значимые отношения. Каждый человек в жизни выполняет ту
или иную роль, которая предписывает ему выполнение опре-
деленной системы действий, поведения. Включение молодых
людей в отношения «лидер — ведомые» осуществляется через
овладение определенными социальными ролями, способствует
формированию у них качеств, необходимых для выполнения
функций лидера.
Реализация принципа предъявляет к организации этого про-
цесса следующие требования:
соответствие уровня социальных отношений, в которые
включается молодой человек, его возрастным и индивиду-
альным особенностям и возможностям;
создание реальных возможностей для включения молодых
людей в дела, обеспечение гарантии выбора, вида и содер-
жания лидерской и организаторской деятельности, свободы
выбора средств ее осуществления;
вовлечение всех молодых людей в различные виды социаль-
ной личностно значимой деятельности, способствующие
реализации их лидерского потенциала;
формирование связей молодых людей с социальной средой
и возможностей их реализации в повседневной практической
деятельности;
стимулирование разнообразной социальной личностно зна-
чимой деятельности детей.
Практической реализации принципа способствует соблюдение
определенных условий, к числу которых могут быть отнесены:
✓ осознание каждым молодым человеком той деятельности,
в которую он включается с позиции лидера;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Социально педагогическое сопровождение лидерства
в молодежной среде
185
✓ пропаганда основных областей развития личности, показ
молодым людям образцов индивидуального саморазвития
в результате освоения той или иной деятельности;
✓ обеспечение постоянной возможности для индивидуальной
и коллективной деятельности молодых людей;
✓ своевременная и справедливая оценка результатов индиви-
дуальной и коллективной деятельности молодых людей;
✓ обогащение позитивного опыта включения молодых людей
в реальные социальные личностно значимые отношения;
✓ обогащение внутриколлективных и межличностных отно-
шений;
✓ систематическое повышение социальной культуры молодого
человека, экономическое, правовое, психолого-педагоги-
ческое его просвещение, обучение социальному поведению,
культуре общения, организаторской деятельности;
✓ личный пример организатора, показывающий возможности
самореализации лидера.






