Модель развития самоуправления в молодежном коллективе

Определение

Цели деятельности


 


Коллективное

Подведение итогов

Оценка своих

возможностей

 

Реализация решения


 


Принятие цели

Коллективом

Коллективное об-

суждение целей

 

Постановка


Интенсивная

организаторская

деятельность

 

 


Коллективное

Принятие решения

Выбор вариантов

действия


Мотив группового

действия «Мы хотим»




Управленческой

Проблемы

Выдвижение целей

 

 

Обсуждение

Вариантов решения

«Мозговой штурм»


 

Процессу развития самоуправления присущи содержательная,

функциональная и структурная характеристики.

Определяя содержательную характеристику, в качестве ос-

новных компонентов процесса можно выделить управленческие

задачи, решение которых осуществляется членами молодежных

коллективов.

Развиваясь в каждом из видов деятельности студентов, мо-

лодежное самоуправление охватывает все большее количество

задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги.

В результате развития постановка управленческих задач должна

в основном зависеть от инициативы и самостоятельности студен-

тов. Необходимо отметить, что степень их участия в управлении

различными видами деятельности может быть неодинаковой.

Самоуправление может развиваться практически во всех ви-

дах деятельности молодежных групп. При этом оно развивается

быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то

же время, как показывает изучение этого явления, развитие само-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

1. Развитие молодежного самоуправления


 

 





177


 

 

управления в одном виде деятельности оказывает существенное

влияние на этот процесс в других видах деятельности.

Важными условиями развития самоуправления являются

интенсивность общения молодых людей, наличие отношений

«ответственной зависимости» в процессе их взаимодействия.

В каждом виде деятельности имеются особенности развития

самоуправления, связанные с характером отношений, специфич-

ными для этого вида. При этом различны и формы взаимоотно-

шений руководителей и молодежи.

Содержание управленческих задач может определяться не

только проблемами конкретной молодежной организации, но

и проблемами села, района, города.

Функциональная характеристика процесса самоуправления

определяет функции, которые реализуются в процессе развития

самоуправления.

Целесообразно выделить две группы функций: общеуправлен-

ческие и специфические. Последние отличаются от общих управ-

ленческих тем, что их реализация возможна только на основе

такого признака системы, как саморазвитие. К таким функциям

можно отнести три: самоактивизацию, организационное само-

регулирование, коллективный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает вовлечение как можно боль-

шего числа членов студенческих коллективов в решение управ-

ленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению

молодых людей в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость

в реализации организаторских функций членами молодежных

групп, устойчивое влияние актива на коллектив, способность

коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью

более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный само-

анализ органами самоуправления и отдельными организаторами

своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных

путей решений управленческих задач.

Одним из ведущих факторов, способствующих развитию мо-

лодежного самоуправления, являются конкурентные отношения

между различными группами, которые не только активизируют

деятельность молодых людей, но и обогащают их взаимоотно-

шения, вносят в них здоровый дух соперничества. Важно только

обеспечить такие отношения нравственными регуляторами, ко-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




178


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

торые позволят сделать их честными. При этом организаторами

работы с молодежью всячески должна одобряться деятельность,

направленная на организацию взаимопомощи.

Структурная характеристика самоуправления существенным

образом зависит от тех задач, которые определяет молодежный

коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми раз-

нообразными. Но всех их должно объединять одно — деятельнос-

тный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь

молодых людей каким-либо общественно значимым делом, а затем

создать соответствующий орган самоуправления для его организа-

ции. Таким образом, появляется новый участок работы — образу-

ется новый орган самоуправления. Подход, при котором рисуется

сложная структура самоуправления, а затем придумывается, чем

занять каждый ее орган, — чистой воды формализм.

Наиважнейшее значение имеет превращение различных собра-

ний, сборов в настоящие органы самоуправления. Возможно это

только тогда, когда студенты осуществляют в них коллективный

поиск решения управленческих проблем.

Изучая деятельность студентов по выработке управленческих

решений на общих собраниях, можно прийти к выводу, что чем

больше участников собрания, тем меньше они чувствуют свою от-

ветственность за результат обсуждения того или иного вопроса.

Собрание может проходить в различных формах, и необязатель-

но при этом соблюдать привычный ритуал (выборы президиума,

заслушивание и обсуждение доклада). Наиболее интересной и эф-

фективной формой проявления активности являются собрания-

диспуты, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни

коллектива, вносятся конкретные предложения. В этом случае

достаточно выбрать только председателя собрания — ведущего

данного обсуждения.

Важным элементом коллективной организаторской деятель-

ности является коллективное творческое планирование деятель-

ности молодежных коллективов.

Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях

вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет

обеспечить включенность каждого участника в выработку управ-

ленческого решения. Принятое на собрании решение должно быть

кратким, конкретным и понятным всем представителям собрания.

Для этого используется прием «мозгового штурма», когда участники

разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы вы-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

1. Развитие молодежного самоуправления


 

 






179


 

 

сказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После

высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвину-

тых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной вклю-

ченности участников собрания в процесс выработки решения.

Наряду с постоянными органами самоуправления в студенчес-

ких коллективах создаются различные временные органы само-

управления, роль которых усиливается с развитием самостоятель-

ности и инициативности студентов. Целесообразно при создании

временных органов самоуправления помнить следующее:

 создание временных органов самоуправления определяется кон-

кретной задачей, стоящей перед молодежным сообществом;

 решение о создании этих органов принимается только моло-

дежным коллективом, общественными организациями или

их органами самоуправления;

 в составе временных органов самоуправления могут быть

только те студенты, которые участвуют в решении данной

конкретной задачи;

 органы самоуправления независимо от срока, на который они

созданы, должны отчитаться перед коллективом о выполне-

нии поставленной задачи;

 осуществив решение организаторской задачи, они прекра-

щают свое существование.

Основная закономерность развития самоуправления — гармони-

зация общих целей, содеpжания деятельности и ценностных ориен-

таций студентов, позволяющая сделать результаты участия в управ-

лении достоянием каждого студента. Эта закономерность позволяет

обосновать основные принципы развития самоуправления.

Принцип социально значимой доминанты предполагает мобили-

зацию молодежной группы вокруг единой цели, сплачивающей

участников совместной деятельности. При этом другие цели ста-

новятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реализации

основной цели, стоящей перед коллективом на данном этапе его

развития. Каждый коллектив имеет специфическую цель в раз-

личные периоды времени.

В одном и том же коллективе различные цели могут выступать

в качестве доминирующих у разных органов самоуправления.

Например, цели различны у органов самоуправления коллектива

учебного заведения, коллектива учебной группы и коллектива

общежития. Доминирующие цели выступают в качестве «особых

звеньев» в организации деятельности студентов.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




180


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: