого клуба заключается в следующем: изменения, которые

происходят в детях в процессе занятий (личностные, интеллек-

туальные, эмоциональные, социально-психологические), будут

более результативны и устойчивы, если родители подготовлены

к таким изменениям, готовы сами измениться, изменить отноше-

ния в семье в сторону гармонизации, психологического комфорта

для каждого члена семьи.

Одной из задач, которую реализует организатор работы с мо-

лодежью, является работа с конфликтными семьями. Эта работа

включает в себя комплексную диагностику детско-родительских

отношений, супружеских проблем, межличностных отношений

в семье, ролевых предпочтений, социально-психологического

климата с целью сбора наиболее полной информации о семье

и постановки коррекционного семейного диагноза. Для помощи

конфликтным семьям используются консультирование, коррек-

ционные техники в русле семейной терапии. После некоторого

сглаживания острых проблем в семье возможно объединение

семей со сходными проблемами в группу для проведения тре-

нинговых занятий.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение

молодой семьи является важнейшим компонентом деятельности

организатора работы с молодежью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: