и личных интересов студентов предполагает обеспечение непро-
тиворечивости целей всех актуальным целям каждого. Особенно
на первом этапе становления молодежного самоуправления важ-
но, чтобы выдвигаемые перед молодыми людьми цели совместной
деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемле-
мые, не соответствующие их интересам.
Обеспечить включенность молодых людей в решение управ-
ленческих задач можно лишь при позитивном их отношении
к деятельности. Те юноши и девушки, которые выступают в роли
лидеров-организаторов, должны учитывать в своей работе оценку,
выставляемую им их товарищами.
Принцип динамичности и вариативности структуры органов са-
моуправления предусматривает, что структура органов самоуправле-
ния должна быть опосредована целями деятельности молодежных
групп, содержание которых постоянно меняется в зависимости от
стратегических и тактических задач, стоящих перед молодежным
коллективом. Этот принцип означает необходимость системати-
|
|
ческого поиска такой организационной структуры, которая со-
четает в себе постоянные органы самоуправления, определенные
положениями и уставами, и временные органы самоуправления,
создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом
должно предусматриваться также изменение функций постоянных
органов в зависимости от изменения стратегических задач.
Реализация данного принципа предполагает состязательность
и добровольность в формировании органов самоуправления, пе-
дагогическое стимулирование лидерства в молодежной среде.
Принцип интеграции и дифференциации управления и молодеж-
ного самоуправления предполагает, что отношения руководителей
и молодых людей в процессе развития самоуправления строятся
на принципах сотрудничества. Такое сотрудничество обеспе-
чивается наличием принятых как педагогами, так и студентами
определенных правил (норм) отношений, делегированием мо-
лодым людям реальных управленческих отношений, созданием
обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это
не исключает взаимной требовательности, предъявляемой руко-
водителями и участниками деятельности друг к другу.
На оpганизационно-методическом уровне профессиональные
организаторы и молодые люди участвуют в pаботе совместных
оpганов самоупpавления, вырабатывают общую программу
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Социально педагогическое сопровождение лидерства
в молодежной среде
181
действий, информируют дpуг дpуга о своей деятельности. Руко-
|
|
водители помогают pаботать оpганам самоуправления, предостав-
ляют им право обсуждения любых вопросов жизни коллектива,
определения основных задач и принятия решений.
На социально-психологическом уpовне руководители и моло-
дые люди устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог,
предупреждать и преодолевать конфликты. Важно создать такую
атмосферу, в которой и те и другие, сопереживая и помогая друг
другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.
2. Социально педагогическое
сопровождение лидерства
в молодежной среде
1. Какого человека можно назвать лидером?
2. В каких ситуациях проявляется феномен лидерства?
3. Какова структура процесса социально-педагогического
сопровождения лидерства?
4. Каковы принципы социально-педагогического сопровож-
дения лидерства?
Лидер – это человек, который от рождения наделен способнос-
тью вести за собой, но это совсем не означает, что он обязательно
станет лидером. Для этого он должен овладеть культурными цен-
ностями, иметь определенный информационный уровень, уметь
реализовать имеющиеся у него возможности.
Лидерство – это всегда групповой феномен. Лидеры потенциаль-
но существуют в каждой группе. В группе может быть как один ли-
дер, так и несколько, каждый из которых имеет свою собственную
сферу деятельности. В то же время существуют и универсальные
лидеры, чьи способности проявляются сразу в нескольких сферах.
При этом необходимо подчеркнуть, что в жизнедеятельности
группы могут возникнуть ситуации, когда функции лидера на себя
может взять другой человек, и обусловлено это будет обстоятельс-
твами, складывающимися в данной конкретной ситуации.
Выделяют следующие типы ситуаций: интеллектуальные, эмо-
циональные, мотивационно-волевые, предметно-практические,
экзистенциальные, актуальные, неожиданные и случайные. Со-
ответственно выделенным типам ситуаций можно выделить типы
лидеров, ориентированных на активацию имеющихся личност-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
182
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
ных качеств в данной ситуации: лидер-эрудит, конструктивный
лидер, лидер-активист, функциональный лидер, рациональный
лидер, актуальный лидер, традиционный лидер, лидер-оптимист
и случайный лидер. Выделение именно этих типов лидеров обус-
ловлено проявлением лидерского потенциала в той или иной
конкретной ситуации, хотя можно не оспаривать и точку зрения,
согласно которой конкретный человек будет лидером в любой
ситуации (универсальный лидер). Другими словами, лидерство
может быть как универсальным, так и ситуационно обуслов-
ленным, что отражается в процессе взаимовлияния требований
ситуации и проявлений характерного сочетания личностных
качеств и возможностей проявления данного комплекса качеств
только в определенном типе ситуаций.
Педагогическое сопровождение молодежного лидерства — это
процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельнос-
ти с группой молодежи с целью оказания помощи в реализации
лидерского потенциала каждого молодого человека и создания
условий, обеспечивающих такую ситуацию, в которой проявле-
ние сочетания качеств, имеющихся у юноши или девушки, будет
максимально эффективным.
В число компонентов педагогического сопровождения моло-
дежного лидерства входят:
подготовка организаторов к обеспечению процесса сопро-
вождения;
формирование готовности к выполнению лидерских функций
у молодых людей;
конструирование поля лидерства;
формирование рефлексивной позиции у молодого человека.
|
|
Подготовка организаторов к обеспечению педагогического
сопровождения молодежного лидерства включает в себя их ин-
формационную подготовленность как субъектов данного педаго-
гического процесса на основе формирования системы знаний по
проблеме лидерства, комплекса умений и навыков организации
данного процесса на практике.
Формирование готовности к выполнению лидерских функ-
ций у молодых людей — это динамичное целостное состояние
личности, внутренняя настроенность на определенное поведе-
ние, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные
действия, которые включают психологическую, теоретическую
и практическую готовность.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Социально педагогическое сопровождение лидерства
в молодежной среде
183
Теоретическая готовность — это система знаний молодого чело-
века о проблеме лидерства, лидерском потенциале, условиях его
реализации, личности и межличностных отношениях в группе,
особенностях делового и межличностного общения, собственных
возможностях, процессах принятия решений (индивидуальном
и групповом), алгоритмах организаторской деятельности.
Практическая готовность — это система умений и навыков
использования имеющихся знаний в реальной деятельности,
связанной с реализацией лидерского потенциала в различных
ситуациях, их совокупности или в случайных и неожиданных
обстоятельствах.
Конструирование поля лидерства — это разнообразные ситуа-
ции, создаваемые организаторами, в которые включается молодой
человек с целью реализации имеющегося у него лидерского по-
тенциала или использования для этих целей ситуаций реальной
жизнедеятельности.
Формирование рефлексивной позиции — это создание осоз-
нанной, устойчивой системы отношений молодого человека
к какой-либо значимой для него проблеме, проявляющейся
в соответствующем поведении и поступках.
Данные компоненты педагогического сопровождения моло-
дежного лидерства являются инвариантными. Вариативность
|
|
компонентов зависит от особенностей молодежной группы,
с которыми организуется работа: возраста, имеющихся у молодого
человека поведенческих и эмоциональных проблем, особеннос-
тей молодежной группы, участвующей в работе, условий работы,
возможностей специалистов, организующих данную работу.
Социально-педагогическое сопровождение детского лидерства
базируется на следующих принципах.