Принцип единства и оптимального сочетания коллективных

и личных интересов студентов предполагает обеспечение непро-

тиворечивости целей всех актуальным целям каждого. Особенно

на первом этапе становления молодежного самоуправления важ-

но, чтобы выдвигаемые перед молодыми людьми цели совместной

деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемле-

мые, не соответствующие их интересам.

Обеспечить включенность молодых людей в решение управ-

ленческих задач можно лишь при позитивном их отношении

к деятельности. Те юноши и девушки, которые выступают в роли

лидеров-организаторов, должны учитывать в своей работе оценку,

выставляемую им их товарищами.

Принцип динамичности и вариативности структуры органов са-

моуправления предусматривает, что структура органов самоуправле-

ния должна быть опосредована целями деятельности молодежных

групп, содержание которых постоянно меняется в зависимости от

стратегических и тактических задач, стоящих перед молодежным

коллективом. Этот принцип означает необходимость системати-

ческого поиска такой организационной структуры, которая со-

четает в себе постоянные органы самоуправления, определенные

положениями и уставами, и временные органы самоуправления,

создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом

должно предусматриваться также изменение функций постоянных

органов в зависимости от изменения стратегических задач.

Реализация данного принципа предполагает состязательность

и добровольность в формировании органов самоуправления, пе-

дагогическое стимулирование лидерства в молодежной среде.

Принцип интеграции и дифференциации управления и молодеж-

ного самоуправления предполагает, что отношения руководителей

и молодых людей в процессе развития самоуправления строятся

на принципах сотрудничества. Такое сотрудничество обеспе-

чивается наличием принятых как педагогами, так и студентами

определенных правил (норм) отношений, делегированием мо-

лодым людям реальных управленческих отношений, созданием

обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это

не исключает взаимной требовательности, предъявляемой руко-

водителями и участниками деятельности друг к другу.

 На оpганизационно-методическом уровне профессиональные

организаторы и молодые люди участвуют в pаботе совместных

оpганов самоупpавления, вырабатывают общую программу


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Социально педагогическое сопровождение лидерства

в молодежной среде


 

 




181


 

действий, информируют дpуг дpуга о своей деятельности. Руко-

водители помогают pаботать оpганам самоуправления, предостав-

ляют им право обсуждения любых вопросов жизни коллектива,

определения основных задач и принятия решений.

На социально-психологическом уpовне руководители и моло-

дые люди устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог,

предупреждать и преодолевать конфликты. Важно создать такую

атмосферу, в которой и те и другие, сопереживая и помогая друг

другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.

 

 

2. Социально педагогическое

сопровождение лидерства

в молодежной среде

1. Какого человека можно назвать лидером?

2. В каких ситуациях проявляется феномен лидерства?

3. Какова структура процесса социально-педагогического

сопровождения лидерства?

4. Каковы принципы социально-педагогического сопровож-

дения лидерства?

Лидер – это человек, который от рождения наделен способнос-

тью вести за собой, но это совсем не означает, что он обязательно

станет лидером. Для этого он должен овладеть культурными цен-

ностями, иметь определенный информационный уровень, уметь

реализовать имеющиеся у него возможности.

Лидерство – это всегда групповой феномен. Лидеры потенциаль-

но существуют в каждой группе. В группе может быть как один ли-

дер, так и несколько, каждый из которых имеет свою собственную

сферу деятельности. В то же время существуют и универсальные

лидеры, чьи способности проявляются сразу в нескольких сферах.

При этом необходимо подчеркнуть, что в жизнедеятельности

группы могут возникнуть ситуации, когда функции лидера на себя

может взять другой человек, и обусловлено это будет обстоятельс-

твами, складывающимися в данной конкретной ситуации.

Выделяют следующие типы ситуаций: интеллектуальные, эмо-

циональные, мотивационно-волевые, предметно-практические,

экзистенциальные, актуальные, неожиданные и случайные. Со-

ответственно выделенным типам ситуаций можно выделить типы

лидеров, ориентированных на активацию имеющихся личност-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




182


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

ных качеств в данной ситуации: лидер-эрудит, конструктивный

лидер, лидер-активист, функциональный лидер, рациональный

лидер, актуальный лидер, традиционный лидер, лидер-оптимист

и случайный лидер. Выделение именно этих типов лидеров обус-

ловлено проявлением лидерского потенциала в той или иной

конкретной ситуации, хотя можно не оспаривать и точку зрения,

согласно которой конкретный человек будет лидером в любой

ситуации (универсальный лидер). Другими словами, лидерство

может быть как универсальным, так и ситуационно обуслов-

ленным, что отражается в процессе взаимовлияния требований

ситуации и проявлений характерного сочетания личностных

качеств и возможностей проявления данного комплекса качеств

только в определенном типе ситуаций.

Педагогическое сопровождение молодежного лидерства — это

процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельнос-

ти с группой молодежи с целью оказания помощи в реализации

лидерского потенциала каждого молодого человека и создания

условий, обеспечивающих такую ситуацию, в которой проявле-

ние сочетания качеств, имеющихся у юноши или девушки, будет

максимально эффективным.

В число компонентов педагогического сопровождения моло-

дежного лидерства входят:

 подготовка организаторов к обеспечению процесса сопро-

вождения;

 формирование готовности к выполнению лидерских функций

у молодых людей;

 конструирование поля лидерства;

 формирование рефлексивной позиции у молодого человека.

Подготовка организаторов к обеспечению педагогического

сопровождения молодежного лидерства включает в себя их ин-

формационную подготовленность как субъектов данного педаго-

гического процесса на основе формирования системы знаний по

проблеме лидерства, комплекса умений и навыков организации

данного процесса на практике.

Формирование готовности к выполнению лидерских функ-

ций у молодых людей — это динамичное целостное состояние

личности, внутренняя настроенность на определенное поведе-

ние, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные

действия, которые включают психологическую, теоретическую

и практическую готовность.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Социально педагогическое сопровождение лидерства

в молодежной среде


 

 






183


 

Теоретическая готовность — это система знаний молодого чело-

века о проблеме лидерства, лидерском потенциале, условиях его

реализации, личности и межличностных отношениях в группе,

особенностях делового и межличностного общения, собственных

возможностях, процессах принятия решений (индивидуальном

и групповом), алгоритмах организаторской деятельности.

Практическая готовность — это система умений и навыков

использования имеющихся знаний в реальной деятельности,

связанной с реализацией лидерского потенциала в различных

ситуациях, их совокупности или в случайных и неожиданных

обстоятельствах.

Конструирование поля лидерства — это разнообразные ситуа-

ции, создаваемые организаторами, в которые включается молодой

человек с целью реализации имеющегося у него лидерского по-

тенциала или использования для этих целей ситуаций реальной

жизнедеятельности.

Формирование рефлексивной позиции — это создание осоз-

нанной, устойчивой системы отношений молодого человека

к какой-либо значимой для него проблеме, проявляющейся

в соответствующем поведении и поступках.

Данные компоненты педагогического сопровождения моло-

дежного лидерства являются инвариантными. Вариативность

компонентов зависит от особенностей молодежной группы,

с которыми организуется работа: возраста, имеющихся у молодого

человека поведенческих и эмоциональных проблем, особеннос-

тей молодежной группы, участвующей в работе, условий работы,

возможностей специалистов, организующих данную работу.

Социально-педагогическое сопровождение детского лидерства

базируется на следующих принципах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: