Античная п-п теория заложила основы европейского понимания права и государства. Ее развитие проходило в 3 этапа:
1. Ранний (космологический) этап – 9-6 век до н.э.
2. Классический (софистический) – 5-первая половина 4 века до н.э.
3. Эллинизма (метафизический) – 4-2 век до н.э.
На особенности п-п теории оказал влияние ряд факторов:
1. Полисное устройство ДР.Греции.
Полис – город – государство. Но это не совсем так. Полис не тождественен государству в современном понимании этого слова. Он никогда не был особым институтом управления, а являлся лишь формой жизнедеятельности, способом существования древнего общества. Особенности полиса заключаются:
- для полиса характерно изначальное стремление к замкнутости, некоторой самоизоляции в эконом и соц отношении
- полис представлял собой гражданскую общину, т.е. коллектив свободных граждан(рабы не учитываются). Эта идея свободной гражданской общности являлась ключевой для всей п-п мысли. Полита являлась естественным проявлением каждодневной жизни древних греков. Она являлась развитием их существования. Ключевым понятием является общность. Индивид рассматривался как личность, но в рамках полисной общности. Противопоставление отдельного гражданина полису считалось недопустимым. Это считалось преступлением и противоречащим воли богов.
|
|
- полис, как замкнутая автономная община, мог существовать только при небольшой численности его граждан. Отношения между гражданином и рабом совершенно исключались из полисного устройства. Поэтому и в п-п мысли всегда имеет место противопоставление полисной организации другим варварским формам социального общения.
- свобода являлась не столько индивидуальной, сколько коллективной ценностью. Потому что свободным считался лишь тот, кто являлся гражданином полиса. Праве человека Древней Греции – права гражданина.
- сама концепция полиса, т.е. существование коллектива, порождает идею равенства его членов.
- цельность и совершенство полиса основывались на подчинении его существования и функционирования закону и право-справедливости. Полисные законы считались олицетворением божественного совершенства.
ВОПРОС Мифологические истоки античного правосознания.
Другой фактор – мифологические истоки.
Существование мифа подчеркивает, что в Др.Греции и Риме миф так и не вышел за рамки породившей его культуры и не трансформировал современника. При этом мифология оказывала влияние на характер п-п мысли, но делала это иначе чем религия.
Отличия мифа от религии:
Миф | Религия | ||
Образ божества | |||
Боли антроаморфны (близки к людям). Модель поведения божества максимально приближена к человеческому пониманию. | Образ бога поднимается на совершенно иной уровень. Он трансцендентен, т.е. недоступен человеческому познанию. Сущность бога выше пределов человеческого разума. | ||
Характер норм, регулирующих поведение
| |||
Регулирование абсолютно ситуативно и моделировано в зависимости от конкретного поведения бога в той или иной ситуации | Кроме того, религия при всей казуистичности первых религиозных норм все же стремится к большему обобщению, формулировки более абстрактных правил поведения |
Эту мифологию отличает политеизм, атропоморфность богов, единство естественного и сверхъестественного миров. Из мифологически представлений вырастает идею компромисса и общего блага, как целеполагание человеческого общежития. Сам образ правового мышления в античности носит диалогический характер. Принятие решения по итогам общего собрания является естественным для полиса. С другой стороны, диалогичность античного правосознания носит изначально замкнутый характер. Это питало олигархические, аристократические настроения.
Мифологические истоки античного правосознания порождали в нем единство правового и морального компонента. Закон и мораль в отличии от Восток на Западе не противопоставлялись. Напротив, закон отождествлялся со справедливостью. Являясь результатом соображением общего блага, закон сам по себе как феномен являлся высшим благом для общества. Беззаконие отождествлялось с хаосом и вело к гибели полиса.
Наконец, можно сказать что из античной мифологии произросли философские идеалы и категории, ключевые для античной п-п мысли. При этом нее следует мифолизировать античное правосознание. Его особенности были определены характером и спецификой развития греческой мифологии, но и это не означает проникновение ее в сущность правосознания человека. Это отличает западную цивилизацию от восточной, где религиозные нормы были вплетены как в государственное управление, так и в поддержание общественного порядка.